Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Открытое письмо Администрации Парка высоких технологий

www.it-belarus.netНекоторые рекомендации или пожелания Администрации Парка высоких технологий (ПВТ) по итогам Международного Конгресса «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телематические приложения»

Впечатление от выступлений докладчиков Международного Конгресса «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телематические приложения», участником которого был и я, осталось двояким. Была, несомненно, и гордость за Беларусь, было и некоторое разочарование от прослушанных докладов. Безусловно, Республике Беларусь есть чем гордиться в ИТ-области.

Об этом свидетельствовало большинство представленных для дискуссии докладов, прозвучавших в зале Президиума Академии Наук РБ 10.11-11.11.05. Однако, в ряде докладов иногда звучали чрезмерно хвалебные нотки в свой адрес, когда состояние некой эйфории и успокоенности от достигнутых успехов превалировало над реальным состоянием дел: дескать мы лучше всех по СНГ, а то и в сравнении с Европой и миром.

В некоторых случаях эти сравнения были подчас голословными и недостоверными, а если докладчиками и приводились цифры, то наши отечественные достижения в области ИТ выглядели надуманно лучше по сравнению даже с аналогичными западными образцами либо зарубежными ИТ-услугами. Это в первую очередь касалось сравнения тарифов на услуги связи и сети Интернет, качества, надежности и скорости доступа в глобальную сеть. Мне же более импонировали докладчики, которые трезво подходили к существующим проблемам, и помимо критики в первую и большую очередь самих же себя, а затем уж смежных государственных структур, предлагали конкретные пути решения тех или иных проблем.

С этой же весьма трезвой позиции хочу подойти и я. Я хочу быть услышанным «на верхнем этаже власти» теми клерками, кто готов слушать и слышать, и чтобы мои рекомендации были взяты компетентными правительственными органами на заметку для последующего решения обозначенных мной узких мест. Поскольку меня больше всего на данном этапе волнует дальнейшая судьба Парка высоких технологий (ПВТ), то я возьму на себя некоторую смелость «поучать» Администрацию ПВТ и исполнительную власть РБ, и давать им советы, т.е. выскажу ряд рекомендаций, которые затрагивают весьма широкий спектр нерешенных на сегодняшний момент проблем, касающихся непосредственно белорусского технопарка.

Хочу подчеркнуть, что мои пожелания или советы не личная прихоть стороннего наблюдателя, находящегося длительное время в Германии, а поэтому стоящего как бы «над схваткой». Мои рекомендации выстраданы самой практикой делового общения, на основе тех вопросов и проблем, которые неоднократно звучат и затрагиваются со стороны потенциальных зарубежных заказчиков и инвесторов в ходе длительных переговоров. Можно сказать, что это злободневная боль, а также и мое неистребимое желание изменить хоть в чем-то ситуацию в Беларуси в лучшую сторону. Далее я хочу конкретизировать ряд проблем по ПВТ, решать которые нужно как можно быстрее.

1. Проблема отсутствия информации по ведению бизнеса в РБ на иностранном языке.

Находясь в Германии, я столкнулся с такой проблемой, как полное отсутствие информации экономического характера о Республике Беларусь на иностранном языке. Например, чтобы решить этот вопрос и предоставить первичные документы потенциальному западному инвестору для начального ознакомления с экономическим законодательством и ситуацией в нашей стране, с его последующим анализом я обращался в белорусское посольство в Берлине, на сайте которого нет ровно никакой экономической информации, даже на русском языке. Пришлось несколько раз звонить. Советник по экономике нашего посольства рекомендовал мне самостоятельно обращаться к сайтам белорусских СЭЗ либо персонально к руководителям администраций данных экономических зон, которые, с его слов, иногда предоставляют посольству необходимую информацию по его личному запросу. Оказалось, что на практике нет государственной поддержки даже собственных посольств. Но это же полный нонсэс. Как я полагаю, и на сайтах всех других посольств Беларуси во всем мире нет никакой информационной поддержки по ведению бизнеса в нашей стране хотя бы на английском языке.

Может, кто-то думает, что мир разговаривает на русском? Уверяю, что это не так. Неужели трудно дать задание Торгово-промышленной Палате РБ перевести на английский язык ряд основополагающих документов, имеющих законную юридическую силу (legal), и разослать эти переводы во все посольства Беларуси в мире либо разместить эти документы на их же сайтах. Я думаю, что реализация данного предложения не потребует от государства «колоссальных» материальных затрат, а польза от этого стране будет великая.

