Для зарегистрированных пользователей |
|
США теряют лидерство в ИТ
Дэвид Паттерсон
Слушания, которые пройдут на этой неделе в Вашингтоне, покажут, будут ли США возглавлять важнейшие ИТ-инновации в 21-ом веке.
Назначенные на четверг слушания Комитета по науке Палаты представителей Конгресса США посвящены положению с финансированием исследований в области информационных технологий. Это финансирование, а также инновации, которые оно порождает, имеет жизненно важное значение для американской экономики и обороноспособности страны.
Что именно поставлено на карту, видно из истории. В 1957 году, запустив самый первый спутник, Советский Союз послал США сигнал побудки. В ответ было создано Управление перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ (DARPA), ответственное за предотвращение подобных технологических сюрпризов в будущем. DARPA финансировало исследования с высоким риском и высокой потенциальной отдачей и старалось привлекать к ним лучшие умы.
C тех пор, благодаря финансируемым правительством исследованиям, инновации в американской ИТ-индустрии существенно ускорились и стали основой технологического лидерства этой страны. DARPA вместе с Национальным фондом науки финансирует большинство академических исследований в этой области. Не говоря уже о таких впечатляющих прорывах, как интернет, включение большинства ИТ-компаний в котировальные списки Нью-Йоркской фондовой биржи и торговой системы Nasdaq, а также самые технически совершенные вооружения в мире, ИТ-исследования принесли США 9% национального валового продукта. В 2001 году в отчете Национальной академии наук приводилось 19 примеров ИТ-исследований, породивших миллиардные отрасли экономики. В каждом случае важную роль играли академические исследования, финансируемые из федерального бюджета.
Однако за последние десять лет произошел существенный сдвиг в приоритетах финансирования и политике DARPA и Национального фонда науки. Современная политика DARPA, которая устанавливает 12-месячный срок для принятия окончательного решения по финансированию ИТ-проектов, ограничивает временные рамки, не поощряя долгосрочных исследований. К тому же программы, прежде открытые для академиков, теперь засекречены; другие имеют ограничения по гражданству. За три года DARPA ополовинила финансирование ИТ-исследований до $123 млн в 2004 финансовом году. Сегодня DARPA уже не вовлекает в долгосрочные исследования все лучшие таланты, что было жизненно важным для оборонной мощи США и сыграло решающую роль в создании сильной экономики.
Этот значительный сдвиг в подходе к финансированию имеет далеко идущие последствия. За последние пять лет число ИТ-проектов, представляемых на рассмотрение Национального фонда науки, подскочило с 2000 до 6500, что вынудило ведомство оставить многие стоящие проекты без финансирования. К сожалению, другие ведомства не подключились к решению этой проблемы. Министерство внутренней безопасности - многие надеялись, что оно дополнит Фонд науки и DARPA, - расходует на ИТ-исследования всего несколько миллионов долларов в год. NASA тоже урезало свои ИТ-программы; в марте оно провело сокращение штатов, оставив всего 70 из 1400 сотрудников своего центра в Кремниевой долине.
На саму ИТ-индустрию в долгосрочных исследованиях тоже полагаться нельзя. По иронии судьбы, хайтек-индустрия в своих инновациях все больше зависит от партнерства с финансируемыми государством академическими институтами. Компании, возникшие в недалеком прошлом: Oracle, Dell, Cisco Systems, - не имеют исследовательских лабораторий. А среди давних участников ИТ-индустрии только у IBM и Microsoft сохранились крупные и развивающиеся исследовательские подразделения.
Если бы сокращение государственного финансирования науки просто замедляло темпы развития ИТ, то состоявшиеся слушания в Вашингтоне, возможно, имели бы критическое значение не столько для всей страны, сколько для ее научного сообщества. Однако остальной мир не стоит на месте.
Недавно китайский премьер Вэнь Цзябао посетил Индию, предложив сотрудничество в области ИТ нового поколения, с тем чтобы Китай производил аппаратуру, а Индия разрабатывала ПО. Обе страны стремятся к мировому господству в сфере ИТ, и он предрек наступление азиатской эры в ИТ-индустрии.
История ИТ пестрит компаниями, утратившими былое несомненное лидерство в этой быстро меняющейся индустрии. Я не вижу причин, по которым то же не может произойти с целой страной. Между тем в недавнем Международном студенческом конкурсе по программированию Ассоциации вычислительной техники четыре азиатские команды попали в первую дюжину и одна из них стала чемпионом, тогда как лучшие из американцев заняли 17-ое место, показав худший результат в истории страны. Если текущая политика правительства США продолжится, Азии будет нетрудно перехватить лидерство в ИТ.
Позвольте мне предложить к слушаниям пару вопросов. Во-первых, не приведет ли потеря ИТ-лидерства - что будет означать, например, что информационные технологии, доступные США, будут уступать китайским или индийским, - к технологическим сюрпризам вроде спутника 50-летней давности? И во-вторых, если США придется столкнуться с серьезной конкуренцией за лидерство, то не лучше ли привлекать все самое передовое и яркое в американские университеты, чтобы оно способствовало росту экономики США, а не чьей-то чужой?
|