Для зарегистрированных пользователей |
|
Всемирная паутина как проявление постмодернизма
Юрий ЧЕРНЫЙ
35 лет назад, в сентябре 1969 года, в одной из лабораторий Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе был проведен эксперимент. Два стационарных компьютера, соединенных друг с другом пятиметровым кабелем, впервые в мире успешно обменялись данными. В то время, когда надежды человечества связывались с освоением космического пространства, мало кто мог себе представить, что всего лишь через двадцать с небольшим лет появится глобальная компьютерная сеть интернет, а уже к 2005 году ее пользователями станут более 600 миллионов жителей Земли.
Возникновение интернета стало одной из вех развития так называемой техногенной цивилизации на стадии ее перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В отличие от традиционных обществ, в техногенной цивилизации экстенсивное развитие истории сменяется интенсивным, пространственное существование - временным, резервы роста черпаются не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки оснований прежних способов жизнедеятельности. Здесь ключевым словом и основной ценностью считается инновация, оригинальность, новое как таковое.
Понимание самобытности и важности интернета лишь возрастет, если постараться его осмыслить с точки зрения культуры. Но какова она, та метасистема, которую мы можем назвать культурой информационного общества? Российский философ Вадим Емелин считает, что современные информационные технологии могут быть описаны в рамках культурологического подхода, известного под названием "постмодернизм". По его мнению, постмодернизм, с одной стороны, представляет собой мировоззрение информационного общества, с другой - может быть использован для анализа сущности современных информационных технологий.
Становление постмодернизма как особого ощущения новых жизненных реалий начинается в конце 60-х годов прошлого века под влиянием выступления леворадикальных сил во Франции в мае 1968 года, протеста американского общества против вьетнамской войны, возникновения движения контркультуры.
Термин "постмодернизм", означающий буквально "то, что после модерна", введен в философский лексикон в 1979 году французским мыслителем Жан-Франсуа Лиотаром. В книге "Состояние постмодерна" важнейшим признаком постмодернизма он называет недоверие к метарассказам, то есть к тем традиционным "объяснительным системам" буржуазного общества (религия, наука, философия, искусство, психология), которые служат для него средством самооправдания.
Усилиями других теоретиков постмодернистской философии - таких как Жан Бодрийар, Жиль Делёз, Феликс Гваттари и другие - постмодернизм со временем оформился как специфическое мировоззрение конца XX века. Его главной отличительной чертой является плюрализм, а производными характеристиками - фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония и симуляция. Ярким воплощением постмодернистских принципов является глобальная компьютерная сеть. В самом деле, во-первых, глобальная сеть - принципиально открытая структура, в которой отсутствует центральный пункт, контролирующий информационные потоки. Во-вторых, соединениями компьютера управляют не клавиатура и не руки, лежащие на ней, а "множественность нервных волокон" пользователя. В-третьих, разветвленная и многоканальная структура глобальной сети делает практически невозможной изоляцию какой-либо ее части, доступ к которой власть сочтет нежелательным. Наконец, в- четвертых, в киберпространстве сети нет фиксированных, неизменных маршрутов, оно не расчерчено линиями проторенных магистралей, напоминая скорее сеть полевых степных дорог, постоянно меняющую свою конфигурацию.
Постмодернистские принципы получили воплощение и в организации текстового пространства интернета. Многомерный электронный гипертекст, пришедший на смену линейно организованному тексту гутенберговой эры, демонстрирует введенную в 1967 году французским теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой идею интертекстуальности с такими ее характерными признаками, как цитатность, децентрированность, безграничность, деперсонализация.
Мало кто замечает тот факт, что в эпоху бурного развития информационных технологий именно постмодернизм с его принципами децентрации, фрагментарности и иронии служит спасительным средством от превращения современного общества в некое подобие тоталитарного государства, описанного Оруэллом в романе "1984". Выступая против любых монополизирующих тенденций в культуре, постмодернизм является залогом недопущения тоталитаризма в любом его виде, а особенно технологическом.
Собственно дело состоит вовсе не в интеллектуальной моде или словесном ярлыке, который сегодня можно наклеить на что угодно, а в глубоких изменениях, которые претерпевает наша реальность и жизненный мир. Что же именно может дать современному человеку обращение к культурным смыслам, которые несут в себе современные информационные технологии? Наверное, не больше и не меньше, чем всегда: сохранить в меняющемся мире собственную идентичность, иметь возможность выбора и строить свою жизнь самостоятельно, а не быть заложником анонимного научно-технического прогресса и средством манипуляций со стороны заинтересованных в этом социальных групп.
|