Для зарегистрированных пользователей |
|
"Мягкие законы" для нового мира
Одобрив "минимальные стандарты безопасности" для национальных удостоверений личности (ID-карт), Европейский Совет по юстиции и внутренним делам сделал очередной шаг к внедрению на континенте единых идентификационных документов с биометрией владельца. Наряду с этим намечен общий план развертывания биометрической визовой системы Европы, которая в течение ближайших нескольких лет накопит отпечатки пальцев 70 млн. человек. Широкомасштабный обмен этими данными с аналогичными базами других государств и альянсов пока остается предметом дискуссий.
Предложения по значительному развитию баз данных касаются существующей "Шенгенской информационной системы" (Schengen Information System, SIS), ее преемницы "Визовой информационной системы" (VIS/Schengen II) и базы данных EURODAC, в которой хранятся сведения о нелегальных иммигрантах и лицах, ищущих политического убежища. Одновременно выдвинуто несколько новых инициатив, включая систему автоматизированного "мониторинга въездов и выездов", систему регистрации "частых путешественников" и создание общеевропейской криминалистической базы AFIS, "Автоматизированной системы идентификации отпечатков пальцев". Таким образом, хотя ряд европейских государств возражает против создания централизованной биометрической базы данных на всех граждан, проектирование общеевропейских систем хранения и обработки отпечатков пальцев идет полным ходом.
"Минимальные стандарты безопасности", принимаемые ныне для внутренних ID-карт, по сути дела являются теми же самыми, что уже одобрены для новых европейских загранпаспортов с биометрией. Иными словами, для внутренних удостоверений также подразумевается совместимость со стандартами ICAO, Международной организации гражданской авиации, включение в документ RFID-чипа с цифровой фотографией и двумя дактилоскопическими отпечатками.
Интересно, что "стандартная" ID-карта не является стандартом в общепринятом смысле этого слова, поскольку одобрение Советом по юстиции и внутренним делам не является директивой к выполнению для государств Европы. То есть теоретически страны-участницы союза вовсе не обязаны следовать рекомендациям, если того не хотят. Однако на практике это обычно означает, что межгосударственные программы, принятые на основе ведомственных соглашений национальных министерств, по-тихому реализуются в обход обсуждений общеевропейским или национальными парламентами. В частности, такой "мягкий" сценарий прогнозируется сейчас и для продвигаемых национальными МВД удостоверений и биометрических баз данных, поскольку при слушаниях в парламенте эта тема часто вызывает жаркие споры, которые еще не известно чем закончатся.
|