Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Высокие темпы экономического роста - это реальность

ОАО “Система Масс-медиа”

К практическим шагам по реализации

общеэкономической и промышленной

политики в России

Время разбрасывать и время собирать камни

Последние десять лет продолжительных экономических реформ , последовательных структурных преобразований в политической и экономических сферах государства, которые значительно изменили структуру экономики, динамику и императивы развития отдельных отраслей, пока еще не достигли ожидаемых результатов роста экономики страны.

Напротив, по мнению некоторых экспертов, они стали фактором экономического отставания России от развитых стран мира. Это выражалось как в общем падении экономики страны, так и в ухудшении ее структуры, выражающееся в снижении доли обрабатывающих, в особенности высокотехнологичных отраслей, и росте доли сырьевого сектора.

Причин этому можно назвать множество, среди которых будут, такие как неблагоприятный экономический климат и отсутствие долгое время политической и экономической стабильности в стране, которые нельзя напрямую свести к недостаткам экономической политики правительства, скорее, их можно отнести к проблемам переходного периода социально-политической трансформации государства.

Но существуют и другие факторы, прямое следствие которых ощущается особенно остро в высокотехнологичном секторе экономики. Крупнейшим из них многие считают быстрый уход государства из экономики страны. С другой стороны, предоставление государством в тех сферах хозяйственной деятельности, где его влияние все еще осталось, более благоприятных условий функционирования для сырьевых и других сфер экономики с низкой добавленной стоимостью по сравнению с секторами с высоким уровнем переработки продукции и добавленной стоимостью. Это выражалось как в непропорциональном налоговом бремени, так избыточных административных барьерах для развития обрабатывающего сектора.

Если первую причину можно отнести к одним из признаков либеральной экономики, то вторую необходимо отнести к дефектам экономической политики правительства, либо, что более правильно, в сочетании с драматическим падением роли государства в экономике, к ее полному отсутствию.

Если команда реформаторов провела быструю и почти всеобъемлющую либерализацию экономики, что убрало значительные преграды для развития частного сектора, то она не смогла создать фундамент для его устойчивого долгосрочного развития и, что еще более важно не создала условия и не посадила зерна будущего экономического роста. Сегодняшний экономический рост, который можно отнести на счет благоприятной ценовой конъюнктуры на рынках энергоносителей, является неустойчивым, а лишь дает передышку для осуществления важных экономических реформ и реализации эффективной экономической политики.

Промышленная политика, как ключевой инструмент экономической политики государства, должна стать важнейшим этапом движения в этом направлении .

Споры, продолжающиеся долгое время, которые сводятся к выбору между либеральной экономикой и промышленной политикой, не имеют под собой практической почвы в отличие от теории, где они могут проходить до бесконечности, скатываясь на философский уровень. В практической же плоскости есть время либерализовывать рынок и «ослаблять вожжи» и есть время концентрировать усилия и «собирать камни». Как 17 летний подросток нуждается в свободе, так и 5 летний ребенок нуждается в опеке, помощи, а в конечном итоге подготовке к будущей самостоятельной жизни. Пока в стране отсутствует эффективная экономическая инфраструктура, пока не созданы условия для роста экономики и частного сектора, руководство, направление и содействие развитию со стороны государства и консолидированных усилий общества являются необходимыми. Что говорить о том, что даже в таких развитых и «взрослых» экономиках, как США, Германия, Япония или Франция, влияние государства на экономику несравнимо выше, чем в современной России.

Хотя продолжавшаяся последние 10 лет либерализация экономики не вписывается в вышеприведенную логику экономической политики государства, исторический факт существования ее органически вписывается в процесс крушения старой экономической системы государства, которая была неэффективной и бесперспективной, а государство не могло, не знало, а иногда и не хотело управлять экономикой.

Разрушение старой экономической структуры создает почву для создания новой. Сегодня не так важен вопрос о том можно ли было провести реформы более эффективно, целенаправленно или, более того, была ли экономическая стратегия выбранная 10 лет назад неправильной. Очевидно, что все эти вопросы можно ответить утвердительно, ибо нет такой ситуации, когда нельзя было сделать лучше, чем было сделано ранее, тем более предлагать эти решения задним числом. Куда более интересным является вопрос о том, что надо делать сейчас. Старой экономики уже нет, новая еще не создана.