Дополнительно к сказанному знаю, что у нас в стране есть государственный центр правовой информации (НЦПИ), на сайте которого можно найти около 56 или чуть более документов на английском языке. Пока не касаемся количественного наполнения переводных документов. Абсурд же состоит в том, что при статусе центра как государственного в конце каждого перевода документа стоит сноска, что перевод неофициальный (unofficial translation). Вот уж действительно - это бизнес по отечественному!?

Позвольте спросить: Как объяснить, а тем более растолковать иностранцу, который только изъявил желание проинвестировать тот или иной проект и вложить собственные средства, данное несоответствие между государственным статусом правового центра и тем, что предоставленная им для анализа информация по своему юридическому положению все равно, что чтение сказок братьев Грим? Вразумительного ответа я так до сих пор не получил ни от кого. Вот почему этот же вопрос был задан докладчику от НЦПИ на Конгрессе. На мой вопрос я получил неутешительный ответ, что подпись под документом - перевод официальный, они не могут ставить на том основании, что не обладают какой-то там лицензией. Выход из положения: либо добейтесь этой лицензии, либо не размещайте такие документы на сайте вообще. А разместив их у себя на информационном портале, необходимо нести полную ответственность за соответствие предоставленных документов букве белорусского Закона. Подпись же unofficial translation кроме горечи разочарования и стыда за всех нас ничего другого не вызывает даже у меня.

Поэтому мое предложение: поручить Торгово-промышленной Палате РБ сделать официальные переводы ряда основополагающих документов, например, документов, затрагивающих вопросы по открытию совместного предприятия в РБ либо представительства иностранной компании, как осуществляется порядок регистрации таких предприятий, по СЭЗам, поПВТ, как вести бизнес в РБ, как открыть счет в белорусском банке, какие существуют налоговые сборы и их объем, есть ли преференции, по арбитражному суду и т.д.

Вопрос, где именно размещать данную информацию, на сайте НЦПИ, самой Торговой палаты, на сайтах посольств РБ, МИДа либо где-то еще вторичен. Главное, чтобы такая информация была и обладала статусом legal (official translation).

2. Проблема динамичности сайта www.park.by.

Хотелось бы также иметь оперативный электронный адрес, по которому можно бы было обратиться в любое время с любым вопросом по ПВТ, и получить исчерпывающий, а главное, компетентный ответ, в том числе и на иностранном языке. А поскольку сайт www.park.by пока мертвый, не обновляется, нет динамики, что очень и очень жаль. Ситуацию надо менять в лучшую сторону как можно скорее. Понятно, что сейчас идет становление структуры самой Администрации ПВТ, разработка Устава, других документов и т.п. Есть много проблем организационного плана. Но вот с сайтом белорусского технопарка никак нельзя затягивать. Я считаю, что это первостепенная задача, к решению которой нужно сейчас приступить немедленно. Что касается исполнения и контента сайта www.park.by, то они также должны быть качественно безупречны. Это лицо организации технопарка, только в электронном виде. А оно должно быть понятным, как с точки зрения технической, так и с точек зрения информационной и эстетической.

Если «лицо» отталкивающее либо имеет неприглядный вид, а уж тем более, если с ним не о чем «разговаривать», то, безусловно, ни о каком сотрудничестве, даже носящим краткосрочный и тестовый характер, не может быть и речи вообще. На постоянное обновление сайта, его модификацию и улучшение, необходимо тратить человеческие и финансовые ресурсы. В штате технопарка должен быть Personal Autority, тот выделенный и не отвлекающийся больше ни на что другое сотрудник, работающий только на постоянной основе, а не временщик, тот, кто непосредственно и оперативно отвечает на поступающие на box: info@park.by в режиме on-line все запросы, либо также оперативно переадресует их другим менеджерам технопарка с целью получения быстрого и исчерпывающего ответа. Этот человек должен обладать высоким уровнем компетенции и интеллекта, но при этом четко понимать одну простую истину, что глупо за каждым запросом видеть потенциального инвестора. Но еще глупее с его (Personal Autority) стороны было бы просто игнорировать «пустяковые» запросы каверзных иностранцев или отечественных физических и юридических лиц, считая их несуразицей и полным бредом. После нескольких непрофессиональных «ляп» такого сотрудника интерес к белорусскому технопарку затухнет очень быстро, и возобновить его со временем уже не представится никакой возможности.

Несколько слов о вариантах языка. Сайт должен иметь английскую страницу. Я бы добавил, что это требование является обязательным для любого сайта. Однако, было бы еще более выигрышным положение дел, если бы был доступен и немецкий вариант. Практика показывает, что для успеха общего дела необходимо ответить на запрос посетителя сайта в течение дня, в худшем случае на следующий день, т.е. в течение 48 часов при деловом, серьезном запросе. И речь здесь не идет о тех вариантах ответа, когда требуется длительная проработка и взвешенная детальная подготовка к нему. Речь идет о быстром ответе типа: "Спасибо за запрос. Он в работе. Ответ будет готов через…Либо: Спасибо за запрос. Но у нас нет ресурсов или опыта на выполнение данного проекта…. ". Честность всегда лучше, чем даже завуалированная ложь, а молчание не есть серебро.

