Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Юридическая поддержка
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Юридические новости

Информация резко повысит капитализацию Москвы

Столица получает новый вид имущества, который оценен, застрахован и может использоваться

О статусе российского интернета сейчас высказываются очень многие эксперты, специалисты и неспециалисты. Например, по мнению представителя президента России в Совете Федерации Александра Котенкова, все интернет-сайты должны иметь свой постоянный IP-адрес, по которому можно будет определить принадлежность ресурса. Такое вот переиздание крепостного права для киберпространства. Каковы же могут быть принципы правового регулирования информационного пространства в целом и интернета в частности? На вопросы «НГТ» отвечает депутат Мосгордумы, председатель комиссии по городскому хозяйству, координатор направления «Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение» МГД, кандидат экономических наук Степан Орлов.

   
 
 
 
 
Степан Орлов: 'Мы определили спам как массовую рассылку сообщений электросвязи рекламного характера'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
 
 

- Степан Владимирович, какова, на ваш взгляд, современная ситуация с федеральным законодательством в области ИКТ? Действующий сейчас Закон «Об информации, информатизации и защите информации» принимался еще в середине 90-х годов, а информационные технологии развиваются слишком быстро, и десять лет - это колоссальная эпоха для этой сферы.

- К сожалению, многие законы, которые необходимы для правового регулирования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так и не были приняты. Например, очень важный закон «О персональных данных». Это колоссальная проблема - регулирование такой информации. Речь идет не только о вопросах частной жизни, конфиденциальности, праве на privacy - речь идет просто о физической безопасности людей, о безопасности их имущества. Законность распространения баз данных с номерами домашних и мобильных телефонов, с номерами автотранспортных средств и т.д. и т.п. - все эти коллизии связаны с отсутствием такого нормативного акта. Правда, принят Закон «Об электронной цифровой подписи»…

- Неработающий, как считают многие эксперты…

- Работающий, но не в полной мере. Однако до сих пор не принят закон «Об электронной торговле и электронном документообороте». А без этого мы не можем создать комфортные условия для граждан, не можем в полной мере дать возможность общаться гражданину с органами власти через электронную почту, например.

Ведь интернет важен не только как источник получения информации, но и как среда, в которой возможны новые виды услуг для населения. Ведь сейчас что такое ИКТ для гражданина? Просто получение информации: оперативной, мобильной, через систему поиска и т.д. Но самое важное - это возможность получения услуги через интернет: будет ли это покупка товаров, возможность общения со своим депутатом, мэром, президентом, возможность уплаты налогов, получения различных официальных справок...

То есть самое важное, чтобы информационные технологии сделали жизнь человека удобнее. Подчеркиваю: не более контролируемой, а более удобной. Вот какова должна быть цель всех законов в области ИКТ.

- Насколько мне известно, еще два года назад вы готовили поправки к Федеральному закону «О связи». Какова их судьба?

- Речь шла о том, что в новой редакции закона были почти полностью исключены упоминания о региональных системах связи. Мосгордума внесла свои поправки. Мы посчитали, что региональная связь, региональные телекоммуникации - это сфера компетенции региона. Тем более что, например, в Москве активно развивается и оптико-волоконная связь, другие виды телекоммуникаций. Это активно растущие сегменты рынка, бизнеса. Это и выполнение социальных функций города. Но нас тогда не поддержали.

Можно рассказать и о совсем свежем сюжете. До сих пор в России не существует федерального закона, который противодействовал бы спаму. Мы не можем регулировать эти вопросы на уровне региона. Вместе с очень серьезными экспертами мы подготовили целый пакет поправок к Федеральным законам «О рекламе», «Об административных правонарушениях», в Уголовный кодекс. При этом мы опирались на европейский опыт, на опыт США - там со спамом борьба идет очень жесткая. Мы определили спам как массовую рассылку сообщений электросвязи рекламного характера, определили, какое количество сообщений, посланных с конкретного IP-адреса, является спамом…

- Какое же?

