Для зарегистрированных пользователей |
|
Microsoft vs. Google: Кому достанется ключ от «компьютерного царства»?
Олег Ляхович
Реферат статьи «Why Is Microsoft Afraid of Google?», Wharton
Всего за несколько лет своего существования Google удалось вселить ужас в сердца гигантов компьютерной индустрии. По мнению экспертов Wharton, сегодня эта компания представляет серьезную угрозу не только для прямых конкурентов, но и для такого «монстра» как Microsoft. Почему? Потому что и уже существующая продукция Google, и та, что может появиться в ближайшее время, могут лишить Microsoft контроля над рынком софтверных приложений.
Сегодня поисковая система Google столь популярна, что термин «гуглить» стал частью повседневного лексикона не только IT-профессионалов, но и обычных пользователей. Google стал «воротами» в интернет, разработав такие приложения как Google Toolbar, Google Desktop, Gmail и Google Earth. Все с нетерпением ждут: что Google придумает дальше?
По мнению профессора менеджмента в Wharton Рафаэля Амита, стратегия Google заключается в том, чтобы ослабить зависимость людей от Microsoft. Кроме того, Google удалось переманить к себе несколько ключевых сотрудников Microsoft. 4 октября, Sun Microsystems и Google объявили о том, что объединят усилия в распространении программного обеспечения. Теперь Google Toolbar станет стандартным компонентом Java-программ, которые будут получать пользователи Sun. Участники рынка сходятся во мнении, что все это - спланированные атаки на Microsoft, попытка «низвергнуть с трона».
Операционная система - сопутствующий товар или ключи от царства?
Старший директор по информационным технологиям в Wharton Кендалл Уайтхаус говорит, что успех Microsoft, во многом связан с тем, что в отличие от большинства, считавшего, что операционная система - это всего лишь сопутствующий товар, два десятилетия назад компания поняла, что контроль над ней даст ей ключи от компьютерного царства. После этого производители программных приложений были вынуждены делать свои продукты «под Windows».
Однако сегодня многие специалисты полагают, что пришло время для создания web-платформы, доступной через браузер и написанной на языке браузера. Именно это пыталась сделать Netscape в середине 1990-х, и именно это сейчас делает Google.
В качестве примера можно привести проект Google Maps. API Google Maps позволяет разработчикам вставлять карты Google Maps в свои собственные web-страницы с помощью JavaScript. Длинный список приложений, созданных на базе Google Maps, каждый желающий может увидеть здесь.
Многие популярные приложения, такие как PDF или ShockWave, написаны в web-браузере и совершенно неважно, в какой именно операционной системе их открывать - Windows, Mac или Linux. Операционная система в скором времени может превратиться в тот самый сопутствующий товар, каким ее считали в 1980-е, и тогда власти Microsoft придет конец.
Профессор оперативного и информационного менеджмента Томас Ли считает, что Google представляет угрозу самой модели бизнеса Microsoft. По его словам, сегодня лучшие выпускники-компьютерщики идут работать именно в Google, а когда в одном месте собирается много умных людей, это имеет соответствующие последствия. Кроме того, Google не боится того, что его технологиями будут пользоваться для создания собственных продуктов, и продукты на web-платформе не требуют частого обновления ПО, а обновление приложений и устранение ошибок может постоянно проводиться на сервере, что повышает безопасность. Единственный недостаток - зависимость работы приложений от надежности сети.
Профессор права Кевин Уэрбах считает, что, по большому счету, любая успешная софтверная или интернет-компания в какой-то момент станет угрозой для Microsoft. Могущество нынешнего гиганта заключается в том, что именно Windows для большинства нынешних пользователей оказалась в центре их личного опыта общения с компьютером. Но поскольку интернет становится все более значительной частью этого опыта, позиции Windows и Office уже находятся под угрозой.
Что впереди?
По мнению Кевина Уэрбаха, для того, чтобы расти в условиях зрелости компьютерной индустрии, Microsoft приходится выходить на рынки игр, wireless-технологий и ПО для бизнеса. И Google, будучи основным игроком интернет-рынка, блокирует возможности развития Microsoft.
Но Microsoft завоевала свое нынешнее место под солнцем не потому, что пасовала перед трудностями. Руководство компании прекрасно отдает себе отчет в том, что происходит вокруг. «Они видят размер доходов от интернет-рекламы и настольных поисковых функций и связывают гарантию прибыли с тем, насколько им удастся понять потребителя. Поэтому они стягивают собственные силы для атаки на конкурента. И не стоит забывать, что есть множество людей, вполне довольных Microsoft и ее продукцией», - говорит Томас Ли.
«Если вы спросите меня, почему я не приобрел акции Google в IPO, я отвечу, что в то время у Google был всего один продукт - его поисковая система, - говорит Рафаэль Амит. - По мере расширения своей базы, Google может нанести вред Microsoft. Но у Microsoft намного более широкая линейка продуктов. Продукция Microsoft установлена на 90% всех компьютеров в мире, и Google придется немало потрудиться, чтобы догнать ее».
«История повторяется снова и снова и снова, - говорит профессор маркетинга Питер Фадер. - Каждый раз, когда возникает новая угроза Microsoft, люди думают: «О, вот оно - это то, что сбросит Microsoft с пьедестала!». Но Microsoft просто найдет способ повторить продукт конкурентов. И даже если ее продукт не будет лучше, он будет адекватен».
Кендалл Уайтхаус считает, что Microsoft придется изменить свою философию, и однажды, в середине 1990-х во времена «войны браузеров», ей это уже удалось. Но рано или поздно, по его мнению, усилий Microsoft может оказаться недостаточно для того, чтобы справиться с неизбежно надвигающейся волной интернет-технологий.
|