Поэтому выскажу второе пожелание.

Белорусский ПВТ должен иметь сайт на нескольких иностранных языках, где будут размещены все переводы основополагающих документов, в том числе и главного законодательного акта по ПВТ - самого Декрета 12.

3. Законодательство по ПВТ не должно быть ухудшено с течением времени, необходимо соблюдать все гарантии государства в течение провозглашенных в Декрете по ПВТ 15 лет.

Если Декрет 12 о ПВТ подписан сроком на 15 лет, то должны быть выдержаны все гарантии государства, что данный Декрет будет неизменен в основополагающих своих принципах действительно на это заявленное время. Главное, чтобы не получилось так, что по истечении меньшего срока времени, но уже достаточного для раскрутки резидента парка, государство вдруг изменит свои правила игры (что уже было не раз в нашей стране, в свою пользу, да еще и задним числом), после чего начнется изъятие освоенных площадей, инфраструктуры, изменение налоговой политики и т.д. Иностранцы беспокоятся, прежде всего, о сохранности своих инвестиций, а уж потом - о предполагаемой прибыли. Ведь ни для кого не секрет, что по привлекательности инвестиционного климата из года в год Беларусь занимает места где-то после 100 из 166 стран мира, которые подпадают под рейтинг ведущих аналитических компаний мира (всего стран в мире чуть более 200).

Зарубежных заказчиков интересует в первую очередь прозрачность, неизменность, предсказуемость и стабильность законодательства страны предполагаемых инвестиций. Риски просчитываются в первую очередь. Поэтому, хоть и в крайнем случае, не хотелось бы отсылать иностранцев с потенциальной возможностью обращения в ВХС РБ, объясняя им, что они могут при возникновении спорных вопросов обратиться с апелляцией к данному арбитражному суду в будущем.

Инвестор же ждет от нашего государства именно гарантий, что все, что он здесь на свой страх и риск создаст как частная структура, останется у его в пользовании с правом продажи, отчуждения и т.д. Недавно был анонсирован и архитектурный проект ПВТ стоимостью 930,2 млн. долларов. Возникает конкретный вопрос: Есть ли такие средства у РБ? Думаю, что пока нет, и без частных инвестиций вряд ли они будут. Поэтому отказ от борьбы за инвестиции равносильно тому, что мы своей недальновидной политикой сразу похороним хорошее дело на корню. Кто еще не был, тому советую съездить в Китай за опытом. Пожалуйста, посмотрите и изучите пристально опыт трудоголиков китайцев по данному вопросу. Может тогда прочувствуете лично, увидев наяву, а не бумаге, что на душу населения, повторю, на душу населения по инновационным вложениям в High-Tech и по отдаче от этих вложений Китай опережает Россию, нашего ближайшего конкурента по ИТ, в 48 раз. А где мы пока - не трудно догадаться.

Кроме того, в Декрете 12 четко не прописан механизм, когда резидент захочет сам по своей воле выйти из ПВТ. Все в мире меняется. Например, собственник желает продать свой бизнес или перепрофилировать его под другие задачи. Бывают и случаи банкротства. Может быть, и такой вариант событий, когда, например, резидент остается резидентом ПВТ, но уже под другой вывеской (брендом). А вы грозите экономическими санкциями. Более того, вы пугаете его конкретными штрафами и пеней в случае, если зарубежный инвестор захочет даже по своей воле сменить род своей деятельности и уйти из ПВТ. Однако, вы не хотите замечать тот очевидный факт, что вы сначала притягиваете его как минимум на 15 лет, и хотите, чтобы ничего не менялось при этом. А где гарантии самого государства, что Декрет 12 будет неизменен именно 15 лет, что его не «улучшат» задним числом, когда станет работать просто не выгодно, а инвестором, иностранным или отечественным без разницы каким именно, уже создана инфраструктура, им обучен персонал и т.д. В Декрете 12 нет закрепляющей, основополагающей записи, что он (Декрет) не будет отменен ни под каким предлогом. Сделайте и себя ответственными, не говоря уже об арбитраже и поиске справедливости в суде, гарантами сохранности частной собственности, чтобы тем самым резко снизить риски от непродуманных капитальных вложений для потенциальных инвесторов. Возможно, и штрафные санкции к иностранцам применять не надо. Ведь их опыт управления многого стоит. Белорусские специалисты в ПВТ получат неоценимый опыт эффективного управления иностранным подразделением компании с мировым именем.