Ни у кого не вызывает сомнения, что экономика страны является слабой, молодой и не зрелой, и поэтому ни у кого не должно вызывать сомнений, что ее надо поддерживать. Вопрос лишь остается за тем как это делать.

От теории к практике

Теоретические обсуждения на тему экономической политики, включающие абстрактные обсуждения тематики либеральной экономики или дирижисткой экономической модели, промышленной политики или макроэкономического и финансового регулирования, обсуждающиеся в экономических кругах, зачастую оторваны от практики.

Большинство обсуждений на данные темы не касаются конкретных задач, целей и проблем экономического развития страны и конкретных предприятий, иногда заходя в политическую, философскую и даже морально-этическую плоскость.

Не умаляя ценности теоретической и философско-познавательной глубины этих дебат, хотелось бы отметить, что мир и, в частности, экономика России, продолжает развиваться своими темпами, а не стоит в ожидании решения проблем бытия, тем более умозрительных концепций экономической политики. Наработанный на сегодняшний день инструментарий экономической политики и конкретные задачи роста экономики страны и благосостояния граждан это то, что сейчас находится в нашем распоряжении. То, что будет достигнуто в результате последующего эволюционного развития экономической мысли, будет и должно быть использовано в практической жизни на этапе своего созревания и необходимости использования в той или иной соответствующей времени и месту ситуации.

Мировая экономика развивается бурными темпами, уровень отставания России от развитых мировых экономик внушителен, уровень развития отечественного обрабатывающего сектора оставляет желать лучшего, благосостояние большинства граждан страны по-прежнему находится на беспрецедентно низком для развитых и для некоторых развивающихся стран уровне.

Общие задачи и цели развития экономики страны, включающие рост ВВП и благосостояния граждан определены. Эти цели, если проводить сравнения с другими развивающимися мировыми экономиками (Китай, Южная Корея, Чили) во время их интенсивного роста, не говоря о высоких темпах роста экономик Украины и Казахстана в последние годы, а также темпами и задачами развития в настоящее время развитых экономик на этапе их бурного роста и модернизации, не кажутся излишне амбициозными, а при детальном экономическом анализе могут быть оценены даже как консервативные.

Вопрос же выполнимости или невыполнимости этих задач лежит не столько в объективной, сколько в субъективной плоскости. Не сама экономика развивается в настоящее время быстрыми темпами, а быстрые темпы отражают высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, вложения в развитие бизнеса и желание предпринимателей и граждан страны решать свои и государственные проблемы, увеличивать свое благосостояние и уровень потребления. Все начинается с постановки задач, а инструменты для их реализации найдутся.

Переход от теоретических обсуждений, которые могут и, по всей видимости, будут проходить до бесконечности, к практическим шагам кажется не простой задачей. Но эта задача не настолько сложная как кажется на первый взгляд. Теоретические обсуждения рано или поздно должны закончиться принятием базовой экономической концепции экономического развития, которая должна быть взята за основу для последующей экономической политики. Для устойчивого целенаправленного движения вперед должна быть стратегия, это то чего сейчас нет.

Вопрос экономического роста государства, имеющий свое отражение в промышленной политике государства, начинается с постановки стратегических задач экономического развития государства , которые можно выразить в конкретных количественных показателях (объем ВВП, темпы экономического роста, уровень доходов населения, доля обрабатывающего, в том числе технологического сектора в структуре ВВП), так и качественных показателях, таких как конкурентоспособность экономики и позиции отечественных компаний на внутреннем и внешних рынках, долгосрочной политической и экономической стабильности государства.

Задача удвоения ВВП страны к 2010г., поставленная Президентом России в 2003г., является одним из главных ориентиров для формирования долгосрочной экономической политики государства. Система мер, методов и инструментов промышленной политики, как и последовательность и механизм их реализации и использования являются частью экономической стратегии государственного развития.

