Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
НАВИГАЦИЯ
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Аналитика

Проект ИКТ-стратегии: обсуждаем документ Минсвязи. Проект "Стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий в РФ"

В распоряжение редакции CNews попал текст проекта "Стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий в РФ". Впервые стратегический документ основывается на результатах исследований в сфере ИКТ и предлагает систему ключевых показателей выполнения поставленных задач. Ниже мы предлагаем вашему вниманию статью-комментарий известного юриста, занимающегося проблемами ИКТ, Виктора Наумова, и мнение о документе исполнительного директора АП КИТ, Николая Комлева.

Упорядочение и стимулирование развития любой сферы деятельности государства и общества требует построения иерархии проблем, целей и задач участия государства, общества, бизнеса и граждан в предметных общественных отношениях. Для России, как, впрочем, и для большинства стран мира, стоит задача построения эффективной государственной политики в сфере развития и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эта задача давно требует решения и дальнейшее промедление все более усугубляет ситуацию - страна теряет возможность строить экономику и общество с помощью эффективных технологических средств, отсутствие сформулированных государством положений собственной политики порождает дальнейшее отставание отечественной индустрии на мировом рынке, приводит к оттоку капитала, растрате интеллектуального потенциала и продолжению расслоения населения за счет цифрового неравенства.

Неоспоримой заслугой государственных органов Российской Федерации является то, что за последний год с небольшим были разработаны и опубликованы проекты ряда стратегических документов "Концепции отрасли". Часть из проектов принята или одобрена, другая - находится в стадии обсуждения или согласования.

"Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития и использования ИКТ". В нем кратко говорится о принятии новых (перечисляются законы "О праве на информацию", "Об информации персонального характера", "Об электронной торговле", "Об электронном документообороте") и ревизии старых нормативно-правовых актов (федеральных законов "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О средствах массовой информации", "О рекламе", "Об электронной цифровой подписи").

Очевидно, что в случае принятия стратегии закономерно встанут вопросы определения списка актуальных правовых проблем и составление на его основе иерархии новых правовых норм, принципов и конструкций.

Одним из последних разработанных документов является "Стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации" (далее - стратегия). Впервые государство формализовало и представило видение системы действий в области ИКТ, определило системные приоритеты развития ИТ-индустрии как комплексной отрасли, активно взаимодействующей с иными отраслями экономики и являющейся платформой для развития информационного общества.

Документ довольно сложно пересказывать или комментировать "по частям" - он представляет собой квинтэссенцию цифр и идей. Интересен состав выбранных задач стратегии:

  1. Обеспечение доступности современных ИКТ для широких слоев населения и развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей их потребности в современных инфокоммуникационных сервисах,
  2. Формирование «электронного правительства», обеспечивающего эффективное межведомственное взаимодействие и взаимодействие органов власти с населением и организациями,
  3. Превращение российской отрасли производства программного обеспечения в одну из основных движущих сил экономического роста.

Если анализировать содержание документа, то в перечисленных задачах и мероприятиях стратегии, по сути, содержится еще одна - повышение уровня технологической грамотности населения и качества специального образования в области ИКТ.

Наверное, впервые стратегический документ базируется на результатах исследований сферы ИКТ и предлагает систему ключевых показателей выполнения задач стратегии - в случае инерционного сценария - при условии сохранения действующей системы регулирования и уровня экономических стимулов использования ИКТ, и при реализации заложенных в документе идей.

Подбор целевых индикаторов и их значений потребуют от специалистов отрасли внимательного изучения. Например, предлагается увеличение доли сектора ИКТ в структуре ВВП с 4.8% до 10% и количества подготавливаемых специалистов в сфере ИКТ с 1.7% до 2.9% (с 2005 по 2010 год). Важно понять, достаточно ли для достижения данных показателей реализации предлагаемых стратегией приоритетных направлений (устранение цифрового неравенства, развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры, формирование электронного правительства и перспективное направление господдержки - разработка программного обеспечения, в т.ч., по иностранному заказу), а также количества и состава трех федеральных целевых программ? Возможно, даже при благоприятном сценарии и указанном росте окажется, что Россия, все равно, будет и далее значительно отставить от Запада (в самой стратегии даются усредненные показатели для развитых стран мира).

Особый интерес представляет один из самых небольших по объему пунктов стратегии - "Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития и использования ИКТ". В нем кратко говорится о принятии новых (перечисляются законы "О праве на информацию", "Об информации персонального характера", "Об электронной торговле", "Об электронном документообороте") и ревизии старых нормативно-правовых актов (федеральных законов "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О средствах массовой информации", "О рекламе", "Об электронной цифровой подписи").

Очевидно, что в случае принятия стратегии закономерно встанут вопросы определения списка актуальных правовых проблем и составление на его основе иерархии новых правовых норм, принципов и конструкций.