Я знаю лишь один пример, когда Дмитрий Конаш, наш соотечественник из Беларуси, да и то своим умом и профессиональными знаниями, т.е. самостоятельно, без поддержки нашего государства, добился весьма значительного положения в компании Интел, став руководителем московского представительства по СНГ. Если придут ведущие мировые компании в ПВТ, то таких управленцев Топ-уровня в нашей стране станет значительно больше. А чтобы пришли Samsung, Sony, Philips, Toshiba, LG, T-Systems, Oracle, MS та же Intel и другие нужны неоспоримые гарантии со стороны нашего государства.

Все аргументы о четком предоставлении государственных гарантий я привожу не раз на том основании, что, если у тебя, либо у твоей страны возникает искреннее желание интегрироваться в мировое экономическое пространство, а тем более привлечь иностранные инвестиции, то ты должен уважать, понимать, а главное выполнять, писанные и не «писанные» правила экономического поведения, принятые во всем мире. Поэтому хочу высказать еще несколько замечаний по поводу распределения предполагаемой прибыли будущих резидентов ПВТ.

Известно, что в развитых и передовых странах собственник распоряжается своей полученной прибылью независимо от воли на то государства. Если предприятием были заплачены честно все налоги, то какие могут быть дальнейшие вопросы: полностью использовать прибыль или нет, как использовать, куда направлять средства, на обновление ли основных средств и развитие, на благотворительность, вывозить ли заграницу и т.д. В том то все и дело, что именно нашему государству крайне необходимо перенимать лучший и передовой зарубежный опыт и предоставлять такие виды банковских и иных услуг, а также экономические преференции собственнику, чтобы у него у самого в голове не возникало даже мысли переводить капитал в другую страну.

Беларуси нужны, в первую очередь, четко продуманные механизмы и экономические рычаги влияния. Влияния, а не давления. А запретами, лимитами и необоснованными ограничениями, а тем более через чрезмерное регламентирование частной производственной деятельности мы только навредим полезному делу. Либо ты ограничиваешься только своей страной, и поступаешь в ней как считаешь нужным, ни к кому не прислушиваясь, считая, что ты самый умный (но почему же тогда такой бедный?). Либо ты изучаешь чужой опыт, анализируешь его, берешь все передовое и лучшее, что есть в мире, планомерно улучшаешь свою законодательную базу и, в конечном счете, свой имидж с тем, чтобы с тобой захотели сотрудничать сами инвесторы по своей воле, без принуждения. И надо помнить, что Капитал перетекает именно туда, где созданы более благоприятные и лучшие на сегодня условия, туда, где есть неоспоримые гарантии государства.

Мне кажется, что второй путь развития наиболее целесообразен и более перспективен для нашей страны. Хотелось, чтобы правительство РБ поработало в этом направлении. Азиатские «тигры» и дружеская Россия не спят.

4. Проблема визовой поддержки западных деловых кругов.

Пофантазируем далее. Иностранец все-таки пришел в Беларусь и хочет здесь работать. Хорошо. Но он желает еще и контролировать весь процесс производства и следить за тем, как именно развивается его бизнес в Беларуси. Нормальное, правильное и, бесспорно, законное желание с его стороны. Что происходит дальше. Европейцу нужна деловая многоразовая виза, сроком как минимум на год. Стоимость ее в совокупности с медицинской страховкой для немцев составляет около 750 евро. Не очень ли мы «перегнули палку» в желании заработать на таком «бизнес-туризме» в Беларусь туда и обратно? В соседней Польше подобная виза стоит всего 50 долларов в год. Даже простая виза в Беларусь на срок до месяца стоит 65 евро без медицинской страховки. Мне кажется по всем «фронтам» и направлениям с пошлинами на визы в РБ перебор.

В Германии действует упрощенный вариант предоставления рабочей визы с правом временного легального проживания высококвалифицированным иностранным специалистам сроком до 5 лет. В этот ряд попадают и те иностранцы, которые пожелают открыть свое новое предприятие, независимо от сферы приложения своих сил, инвестировав свои личные средства в экономику ФРГ и создавая тем самым новые рабочие места.

Если иностранцу нет 45 лет, то в данном случае он освобожден от декларации финансовых средств, связанных с медицинской страховкой и обеспечением пенсии для самого себя. Если такой иностранный гражданин старше 45 лет, то он обязан показать свой банковский счет, на котором должно находиться достаточно средств, чтобы гарантировать и медицинское страхование в стране пребывания и пенсионные накопления. Кроме того, в ФРГ все еще действует программа Green Card, когда высококвалифицированные трудовые ресурсы со всего мира приглашаются на работу, в первую очередь на свободные рабочие места в ИТ-индустрию.