- Речь идет о тысячах и десятках тысяч, естественно, в какой-то определенный промежуток времени. Мы предложили ввести административную ответственность, то есть штрафы, либо даже уголовную ответственность - если речь идет о сговоре лиц, о сокрытии информации, с какого IP-адреса идет рассылка сообщений; либо это рассылка сообщений, связанная с распространением компьютерных вирусов - вредоносной информации…

К сожалению, мы не нашли понимания в Государственной Думе РФ, что для меня лично - очень странно. Правительство тоже дало отрицательный отзыв. Серьезных аргументов против приведено не было. Например, нам сказали, что Мининформсвязи РФ будет готовить свой проект закона, связанный не только со спамом электронным, но и со спамом почтовым - хотя эти вопросы регулируются разными сферами законодательства. Комитет по информационной политики ГД РФ полностью согласился с правительством РФ. Поразительно, но при этом все депутаты одобрили идеологию внесенного нами законопроекта. Но вместо того, чтобы работать с тем текстом, из-за каких-то то ли политических, то ли иных соображений, законодательный акт не получил поддержки.

- А можно ли говорить о какой-то целостной городской политике в информационной сфере?

- В Москве есть свое законодательство, связанное с ИКТ: Закон «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» (2001 г.). На мой взгляд, он более современен, более прогрессивен, чем соответствующий федеральный закон. В частности, в этом законе мы определили, что информационные ресурсы - это один из видов собственности города Москвы. Отсюда - возможность эти ресурсы оценить, застраховать, то есть ввести в хозяйственный оборот. Это дает возможность знать реальную цену информационным ресурсам, что, в свою очередь, позволяет продавать их, разработать экономически обоснованные тарифы на их использование, вкладывать их в виде уставного капитала.

Сейчас разрабатывается пакет нормативных документов по использованию информационных ресурсов города Москвы: по оценке информационных ресурсов, по их страхованию, по ведению реестра информационных ресурсов. Это резко повысит капитализацию Москвы, наш кредитный рейтинг. Мы получаем новый вид имущества, который зарегистрирован, оценен, застрахован и может использоваться.

- По некоторым экспертным оценкам, москвичи моложе 25 лет не являются заметными пользователями сервисов электронного правительства города Москвы. И вообще, пока большинство услуг для населения города отличаются очень низкой оценкой предпочтения использования интернета как канала их получения (приблизительно в 10 раз меньше, чем в странах ЕС), причем в условиях достаточно высокой информированности о таких услугах.

- К сожалению, пока о сервисах электронного правительства говорить рано - нет соответствующей нормативной базы для получения такого сервиса. Пока речь идет лишь о получении информации.

- Но, вот, например, программа «Электронная Москва» рассчитана до 2007 года. Времени осталось совсем мало…

- Как раз сейчас и идет развитие таких информационных систем, которые предоставляли бы максимальное количество сервисов. Хотя здесь мы ограничены федеральным законодательством - даже несмотря на то, что у нас есть и желание развивать такие сервисы, и соответствующие технологические возможности. Но, повторюсь, нет закона «Об электронном документообороте». Другая проблема - дороговизна и сложный порядок идентификации электронной цифровой подписи, ЭЦП. Мы не можем добиться того, чтобы каждый житель Москвы мог легко и дешево стать пользователем ЭЦП. Не существует на данный момент порядка рассмотрения документов, которые приходят по электронной почте. Я, например, отвечаю на все письма, которые приходят ко мне по электронной почте, но это моя добрая воля. С формальной точки зрения все эти письма - и от жителей, и от организаций - являются анонимными.

- Каков в этом году бюджет финансирования «Электронной Москвы»?

- Проекты, которые разрабатываются в рамках «Электронной Москвы», - это около 700 миллионов рублей.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 18.05.2005  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100