Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Лукашенко издал декрет о технопарках

В Белоруссии утвержден проект создания Парка высоких технологий - аналога российского технопарка. Белорусские ИТ-парки будут даже более демократичными, чем российские, - в них могут участвовать крупные компании, имеющие филиалы за пределами парка. Кроме того, на их территории разрешат строить жилые дома.

22 сентября был подписан декрет президента Белоруссии «О Парке высоких технологий», направленный на повышение конкурентоспособности наукоемких отраслей, прежде всего, ПО. Данный проект можно считать аналогом российского плана по созданию технопарков в рамках особых экономических зон (ОЭЗ). Многие положения декрета имеют параллели в российском законе «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года и в связанных с ним поправках в налоговый и таможенный кодекс (декрет, согласно белорусской конституции, имеет силу закона). Документ содержит как юридическую регламентацию создания и деятельности парка, так и практические меры по его созданию. Парк будет создан в Минске на территории, прилегающей к Национальной академии наук.

Принципы организации парка и технико-внедренческой ОЭЗ примерно совпадают, поскольку в обоих проектах приоритетной целью является повышение конкурентосопособности индустрии ИТ. Со стороны государства, как в России, так и в Белоруссии, предполагается поддержка производителей посредством налоговых и таможенных льгот, а также снижение отчислений в обязательную систему социального страхования (в случае России - снижение ЕСН до 14%). В Белоруссии, в свою очередь, декрет снижает подоходный налог на физических лиц до 9%. Предполагается, что данные меры будут содействовать увеличению доли ПО в экспорте. (По оценкам экспертов, ИТ-экспорт России составляет свыше $500 млн., а Белоруссии - $50-100 млн.).

Сравнение Парка высоких технологий и технико-внедренческой ОЭЗ

Парк высоких технологий (Беларусь)

Технико-внедренческая ОЭЗ (Россия)

срок действия

15 лет

20 лет

цели

повышение конкурентоспособности высокотехнологических отраслей, увеличение их экспорта, привлечения в эту сферу инвестиций (в том числе, иностранных)

развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

основные направления деятельности

  • анализ, проектирование ПО, обеспечение информационных систем;
  • деятельность по обработке данных с применением ПО;
  • фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук, реализация их результатов

  • создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий,
  • создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

управление

Наблюдательный совет(состав утверждается президентом страны),
Администрация (директор администрации назначается президентом страны).

Наблюдательный совет (входят представители:

  • Федерального агентства по управлению ОЭЗ и его территориального органа,
  • исполнительной власти соответствующего субъекта РФ,
  • исполнительной власти муниципального образования,
  • резидентов ОЭЗ,
  • образовательных и научно-исследовательских организаций, действующих в границах муниципального образования, на территории которого расположена ОЭЗ.

В роли административного органа выступает Федеральное агентство по управлению ОЭЗ и его территориальные органы (находится в ведении МЭРТ)

резиденты парка

ЮЛ и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся по основному профилю парка

Индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (кроме унитарного предприятия), специализирующиеся по профилю технико- внедренческой ОЭЗ и зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ.

налогообложение резидентов

освобождение от уплаты:

  • налогов, сборов и иных платежей с выручки от реализации,
  • налога на прибыль,
  • НДС по оборотам от реализации продукции.

нет льгот

подоходные налоги физических лиц

9%

нет льгот

налоговая база на отдельного работника

Право уплаты обязательных страховых взносов в уменьшенном размере. Пенсия за соответствующий период начисляется не исходя из размера полученной заработной платы, а из расчета фактически уплаченных сумм обязательных страховых взносов. Работники вправе отказаться от такой льготы.

14%

таможенные льготы

действует режим свободной таможенной зоны: резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов

действует режим свободной таможенной зоны: резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов

налогообложение земельных участков и имущества

на период строительства зданий и сооружений для осуществления деятельности на территории парка резиденты освобождаются от земельного налога и налога на недвижимость не более чем на 3 года

резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и от уплаты земельного налога в течение 5 лет

отчисления в пользу администрации

1% от выручки

не прописано на уровне закона

Площадь

50 га

до 2 кв.км

ограничение на типы объектов

допускаются жилые дома и социальные объекты

не допускается размещение объектов жилого фонда

земельные участки

Прилегают к территории Национальной академии наук

ОЭЗ может создаваться на участках, где расположены лишь объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности, в собственности образовательных и научно-исследовательских организаций.
Включение в состав ОЭЗ земельных участков, находящихся во владении других физических и (или) юридических лиц, допускается лишь для объектов инженерной инфраструктуры

Особые ограничения

 

резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны

Существенным недостатком российского закона об ОЭЗ (которого нет в белорусском аналоге) является четко прописанное требование о том, что резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Это затрудняет размещение в российских технико-внедренческих ОЭЗ уже существующих крупных компаний, не удовлетворяющих данному критерию. Кроме того, в отличие от России, в Белоруссии на территории парка допускается сторительство жилых домов.

В обеих странах высшим регулирующим органом технопарков является Наблюдательный совет. В России принцип его комплектования четко прописан в законе, тогда как в Белоруссии его члены назначаются по указам президента страны. Наблюдательный совет парка уже сформирован, и в него входят представители администрации президента Белоруссии, исполнительной власти и академических организаций.

Ни в российском, ни в белорусском проекте закона об ОЭЗ нет упоминаний о таком необходимом элементе технопарков, как венчурные фонды ранних стадий, которые играют очень большую роль и в Силиконовой Долине, и в «новых высокотехнологических» экономиках, таких, как Израиль, Сингапур, Южная Корея. Этот механизм, по сведениям CNews, не предусмотрен ни в одном из представленных для госфинансирования проектов ИТ-технопарков, в том числе в Московской области, кроме ИТ-технопарка в г. Троицке. В бизнес-плане проекта ИТ-технопарка в г. Троицке бизнес-инкубатор играет роль именно такую роль - это единственный проект, где деньги государства будут взяты, в том числе, на раннее венчурное финансирование. Напомним, что венчурное финансирование обеспечивает необходимыми инвестициями малые инновационные компании, доступ которых к кредитам затруднен в силу высокой рискованности и отсутствия пригодного для залога имущества. Подобные фонды ранних стадий часто создаются в рамках государственно-частного партнерства, когда часть капиталов фондов формируется из средств бюджета в целях уменьшения рисков инвесторов.

Учитывая, что Россия и Белоруссия по многим параметрам составляют единое экономическое пространство, минский парк высоких технологий становится в одном ряду с формирующимися технопарками в Дубне, Черноголовке, Троицке, Сарове и казанским технопарком «Идея» (в последнем запущены механизмы венчурного финансирования инновационных компаний). Данный технопарк может быть привлекательным и для российских компаний, так как из-за резкого роста заработной платы в Москве и Петербурге для крупных компаний, расположенных там, снижается возможность ценовой конкуренции.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 04.10.2005  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100