Очевидно, общий экономический рост государства не может зависеть от роста какой-либо одной из отраслей. Так же как очевидно, что текущий дисбаланс экономики России в сторону сырьевого сектора, который не является приоритетной частью структуры экономик развитых государств, не снижает высокого позитивного значения сырьевой отрасли на развитие страны в целом , в особенности на ранних этапах экономического развития, как одного из факторов долгосрочного экономического роста России и как необходимого ресурса обеспечения жизнедеятельности страны в период трансформации экономики и источника формирования капитала для ее последующего роста.

Другое дело, что отсутствие значимого влияния других отраслей на структуру и объем экономики страны слишком очевидно, чтобы не обратить отдельного внимания. Это в той или иной мере относится ко всем отраслям обрабатывающей промышленности - и чем выше степень обработки продукции и добавленной стоимости, тем ниже их доля в структуре экономики. Необходимость обратить отдельное внимание на этот вопрос усиливается, когда мы понимаем, что эти сектора являются основными двигателями экономического роста развитых государств.

Уже существуют положительные признаки движения государства по отдельным направлениям, в частности в конце 2004г. в стенах Министерства образования и науки РФ была разработана «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010г.», которая затрагивает одно из важнейших направлений в современной экономике - инновационную политику. В октябре 2004 г. Министерство информационных технологий и связи РФ представило в правительство «Концепцию развития рынка информационных технологий в РФ».

В то же время в представленной в декабре 2004 г . «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)», разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ, по-прежнему мало говорится о вопросах активной государственной политики в направлении экономического роста, при концентрации усилий на вопросах либерализации и последовательном ограничении государственного влияния на экономику при росте прозрачности и эффективности государственного управления. Вместо стратегии экономического развития в программе были разработаны сценарии экономического развития экономики страны на среднесрочную перспективу, которые нельзя назвать ни амбициозными, ни достаточно глубоко и четко проработанными, что относится и к вопросам стратегии развития отдельных отраслей.

Исходя из этого комплексную государственную экономическую политику, которая включала бы в себя развернутые программы отраслевой политики по приоритетным с точки зрения долгосрочного развития секторам экономики, как важную составную часть, еще предстоит разработать.

Но жизнь уже требует практических действий и инициативы Президента России, объявленные в январе 2005 г. в Академгородке в Новосибирске, предвосхищают как разработку стратегий экономического роста, так и практические шаги следуемые за ними, работа над которыми уже достаточно затянулась. Возможно, значительные изменения и дополнения в стратегию и планы действий придется уже делать в ходе реализации программ экономического развития.

Кроме этого настораживает тот факт, что программы, которые должны содействовать обеспечению устойчивого экономического роста, разрабатываются без должного участия непосредственных исполнителей - частных компаний, а это именно те субъекты народного хозяйства, которые хорошо знают бизнес и требования рынка, это они будут создавать новую продукцию и исполнять разработанные правительством программы роста. Плохо, если в конечном итоге получится, что программа и правительство будут жить своей жизнью, а бизнес своей, не пересекаясь во времени и пространстве.

Причиной этого является то, что в стране по-прежнему бытуют две крайности экономического мышления. Одна из них, заключается в том, что экономический рост - это результат сугубо государственной промышленной политики, в которой частные компании выступают только исполнителями государственных решений. Сторонники этой точки зрения считают, что частные компании не заинтересованы в долгосрочном экономическом росте, а их интересы зачастую противоречат национальным интересам государства. Другие считают, что государственное участие в развитии промышленности - это негативное явление. Они выступают против вмешательства государства из-за приверженности принципам невмешательства в экономику или потому что государственное вмешательство не является прозрачным, и, следовательно, приносит больше вреда, чем пользы. И в той и другой точках зрения существует рациональное зерно, хотя в большей степени эти концепции являются теоретическими именно в силу своей «заидеалогизированности», излившей концептуальности и абстрактности. На практике же оказывается, что это две стороны одной медали.

Отправной точкой государственной экономической политики страны является понимание того, что субъектами этой деятельности в равной степени, хотя, имея разные подходы, инструментарий, методы и обязанности, являются государственные органы и частный бизнес, как формы организации и воплощения интересов общества, которые в равной степени заинтересованы в развитии экономики страны.

