Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Долго, рискованно, но очень выгодно

Александр Селин

Деловые предложения

Размышления о путях развития инновационного бизнеса

В начале третьего тысячелетия перед Россией поставлена новая, стратегически важная задача - перейти от сырьевой экономики к инновационному пути развития, основанному на знаниях. Для решения такой задачи необходима опора на "три кита" государственной поддержки: соответствующая законодательная база, специальная финансовая система и национальная инновационная структура. К сожалению, формирование таких опорных систем идет крайне медленно. До сих пор не принят ряд необходимых законодательных актов, буксует система финансовой поддержки инновационной деятельности. Реально на данном этапе пока имеется возможность лишь начального формирования инфраструктуры национальной инновационной системы.

В то же время за последние годы выявились проблемы, решение которых крайне важно для развития инноваций в России.

Проблема 1.

Малый бизнес, как бесконечная в своем многообразии колония живых организмов, стремится заполнить все пространство, где есть питательная среда - доход, т.е. не только удовлетворить столь же многообразное множество потребностей, но и понять и сформировать новые. Ясно, что малые предприятия будут существенно различаться не только по конкретным трудно уловимым нюансам бизнеса, но и по более общим характеристикам, таким, как доход и его стабильность, размер бизнеса, риски, длительность вывода на рынок новых проектов, потребность в инвестициях.

Даже из короткого и неполного перечня очевидно, что под общим понятием "малый бизнес" скрывается разнообразие форм и условий, разные по величине доходы и риски. Построение системы поддержки малого бизнеса без ясного понимания, какие бизнесы живут по каким правилам, неизбежно приведет к тому, что будут поддерживаться бизнесы, более удобные поддерживающему, т.е. быстро окупаемые, менее рисковые и менее затратные. Что, собственно, сегодня зачастую и происходит.

Проблема инноваций или инновационного бизнеса заключается в том, что при доходности много большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочном периоде, каждая из технологий предполагает высокий риск (только 1-3% прибыльных проектов), большие затраты (в 200-300 раз большие, чем на создание технологии) и длительный период развития (5-7 лет). С точки зрения небогатого и не готового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны. Хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

Особенности развития инновационной сферы привели к созданию специальных схем финансирования высокорисковых проектов (венчурное финансирование). В части создания необходимых условий для реализации таких схем Россия сильно отстает от мирового сообщества.

Проблема 2. Инвестиции .

Денег нужно не просто много, а очень много. Цифра соизмерима с объемом утечки капитала за годы перестройки (сотни млрд. USD). Таких сумм у государства просто нет, тем более что при финансировании ограниченного количества проектов риск велик. Конечно, необходимо поддерживать инновации , но именно те, куда неохотно идут частные инвесторы, т.е. на начальных стадиях развития. Там и денег требуется поменьше. Заявления "Ни пяди своих технологий не отдадим, все сами проинвестируем" говорят исключительно о некомпетентности авторов и необходимости организации для них принудительной переподготовки. Задача государства - создать условия, при которых частные инвесторы будут давать свои деньги на инновационные проекты. В мире достаточно примеров такой государственной поддержки, можно ничего не изобретать. Нельзя также игнорировать сложившуюся мировую практику инвестирования на более поздних стадиях развития инновации . Весь мир финансирует развитие и продвижение технологий по венчурной схеме.

Правила игры на этом пути таковы:

- Венчурные инвестиции даются малым (негосударственным) предприятиям, которые владеют всеми правами на интеллектуальную собственность (ИС), являющиеся залогом под инвестиции .

- Предусмотрены правила выхода из бизнеса. Например, продажа акций на технологической бирже.

Неработающая технология приносит только убытки и упущенные доходы в будущем. Работающая технология только за счет налогов многократно окупает все связанные с ней затраты. То, что львиную долю прибыли получает при этом инвестор, - проблема нашей бедности. Значит, нужна система, которая бы концентрировала средства в инновационной сфере и позволяла инвестировать новые перспективные проекты.

Гарантией соблюдения интересов инвестора является залог в виде интеллектуальной собственности и реальная возможность выйти из бизнеса путем продажи акций инновационного предприятия.

К сожалению, в России пока так и не принят закон об инновационной деятельности, который бы предусматривал возможность создания венчурных схем финансирования инновационных проектов с привлечением бюджетных средств, и это серьезно тормозит развитие инноваций .


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 06.05.2005  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100