Знаю, что за последнее время таких специалистов приехало около 100 тысяч. В большей степени этот поток специалистов был из Индии, Румынии, Чехии, Польши и России. Все они получили 5-летние визы, оплатив за эту услугу визовую пошлину в размере 50-70 евро.

Сравните: ФРГ - 5 лет и 50-70 евро, Беларусь - 1 год и 750 евро. Какие другие еще приводить аргументы в доказательства того очевидного факта, что мы поступаем очень не логично, не дальновидно и не продуктивно с визовыми пошлинами в Республику Беларусь.

Поэтому выскажу мое следующее предложение: необходимо в самые кратчайшие сроки значительно снизить визовые пошлины хотя бы для делового мира, пусть для начала только представителям иностранных компаний, желающим стать резидентами ПВТ, с той целью, чтобы визовый статус Беларуси стал более привлекательным, а не таким уж отталкивающим как сейчас, который очевиден уже при первом знакомстве со страной.

Возможно, за положительное решение данного вопроса ответственен непосредственно МИД РБ. Тогда Администрации ПВТ необходимо обратиться туда с подробным и корректным запросом. И может быть, на основании детального изучения данного вопроса, для резидентов ПВТ с иностранными инвестициями будут сделаны первые визовые преференции.

5. Проблема качества связи, тарифов сети Интернет, предоставляемых Белтелеком.

Проблемы качества Итнернет-услуг в Беларуси носят глобальный характер. О них все знают. Но они не решаются никак на протяжении уже многих лет. Это и непомерно завышенная плата за услуги монополисту в лице Белпак, это и ненадлежащее качество связи при обмене информацией большого объема, это и низкая скорость доступа, это и проблемы безопасности и сохранности данных и др.

Проблем много. Решать их надо в срочном порядке! Сколько раз об этом говорилось на самых высоких совещаниях, в том числе и на прошедшем недавно Конгрессе. Воз и ныне там. В нашей же стране преобладает стремление заработать как можно больше, здесь и сейчас, а вернее «ухватить» любой ценой побольше, а там хоть трава не расти. В Германии, например, стоимость минуты разговора с США - 0.2 евроцента за минуту, с Россией - 0.2, с Украиной - 0.8, а с Беларусью - уже 0.49! И это не «накрутка» Deutsche Telekom.

Поясню почему. Стоимость пользования услуги высокоскоростного A-DSL доступа в Интернет в Германии, при неограниченном времени нахождения в сети, при неограниченном объеме трафика «наружу», т.е. из твоего компьютера (это важно при ИТ-аутсорсинге для разработчика ПО) и при «скачивании» информации объемом в 1.5 Гб составляет всего 8 евро в месяц. В случаях, если я превышал объем до 2Гб, то сумма все равно не перешагивала рубеж в 10 евро в месяц. Об этом свидетельствует мой личный опыт, а не ссылка на какой-нибудь непроверенный источник информации. Даже в случае, когда я ранее использовал встроенный модем ноутбука, то сумма за услуги Интернет все равно колебалась в пределах 25-30 евро в месяц, что весьма подъемно и финансово необременительно. И тогда, когда у меня не было A-DSL модема, и сейчас, когда такой модем есть, это происходит в той самой «дорогой» Германии, где я находился и нахожусь в сети 8-10 часов в сутки ежедневно. Хочу дополнительно заметить, что высокоскоростной модем от T-Systems предоставляется бесплатно при 3-летней гарантии на него. Высокую скорость доступа я оценивал сам, так что знаю, о чем говорю.

Сравнение здесь также явно не в пользу Беларуси. Действует также бесплатная «горячая» круглосуточная линия для пользователей и т.п. Хотелось, чтобы этот параграф моего комментария увидели также руководители «Деловой сети», предлагающей новую услугу www.sml.by. Схожая услуга предлагается «Деловой сетью» за 29 тысяч белорусских рублей (около 12 евро по теперешнему курсу). Но объем получаемой информации всего 300Кб, т.е. в 5 раз меньше, чем в Германии. Плюс за сам модем нужно заплатить 50-100 долларов в эквиваленте, а за его подключение еще дополнительно 105 тысяч (около 45 долларов), хотя, как мне кажется, инсталлировать программное обеспечение с СД может любой старшеклассник. В «заетой» Германии все это безвозмездно, т.е. даром.