Необходимо признать, что Правительство России на сегодняшний день не готово к проведению активной государственной экономической политики как с точки зрения осмысления ее насущной необходимости, так и понимания конкретных инструментов ее воплощения.

Продолжающееся желание оперировать только терминами либерализации говорит не только о нежелании активно вмешиваться в процесс экономических реформ, но и тенденции к максимальной дистанцированности от происходящих в экономике изменений, дав их на откуп абстрактных рыночных сил.

Пора Правительству России, наконец, серьезно задуматься над вопросами экономической политики страны и занять в этом активную позицию.

Что делать

Экономическая политика государства начинается с выбора приоритетов. Приоритетными секторами для долгосрочного развития России могут стать:

- Инфраструктурные отрасли (транспорт, включая авто-, водный, железнодорожный и нефтепроводы, и отрасли энергетики и телекоммуникаций), развитие которых создаст общие предпосылки для долгосрочного роста экономики страны;

- Сектора с высокой степенью переработки продукции, среди которых особое внимание должно быть уделено высокотехнологическим отраслям.

Задачу развития секторов с высокой степенью переработки продукции и добавочной стоимости можно разделить на три составляющих:

1. Формирование благоприятного макроэкономического климата, включая вопросы экономической и политической стабильности, благоприятные налоговое и административное регулирование.

2. Создание необходимой инфраструктуры, включая полноценную финансовую систему финансирования высокотехнологического бизнеса, в том числе при помощи поддерживаемых государством венчурных технологических фондов и государственных целевых программ, инфраструктуру поддержки развития инновационных проектов, основанную на сети технопарков, и систему административных, налоговых и инвестиционных льгот для высокотехнологического сектора, которые могут быть реализованы через институт особых экономических зон.

3. Поиск и поддержка развития отдельных крупных технологических проектов и компаний.

Эти вопросы относятся ко всем высокотехнологичным секторам экономики, в том числе и к сектору информационных технологий (ИТ), на котором хотелось бы остановиться отдельно.

Отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - наиболее динамично развивающийся сектор современной мировой экономики. Но если важнейшая часть этой отрасли, сектор коммуникаций, развивается уже около 100 лет (как в мире, так и в России), то история сектора информационных технологий (ИТ), насчитывает не более четверти века. При этом именно он выступает в роли локомотива современного экономического роста многих развитых стран и является основой формирования информационной или так называемой «новой экономики» - экономики основанной на знаниях.

Сектор ИТ состоит из трех основных составных частей: программное обеспечение, аппаратное обеспечение и ИТ-услуги.

С точки зрения приоритетов долгосрочного развития в нем необходимо отдельно выделить сегмент производства программного обеспечения, который находится в настоящее время на острие технического прогресса, составляет самую высокую долю и создает самую большую часть добавленной стоимости в общей структуре ИТ-отрасли развитых стран. Отдельным пунктом приоритетности данного сектора является высокий уровень подготовки российских специалистов в области информационных технологий, математики и техники и одна из лучших в мире систем образования, в особенности в научно-технической сфере, все это являются важнейшим конкурентным ресурсом для выхода на международные рынки и для перспективного развития сектора. Особое внимание должно быть уделено развитию сегмента производства собственного готового программного обеспечения, которое имеет более высокий уровень добавленной стоимости, требует более высокого уровня квалификации и, наконец, предпочтительно с точки зрения долгосрочного развития страны. В то время как развитие оффшорного программирования (или аутсорсинга) не должно дискриминироваться, а также поддерживаться как один из важнейших составляющих роста сектора программного обеспечения и выхода на внешние рынки. Россия располагает достаточными ресурсами (человеческими и интеллектуальными), конкурентными преимуществами и развитие этого бизнеса при должной поддержке государства может быть обеспечено в сравнительно сжатые сроки.