Представляется, что, хотя стратегия, скорее, политический, социальный и экономический документ, этот раздел проекта стратегии может быть раскрыт и детализован, - хотя в нем и упоминается, например, о защите интеллектуальной собственности и борьбе с пиратством, адаптации таможенного и налогового законодательства для учета специфики разработки программного обеспечения, общих указаний явно недостаточно.

В какой степени, и в каких случаях государство должно контролировать ИКТ? Где заканчиваются пределы государственного контроля и начинается рынок и/или саморегулирование? Каким должен быть перечень гарантий субъектам информационных отношений? Каково должно быть налоговое бремя на отрасль? Как для целей налогообложения сама отрасль должна быть идентифицирована? Без ответа на эти и другие вопросы и соответствующей детализации описанные начинания могут быть реализованы неадекватными методами и есть риск, что соответствующие юридические решения окажутся вне рамок предлагаемых путей развития сектора ИКТ в России.

Этот недостаток стратегии представляется существенным, хотя, если вопросы регулирования будут раскрыты в новых разрабатываемых документах (например, концепции регулирования предметных общественных отношений), либо будут корреспондировать с правовыми разделами уже имеющихся концепций и программ (например, проектом "Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации"), то этот минус не будет решающим.

В последнем случае возникает закономерный вопрос о том, что превалирует - общий документ над специальными, или наоборот? Нужно отметить, что не все положения по регулированию уже существующих проектов или принятых (одобренных) документов находятся в русле идеологии и предлагаемых в стратегии решений. Поэтому, возможно, потребуется ревизия существующих проектов, чтобы они без противоречий, наложений и белых пятен покрывали всю сферу использования ИКТ.

Очевидно, что в сфере информационных отношений государство не может возложить все проблемы и задачи на одно ведомство, поэтому, само появление документа и его содержание позволяют надеяться на разработку другими органами исполнительной власти собственных документов в сфере ИКТ с учетом положений настоящей стратегии. Например, сфера распространения информации и информационных ресурсов (как государственных, так и негосударственных), бурно развивающаяся за счет ИКТ, имеет отношение к массовым коммуникациями, к образованию, науке и культуре. Соответственно, программное стимулирование развития контента на базе "средств доставки" - ИКТ должно коррелировать с предлагаемыми стратегическими направлениями.

В завершении, можно отметить, что, по сути, для России появилась первая точка отсчета для построения информационного общества, которая позволяет не только более ли менее адекватно оперировать понятиями "хуже-лучше", "отставание-опережение", но и дает количественные характеристики для развития индустрии и информационных общественных отношений, а также предлагает проект видения ответа на любимый в России вопрос "что делать".

Николай Комлев: Этот проект - результат очередной инициативы правительства

Комлев Николай. АПКИТ. исполнительный директорВ области ИТ и ИКТ в последнее время был разработан целый ряд стратегических документов. Среди них и "Концепция развития рынка ИТ в РФ", и "Концепция использования ИКТ в органах госвласти", и "Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг", и др.

Каждая из этих концепций охватывает определенный сегмент деятельности Министерства или сегмент рынка. По сути, стратегия - это некий сводный документ, а не какая-то принципиально новая разработка. Поэтому уместнее давать комментарии применительно к каждой отдельной концепции, вошедшей в стратегию.

Этот проект - результат очередной инициативы правительства, направленной на то, чтобы получить от министерств и ведомств стратегию развития секторов экономики. Насколько мне известно, в правительстве до сих пор не определен формат финансирования реализации именно этой стратегии. Поэтому я бы не стал пока придавать этому документу большое значение.

Что касается наиболее близкой нам (рынку ИТ и членам ассоциации АП КИТ) “Концепции развития рынка ИТ до 2010 г.”, то заложенные в нее планы и задачи постепенно реализуются. Это касается и законодательного блока (в Госдуму были внесены профильные законопроекты), и темы совершенствования налогообложения сферы ИТ, и темы ИТ-парков, и т.д. Безусловно, госаппарат по определению медлителен, но определенное движение все же есть.

Наибольшая активность наблюдается со стороны Мининформсвязи, определенную поддержку в отстаивании рыночных механизмов регулирования отрасли мы видим со стороны Минэкономразвития. В тоже время, например, Минкультуры мыслит исключительно бюрократическими категориями. Например, "реагируя" на задачи борьбы с пиратством, оно выступило с удивительно "свежей" инициативой - лицензировать тиражирование ПО, вопреки воле большинства правообладателей.

Говоря же о “Концепции развития рынка ИТ” в целом, участвуя в ее разработке, мы естественно преследовали в первую очередь задачу - развитие ИТ-индустрии. Сегодня наша экономика, опирающаяся на распродажу ресурсов, находится не в лучшем положении. А будущее - за постиндустриальным обществом. И с этой точки зрения развитие российской ИТ-индустрии и интеграция ее в мировую экономику работают в интересах всей страны.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 05.12.2005  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100