Поэтому то, что происходит с тарифами на услуги связи здесь у нас и сейчас, я не могу назвать иначе, как именно грабеж белорусского населения. А о зарплатах и доходах немцев я намеренно не завожу разговор, так как это не предмет обсуждения данной статьи. Все разговоры Министерства связи РБ о том, что надо вернуть (возместить) затраченные средства на модернизацию средств связи (оптоволокно, цифровые телефонные станции, коммутационное оборудование и т.д.) не выдерживает никакой критики. Все затраты уже давно окупились за счет населения Беларуси многократно. Даже Deutsche Telekom при всей своей «благотворительности» при внедрении передовых скоростных технологий типа A-DSL заработал более 1.2 млрд. евро в этом году. Я думаю, что и Белтелеком совсем не бедная организация.

Теперь несколько слов о качестве услуг в Беларуси. Какими бы не были высокими тарифы пользователь в Беларуси поставлен в такие условия, что ему не из чего выбирать. К слову в Германии кроме Deutsche Telekom услуги связи предоставляют еще более 10 провайдеров. Есть из чего выбирать. Тем не менее, оставим вопрос конкуренции за рамками обсуждения, поскольку, оплатив Белтелекому за его услуги, белорусский пользователь вправе получить качественную услугу.

А вот здесь зарыты новые проблемы. Поясню на недавнем примере. У меня в Беларуси недавно сменился телефонный номер, и как мне сказали, что я теперь подключен к цифровой станции. Я ждал улучшения качества связи. Похоже напрасно. Соглашусь, что беспарольный выход с моего домашнего компьютера и модем US-Robotics не самый лучший вариант. Тем не менее, есть от чего огорчаться и по поводу самого Белтелекома. Недавно я заранее заготовил 38 писем с конкретными ответами иностранным компаниям по ПВТ, плюс к каждому сообщению был 3-страничный аттач с MS Word документом.

Так вот, эти письма я отсылал в течение 4 часов. Самое ужасное, что многие адресаты мое сообщение не получили совсем, хотя я видел каждый раз подтверждающее сообщение, что мое письмо отослано. Факт получения моего письма я уточнял на следующий день по телефону. Больше половины адресатов ответило отрицательно. Кроме этого, в Германии на всю отсылку я потратил бы не более получаса с высокой долей гарантии, что все мои сообщения дошли. Как можно объяснить подобную ситуацию со связью в Беларуси? Не знаю, у меня нет никакого вразумительного ответа на данный вопрос, тем более, что за белорусский Интернет я заплатил гораздо больше, чем за немецкий. Поэтому выскажу настоятельную рекомендацию Администрации ПВТ по поводу качества и надежности высокоскоростного доступа в Интернет. Академия Наук в лице БАСНЕТ уже имеет хорошо организованную структуру сети. Ей только не хватает независимого от Белпак выхода на международные сети.

Поскольку вопросы передачи данных, скорость, надежность и тарифы для иностранцев будут одними из определяющих при ответе на вопрос, идти ли в белорусский ПВТ или нет, то мой совет - добейтесь, пожалуйста, отдельной оптоволоконной линии к границам РБ минуя Белпак на базе структуры БАСНЕТ Академии Наук РБ.

Поскольку АН РБ не является чистой коммерческой структурой и также беспокоится за судьбу ПВТ как за выстраданное свое детище, то я думаю, что тарифы, выставленные БАСНЕТ за пользование Интернет-услугами, будут сопоставимы с теми, которые реально существуют в странах хотя бы Западной Европы. А самое главное нам не будет стыдно за самих себя. Я не могу объяснить иностранцам, почему в Беларуси, стоимость сопоставимых услуг связи значительно выше, чем в их странах. От монополии Белпак нужно как можно скорее избавляться.

ПВТ нужно, подчеркну крайне необходимо, иметь свой собственный канал под патронажем Академии Наук. Тем более, что в сентябре месяце с.г. уже были случаи отключения БАСНЕТ от сети Интернет под надуманными предлогами. Пользователи Интернет-услугами из ПВТ, как отечественные, так и иностранные, не должны чувствовать «негласный шантаж» вентиля: хочу отключаю, хочу включаю. От аварий и сбоев никто не застрахован, а вот от произвола недальновидного чиновника должен.

6. Проблема «вымывания» рынка труда квалифицированных ИТ-специалистов и проблема подготовки профессиональных кадров в ВУЗах.

Известно, что по пути создания ПВТ сейчас идут многие страны: Китай, Россия, Казахстан и т.д. Опыт оффшорнрго программирования Индии вдохновил многих (12 млд. долларов ежегодно, там есть компании со штатом программистов в 45 тысяч и более, интернет-издания сообщают, что в Индии набирают в день более 1000 программистов и т.п.). Мы в деле создания ПВТ далеко не первые.