В секторе производства аппаратного обеспечения дела обстоят несколько сложнее. Сектор производства бытовой электроники и компьютеров может стать вторым по приоритетности. Хотя этот сегмент является более капиталоемким, конкурентные преимущества России незначительны, а возможная быстрота развития бизнеса ограничена высокой конкуренцией и длительным технологическим циклом (создание нового продукта, организация производства и сбыт продукции), потенциальный спрос на продукцию этого сектора, а также динамика его расширения за счет внедрения новых продуктов и продуктовых линеек (производство сотовых телефонов, КПК, игровых приставок и прочее) делает его высоко привлекательным в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Инвестиции в крупных производителей, которые смогут воспользоваться экономией на масштабах производства, выгодами централизованной маркетинговой и сбытовой политики, позволят обеспечить устойчивый рост сектора, внедрение в нем новых технологий и продуктов и высокий уровень прибыли на вложенный капитал на долгосрочную перспективу.

Развитие сектора производства телекоммуникационного оборудования, который находится на пересечении отраслей телекоммуникаций и информационных технологий, потребуют значительных инвестиций, высокой степени концентрации производственных, технологических и человеческих ресурсов, продолжительного времени на организацию производства и выстраивание системы сбыта продукции. Отсутствие значительных конкурентных преимуществ у РФ также делает этот сектор высокорискованным для инвестирования. Учитывая вышеприведенные факторы, сделать это будет под силу только крупным компаниям, при высокой степени поддержки государства или его прямом участии в реализации отдельных проектов.

Развитие сектора полупроводников, комплектующих и периферии для сектора электроники и компьютерной техники, также как и сектор телекоммуникационного оборудования требуют тщательного анализа и долгосрочного планирования при необходимости высокой степени концентрации капитала и финансовых ресурсов.

Компании же, работающие в сегменте ИТ-услуг, развиваются поступательно вслед за ростом спроса на их услуги. Им не требуются значительных инвестиций на развитие, когда текущие потребности они могут покрывать за счет прибылей компаний. Этот сегмент ИТ-бизнеса не оказывает ощутимого влияния на развитие ИТ-рынка, а наоборот, движется вслед за его потребностями и спросом. По этим причинам он не испытывает трудностей ни в развитии, ни в привлечении инвестиционных ресурсов, а гибко приспосабливается к условиям рынка и растет вместе с ним.

Российский ИТ-сектор в настоящее время развивается быстрыми темпами (около 20% в год) и имеет большие перспективы потенциального роста. Существуют различные оценки его объемов, одна из оценок была представлена Министерством информационных технологий и связи РФ и составляет 7 млрд. долл. США в 2004 г. или 1,2% ВВП России согласно данным Министерства экономического развития и торговли РФ, что почти в два раза ниже текущих показателей Западной Европы и почти в четыре раза уровня США.

Хотя рынок информационных технологий развивается в настоящее время высокими темпами, его доля в ВВП очень низка, а одной из характеристик его является низкая доля в общем объеме сектора продукции отечественного производства, на поддержку развития которой должно быть уделено особое внимание государственной политики.

При сохранении текущих тенденций развития ИТ и реализации прогнозируемых макроэкономических показателей роста российской экономики в целом (до 7% реального роста ВВП в год) Россия сможет приблизиться к нынешним показателям Западной Европы не ранее 2010 г . Это возможно при темпе роста ИТ-рынка в среднем около 20% в год в течение 2004-2010 гг., что нельзя назвать нереальным. При определенных обстоятельствах, таких как ускорение общих темпов роста экономики страны и активной совместной работы бизнеса и государства, сектор ИТ может расти гораздо быстрее. По оценкам Министерства информационных технологий и связи РФ объем ИТ-сектора сможет достичь 40 млрд. долл. США в 2010г. или 3-4% ВВП (в соответствии с прогнозами Министерства экономического развития и торговли РФ), что сравнимо с сегодняшней долей сектора в структуре ВВП США и выше показателей Западной Европы. Если экономика России будет развиваться более быстрыми темпами, а это вполне возможно, учитывая, что ни один из сценариев МЭРТа, включая самый оптимистический не предполагает роста даже на 7% в год, то доля ИТ-отрасли в ВВП страны составит в 2010 г . от 2 до 3%, что сравнимо с текущими показателями стран Западной Европы.

