Для зарегистрированных пользователей |
|
"Бродягу" приняли в Лондоне
Сергей Скрипников
Российский интернет-холдинг Rambler Media провел беспрецедентное IPO на Лондонской фондовой бирже. Убыточную компанию с оборотом 12 млн долларов рынок оценил в 153 млн долларов
Менеджерами проекта выступили инвестиционные компании " Объединенная финансовая группа " и " Атон ". IPO проходило на альтернативной площадке лондонской биржи (AIM), предназначенной для торговли акциями небольших и перспективных компаний.
Компания разместила почти 26% акций, выручив около 40 млн долларов. Цена размещения составила 10,25 доллара за акцию - это означает, что капитализация российской компании, зарегистрированной на острове Джерси в Великобритании, была оценена инвесторами в 153,5 млн. Даже если предположить, что в этом году Rambler достигнет заявленного оборота в 26 млн долларов, и умножить эту цифру на максимальный для таких компаний коэффициент 4, капитализация Rambler Media не должна была бы превысить 100 млн долларов.
Этот факт уже побудил ряд отечественных аналитиков заговорить о private placement - то есть самовыкупе компании через дружественные фирмы. Тем не менее поразительный успех Rambler открывает площадку AIM для сотен российских компаний.
Виртуальные деньги
Rambler - одна из старейших российских интернет-компаний, которая была образована еще в 1996 году группой инженеров Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН из подмосковного города Пущино. Сначала они создали одноименный поисковый сайт (rambler по-английски значит "скиталец", "бродяга"), годом позже появился интернет-рейтинг Rambler`s Top-100, после чего компания стала ежегодно обрастать новыми интернет- и медийными бизнесами.
Текущее положение компании никак нельзя назвать процветающим. EBITDA Rambler Media в прошлом году составила -1,97 млн долларов.
Основной доход компании приносят реклама в интернете (46% оборота) и мобильные сервисы (32%). Надо заметить, что Rambler не является лидером ни в одном из занимаемых им сегментов. Cогласно статистике обращений на сайты с поисковых систем, которую ведет Liveinternet, в среднем за последние три месяца доля Rambler составила 23,3%, "Яндекса" - 50,1%, Google - 15,6%. На российском рынке интернет-рекламы, который и выступает основным генератором доходов компании, Rambler занимает лишь 12%, тогда как позиции "Яндекса" оцениваются в 30-35%. Общий оборот рынка составляет 50 млн долларов.
На рынке мобильного контент-провайдинга - которому аналитики пророчат перевалить за миллиард долларов уже в 2007 году, позиции Rambler еще слабее - 1,3%. В минувшем году его контент-провайдер SMXCOM заработал на логотипах и рингтонах чуть больше 4 млн долларов при общем объеме рынка около 300 млн, в то время как оборот компаний-старожилов ( Infon, I-Free, Inform-Mobil, Next Media Group и другие) вплотную приближается к 20-25 млн. При этом SMXCOM по сей день остается убыточным бизнесом, только приближающимся к точке окупаемости.
Основная же причина отрицательной прибыли компании - ее телевизионный проект. По оценкам "Атона", в середине 2004 года доля Rambler TV составила 0,1% российской телеаудитории. Он приносит всего около 1,5 млн долларов дохода, но требует почти 5 млн долларов ежегодных затрат.
Таинственная привлекательность
Возникает вопрос: чем вызвана столь высокая оценка инвесторов? "Чтобы успешно провести IPO, компании нужно 'продавать' инвесторам либо историю своего успешного прошлого, либо бурный рост своего бизнеса в будущем. Rambler не может похвастать особо грандиозным прошлым, так что скорее всего инвесторы заплатили за перспективу. Другое дело, существует ли она на самом деле", - сказал "Эксперту" один из авторитетных банковских аналитиков.
Пока руководство компании лишь отделывается общими словами о стратегии будущих приобретений - это "конвергенция интернета, телевидения, мобильных и мультимедийных сервисов". Между тем эксперты высказывают серьезные сомнения относительно присутствия на рынке компаний, удовлетворяющих данной стратегии и заслуживающих немедленной покупки. "Для покупки лидеров рынка Rambler не хватит вырученных денег, а покупать аутсайдеров нет смысла. Лишь на рынке контент-провайдинга есть интересные нишевые проекты, но, во-первых, они еще достаточно сырые и для их покупки больших денег не требуется, а во-вторых, с ними придется очень много и серьезно работать, чтобы сделать их коммерчески выгодными", - считает Тимофей Бокарев, президент Next Media Group. Тем не менее все эксперты рынка признают, что услуги и контент - это будущая золотая жила. Возможно, именно это утверждение и заворожило инвесторов, купивших акции Rambler Media.
|