Например, Россия сейчас строит 5 инфопарков, причем именно в их инфраструктуру вкладываются реальные государственные средства. Только первый транш предполагает вложение российского государства в размере 76 мл. долларов на этот год. Этого нет, и пока не предвидится в Беларуси. И то, что в России будут вкладываться реальные финансовые средства в технопарки несомненно убеждает в том, что у всех потенциальных иностранных резидентов таких парков возникает меньше сомнений, что из всего задуманного выйдет обыкновенный пшик. Кроме того, в последнее время наметился отток белорусских ИТ-специалистов в Россию, а именно в Москву, где зарплаты намного выше, чем в Минске. Поэтому, как не прискорбно это констатировать: на сегодня рынок труда свободных разработчиков ПО в Беларуси россиянами вымыт основательно.

Приведу пример. Я сам на практике столкнулся с такой проблемой, когда найти подготовленного и профессионального специалиста в Беларуси почти не возможно. Летом этого года мной было опрошено в ходе анкетирования для долгосрочной работы по проекту для одного крупного западного заказчика, входящего в 100 лучших софтверных компаний мира, более 250 программистов из Беларуси. Я выставил предельно конкретные профессиональные требования заказчика к программистам. Ответило на мой запрос всего 10 из 250. Из них я отобрал 4, как мне казалось, весьма и весьма подготовленных разработчиков программного обеспечения, имеющих опыт международных проектов и положительные отзывы о своей работе.

На удивление ни один из кандидатов не прошел даже предварительный отбор. Не прошли наши профессионалы. А что говорить о «зеленых» выпускниках ВУЗов. И это при том положении, что ИТ-специалистов разных специальностей в Беларуси выпускается более 2,5 тысяч в год, и, казалось бы, ИТ-рынок Беларуси должен быть переполнен свободными трудовыми ресурсами. Это замечание только о количественной стороне дела.

Теперь кратко о качестве преподавания студентам сложных дисциплин, касающихся современных технологий и методов программирования. Хочу заметить, что опыт преподавания таких предметов изучения как, выполнение сложных программных проектов и освоение новых технологий в ВУЗах страны отсутствует полностью. Не об этом ли говорит провал команды студентов БГУ в этом году, когда после успеха прошлого года (3 место), наши программисты скатились на 17-ое. Это не камень, брошенный в огород команды БГУ.

Это камень в сторону ведущих белорусских компаний, таких как EPAM, IBA, Belhard, SaM-Solutions, Belsoft, ScienceSoft and others, а также белорусского правительства, которые не уделяют должного внимания проблеме качественной подготовки всех студентов математических специальностей, в том числе и проблеме подготовки команды программистов. Все, что делалось или делается до сих пор в этом направлении явно недостаточно.

Поэтому хочу назвать мои предложения по решению обозначенных проблем:

первое, необходимо сформировать координационный совет на базе ведущих специалистов белорусских компаний по оффшорному программированию с целью выработки современных учебных планов в ведущих ВУЗах страны по подготовке высококлассных специалистов с привязкой к конкретным требованиям сложных программных проектов;

второе, выделить из бюджета РБ недостающие средства на улучшение материально-технической базы данных ВУЗов и переподготовку самих преподавателей;

третье, выделить средства из бюджета страны, может быть из каких-то уже существующих фондов поддержки одаренной молодежи, на подготовку всех команд из Беларуси, принимающих участие в чемпионатах мира по программированию;

четвертое, создать условия для материального и морального стимулирования труда преподавателей и ИТ-специалистов, принимающих участие в подготовке студентов для всей ИТ-отрасли РБ;

пятое, создать и внедрить на практике программу подготовки Топ-менеджеров ИТ (руководителей компаний, маркетологов, менеджеров по изучению и совершенствованию бизнес-процессов, консультантов, PR etc.), а не только программистов.

7. Проблема улучшения имиджа Республики Беларусь.

Я в последнее время в Германии столкнулся еще и с такой проблемой как проявление негативного имиджа нашей страны в целом. Об этом мне уже не раз говорили в лицо, совсем не стеснясь своих слов, представители крупнейших компаний Европы и мира на крупных компьютерных и международных выставках, таких как Messe Systems (Muenchen), CeBIT (Hannover), MEDICA (Duesseldorf) и других.

При этом я хочу заметить, что еще год назад эта тема в личных беседах и при деловых контактах не мусировалась и никогда ранее не поднималась, как предмет обсуждения и споров совсем. И дело здесь не в стремлении у нас в стране к госмонополии на все и вся. Дело даже не в проблемах возможной национализации или введения в действие на предприятии «золотой» акции.

Пример Китая подтверждает, что даже с чуждой капитализму коммунистической идеологией, она не является главным препятствием для развития бизнеса и привлечения в страну иностранного капитала. Немцы и американцы охотно переводят или продают свои производства в эту страну, и это при том условии, что там правящая коммунистическая партия.