Данные прогнозы могут оказаться консервативными и одновременно оптимистическими. Это зависит от того, какой стратегии, прежде всего инвестиционной, будут придерживаться основные игроки (ИТ-компании, производители программного и аппаратного обеспечения и др.) и инвесторы на рынке, а также темпов развития всей экономики страны и, наконец, активной государственной политики в направлении развития сектора. С другой стороны, какой уровень развития сектора надо считать достаточным для России пока остается вопросом.

Так или иначе, будущее развития сектора ИТ - это производная от двух основных факторов: действий частного сектора в развитии этого рынка и государственной политики по поддержания роста ИТ-отрасли и экономики в целом. При этом внимание должно уделяться не только количественным показателям роста, но качественным показателям его структуры при максимальной поддержке отечественного производства программного и аппаратного обеспечения. Импульс практическим шагам в этом направлении был дан Президентом страны в январе 2005 г. Новосибирске, включая актуализацию вопросов развития особых экономических зон и технопарков, важных составляющих экономической политики государства, и постановки акцентов на развитии инновационных отраслей и продуктов.

Вопросы развития особых экономических зон (ОЭЗ) и технопарков являются исключительно важными с точки зрения формирования необходимой для развития ИТ- и других высокотехнологичных отраслей инновационной инфраструктуры.

Задачи же избежания негативных уроков прошлого, связанных с возможными злоупотреблениями по избежанию налогообложения являются техническими и могут быть решены уже в рамках проработки стратегий экономической политики. В частности, в рамках стратегии могут быть четко определены объекты поддержки, как в рамках СЭЗ и технопарков, так в рамках государственного венчурного технологического фонда и других мер поддержки технологических секторов и других государственных источников их финансирования. Ими могут стать как отдельные инновационные проекты, малые инновационные предприятия, так и крупные технологические компании, которые находятся в отраслях являющихся приоритетными в рамках государственной экономической политики и относятся или занимающиеся деятельностью в сегментах являющихся приоритетными или важными в рамках данных приоритетных отраслей.

Таким образом, основой для выбора объекта поддержки является трехуровневая система: 1) уровень отраслевых приоритетов, 2) уровень внутриотраслевых приоритетов (система приоритетов разработанная в рамках стратегии развития отрасли) и 3) параметры развития отдельных проектов и компаний - уровень их инвестиционной эффективности и конкурентоспособности, что может быть подтверждено как степенью проработанности бизнес планов, так и успешным опытом реализации схожих проектов и возможностями практической реализации подобного рода задач в будущем.

Таким образом, основой формирования экономической политики может стать последовательность действий - выбор отраслевых приоритетов, выбор внутриотраслевых приоритетов, выбор конкретных проектов и компаний для поддержки.

Параллельно этому вопросу должна вестись работа по формированию механизмов и ресурсов и отработки инструментария поддержки развития данных проектов и компаний: через систему технологических парков в качестве инфраструктуры поддержки и организационной формы реализации технологической политики; через систему особых экономических зон в качестве инструмента и формы оказания льготных условий функционирования для приоритетных для государства проектов; через систему поддерживаемых государством венчурных технологических фондов и целевых государственных программ в качестве ресурсов для финансирования технологического бизнеса.

Вопрос же контроля за целевым использованием средств, ресурсов и льгот в рамках данной политики является сферой компетенции контрольных органов государственной власти, которым может оказать дополнительную помощь четкая проработка, как самой экономической стратегии, так и вопросов определения объектов и механизмов их поддержки.

При активной поддержке государства и консолидированной политике частного бизнеса ситуация в ИТ, как и других технологических секторах экономики, не только способна еще более измениться к лучшему, но и сектор может выйти на качественно новые рубежи своего развития. Для этого необходима совместная выработка приоритетов и разработка долгосрочной стратегии развития сектора и механизмов ее реализации, которые должны привести к действенным практическим шагам по поддержке и совместному развитию сектора информационных технологий.

