В 2004 году на российском рынке ИТ-услуг впервые заметно возросла активность западных компаний, стремящихся не упустить свою долю бурно развивающегося бизнеса: темпы роста данного сектора в нашей стране значительно выше, чем в странах как Восточной, так и Западной Европы.
По данным нового отчёта IDC, устойчивый рост российского рынка ИТ-услуг в 2004 г. продолжился и составил 26,3%, что соответствует $1,9 млрд.
«В 2004 г., впервые за годы наблюдений IDC, выросла активность зарубежных компаний, - отмечает Михаил Иванов, аналитик IDC по рынку услуг. - Четвертое место в группе лидеров заняла HP, высокие темпы роста продемонстрировали также IBM и Siemens Business Services. На российский рынок вышла компания Logica CMG - международный поставщик ИТ-услуг - которой удалось выиграть несколько крупных тендеров в телекоммуникационном секторе».
Российский рынок, как и в предыдущие годы, в значительной мере тяготеет к крупным проектам, утверждают специалисты. Традиционно, крупнейшими потребителями ИТ-услуг были финансовый, производственный, государственный и телекоммуникационный секторы, суммарно обеспечившие чуть более 65% рынка. Заметной тенденцией IDC считает значительный, по сравнению с 2003 г., рост спроса на консалтинг и услуги по внедрению бизнес-ориентированного ПО (аналитические программы, системы автоматизации документооборота, управления взаимодействием с клиентами и, традиционно, решения для автоматизации вспомогательных процессов).
Одной из основных движущих сил рынка ИТ-услуг в России в 2004 г. IDC считает продолжающийся уже третий год бурный рост рынка ПО для автоматизированных систем управления предприятием. Ежегодный прирост объёма этого рынка, главным образом за счёт продажи лицензий, достиг в 2004 г. почти 52%.
Хотя конкуренция в 2004 г. значительно усилилась, есть несколько компаний, которые доминируют во многих секторах рынка. В тройку лидеров, которая в 2004 г. контролировала почти 10% рынка ИТ-услуг, входят только российские поставщики, а доля десяти ведущих компаний составляет 24%. Лидерами рынка (по объёмам прибыли от ИТ-услуг, в порядке убывания) в 2004 г. были: CROC, IBS, R-Style Group, HP, «Открытые Технологии», «Борлас», Optima, ЛАНИТ, «Техносерв», I-Teco.
Продолжаются и процессы консолидации - большие московские компании, расширяя зону охвата, приобретают региональные фирмы, а интеграторы, расширяя набор услуг и повышая их качество, поглощают небольшие узкоспециализированные компании.
Наибольшая часть расходов на ИТ услуги - 30,7% (лишь немногим меньше, чем в 2003 г.) приходилась в 2004 г. на долю объединённого сектора системной и сетевой интеграции. Почти не изменились, по сравнению с прошлогодними, доли услуг по разработке и адаптации ПО и связанным с ними консалтингом (Customization), а также услуг технической поддержки.
Услуги аутсорсинга - наиболее динамичная составляющая рынка ИТ-услуг. Среди различных видов ИТ наиболее динамично развиваются аутсорсинг программного обеспечения (в терминологии IDC - SaaS, Software as a Service), а также компьютеров и сетевого оборудования (NDOS, Network and Desktop Outsourcing). Причём последняя услуга является логическим продолжением стандартных контрактов по установке и поддержке и, как считает IDC, будет основным источником доходов компаний-аутсорсеров. «Хотя услуги аутсорсинга растут быстро, это определяется, скорее, невысоким уровнем развития, чем реальным спросом. Этот сектор, по крайней мере, в прогнозируемый период, не станет ведущей силой российского рынка ИТ-услуг», - считает Михаил Иванов.
По данным IDC, средний ежегодный прирост рынка ИТ-услуг в прогнозируемый пятилетний период составит 25,4%, а его объём к 2009 г. достигнет $5,8 млрд.