Назову лишь «громкие» последние примеры: мобильные телефоны Siemens стали BenQ, была осуществлена продажа Китаю сборочного производства персональных компьютеров IBM и др.

Поэтому мой совет некоторым членам правительства Республики Беларусь: для улучшения инвестиционного имиджа и привлекательности страны в целом надо досконально изучить опыт Китая, плоть до того, что начать учить китайский язык с тем, чтобы в подлиннике изучать все документы экономического характера, и переложить положительный китайский опыт на белорусские рельсы.

Я знаю не понаслышке, что при приеме на работу в Германии специалист, обладающий знанием китайского языка наравне со знанием английского, имеет неоспоримые преимущества перед тем специалистом, который знает только английский.

В последнее время стали чаще появляться приглашения на работу для специалистов со знанием только китайского языка. Это косвенно говорит о том, что рынок Китая для ФРГ является весьма перспективным, и, что со временем, туда все больше и больше будет переводиться производств. Беларусь территориально ближе к Германии, но мы в ряду экономических приоритетов немцев и других западных европейцев, к большому сожалению, не на первом месте.

Если бы мы, хотя бы немного учились уму разуму у китайцев, то, во-первых, сделали более привлекательным инвестиционный климат РБ для потенциальных зарубежных инвесторов, во-вторых, избежали многих ошибок и никому необъяснимых «шараханий» из стороны в сторону, в-третьих, сэкономили массу времени и средств. Мы же настойчиво создаем сами себе трудности, наступаем на одни и те же грабли из года в год, а потом героически преодолеваем их, эти трудности, рапортуя о своих «головокружительных» успехах в прессе и на ТВ.

Однако мы не отдаем себе отчет, что все эти проблемы созданы нами же из-за нашей же дремучей невежественности, а порой и совершенной глупости. Учиться надо всегда, необходимо перенимать чужой положительный опыт и предлагать условия, которые хоть на йету будут лучше, чем у стран-конкурентов. Нужно беречь также и собственных отечественных потенциальных инвесторов в ИТ-индустрию РБ.

Не о том ли, что не все благополучно в Беларуси говорит тот факт, что почти все наши ведущие софтверные компании стали создавать в последнее время свои центры разработки не только и не столько в России, но и на Украине, в Чехии, в Венгрии. Что больше всего настораживает, так это их постепенный уход из Беларуси в страны Центральной Европы. Так IBA уже позиционирует себя с головным офисом в Праге, а EPAM Systems всегда на всех форумах, отчетах, пресс-релизах и т.д. выступает как американская и лишь иногда как российская компания.

Эти обстоятельства дают самый большой повод для тревоги за будущее ИТ в Республике Беларусь. Может ПВТ изменит ситуацию в лучшую сторону?

Другие проблемы текущего характера, но не носящие статус сложных и существенных.

В тексте Декрета 12 необходимо привести в соответствие название ул. Руссиянова, которая пишется через два с. А в Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности либо в Перечне лицензируемых видов деятельности РБ внести формулировки трех разрешенных видов деятельности, указанных в п.3 Положения о ПВТ. Льгота по НДС по оборотам от реализации выполненных работ (оказанных услуг) должна предоставляться не столько на территории РБ (внутри страны НДС и так нет), сколько в случае, когда реализация происходит с территории РБ, т.е. на экспорт. Возможно, кто-то из юристов и ИТ-специалистов нашел или еще найдет другие нестыковки в Положении о ПВТ. Исправить огрехи текстов документов белорусского технопарка букве Закона никогда не будет поздно. Главное оперативность в этом деле. Вот почему необходимы круглые столы, для обсуждения всех текущих проблем по ПВТ, с привлечением широкого круга специалистов, в том числе и из технологической ассоциации «Инфопарк».Таким своеобразным круглым столом было обсуждение проблем ПВТ на Конгрессе.

Главный итог прошедшего мероприятия заключается в том, что он продолжил дискуссию по проблемам ПВТ, высветил ряд узких мест, которые необходимо в самые сжатые сроки разрешить. До 22 декабря осталось меньше месяца, когда Декрет 12 будет утвержден Парламентом РБ. И пусть в Европе рождественские каникулы продлятся с этого времени до января, это не должно нас расхолаживать ни на минуту. В крайнем случае, все необходимые документы должны быть готовы не позднее 10 января. Хочу пожелать успехов Администрации ПВТ на этом пути.

С уважением
Виктор Шкель, ИТ-специалист, региональный представитель БЕЛХАРД ГРУП в Германии


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал  [3] Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 16.11.2005  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100