Частный бизнес развивается быстрыми темпами, зачастую его действия не только предвосхищают государственную политику, но в ряде случаев решают функции, являющиеся ключевой обязанностью государства. В частичности создаются сети технологических парков и венчурные технологические фонды, которые являются инфраструктурой для инвестирования и развития инновационного бизнеса, в том числе ИТ-сектора. Эти направления во всем мире строятся при непосредственном участии и поддержке государства. Успеет ли наше государство за частными компаниями или как раньше оставит технологический бизнес на произвол судьбы покажет время.

Цели российского государства в области ИТ состоят в развитии эффективной экономики России, формировании отечественного производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки, развитии образования населения и государственного управления на базе ИТ, что и нужно реализовать в рамках стратегии.

Только совместная работа государственных органов и частного бизнеса по развитию сектора может привести к выработке согласованной политики развития отрасли информационных технологий, как и других высокотехнологичных секторов, в России .

По нашему мнению, к необходимым элементам этой работы на уровне приоритетных секторов к которым относится и ИТ-сектор можно отнести:

1. Выбор приоритетов развития сектора на уровне отдельных сегментов, бизнес направлений и приоритетных проектов для развития.

2. Определение методов и механизмов поддержки развития сектора, через систему особых экономических зон, технопарков, венчурных фондов и целевого финансирования отдельных проектов.

3. Разработка и утверждение стратегии развития государства в секторе в форме программы развития сектора на долгосрочную перспективу.

4. Назначение координатора и ответственного за реализацию этой стратегии на государственном уровне с привлечением частных компаний, имеющих компетенцию в соответствующих областях специализации. Разграничение полномочий и детализация сфер компетенции отдельных органов исполнительно власти, отвечающих за политику в сфере развития сектора. Наделение участников необходимыми ресурсами и полномочиями по реализации данной программы.

5. Реализация стратегии и программ развития сектора и отдельных проектов.

В разработанной Министерством информационных технологий и связи РФ «Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации», которая была представлена в открытых источниках, данные задачи не были решены. Хочется надеяться, что эти вопросы находятся на стадии разработки в рамках министерства или будут открыты широкой общественности в ближайшем будущем. В противном случае эти вопросы придется решать с нуля. Так или иначе, без внимательной проработки этих элементов движение вперед будет в значительной степени затруднено.

Очевидно, сектор информационных технологий не может стать основным локомотивом экономического роста страны на ближайшую перспективу вследствие неразвитости большинства потребительских секторов экономики, удовлетворяющих первичные потребности человека в пище, одежде, жилье и других, в т.ч. промышленных, товарах, но может в принципе стать одним из самых быстрорастущих секторов сегодня и основой для будущего роста и долгосрочного развития экономики России. Это относится и к другим высокотехнологичным секторам экономики страны, которые также не должны остаться без внимания государства и бизнеса.

Кроме ИТ в России имеют высокие перспективы развития и другие высокотехнологические направления, такие как биотехнологии, материаловедение, нанотехнологии и аэрокосмический сектор, за счет высоких конкурентный преимуществ, выраженных в высококвалифицированном персонале, сильных научных школах и системе образования, которые являются необходимой платформой для развития технологического бизнеса. На построение подобной платформы в других странах, таких, например, как Китай, потребуется продолжительное время и значительные финансовые ресурсы, а в России эти первоначально необходимые элементы инновационной инфраструктуры уже созданы и данным конкурентным ресурсом необходимо правильно воспользоваться.

Об авторе

 

Шеховцов Михаил

Директор по стратегии ОАО “Система Масс-медиа” (массмедиа холдинг в структуре АФК “Система”, в который входит рекламный и издательский бизнес, дистрибуция прессы, платное ТВ и другие активы)

2000-2003. Член Правления, Директор по стратегическому развитию и инвестициям интернет-провайдера “МТУ-Интел”.

1999-2000. Исполнительный директор в инвестиционном департаменте АФК “Система”

До работы в АФК “Система” являлся сотрудником инвестиционно-банковского департамента Инвестиционной Группы “Ренессанс Капитал”.

ms@smm.ru

mshekhovtsov@yandex.ru


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал  [1] Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 08.04.2005  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100