Для зарегистрированных пользователей |
|
Интервью Сергея Шашурина СИБИНТЕК агентству ПРАЙМ-ТАСС
СИБИНТЕК - один из лидеров российского рынка информационных технологий, основан в августе 1999г нефтяной компанией ЮКОС. Основным направлением деятельности СИБИНТЕК является предоставление услуг в области разработки, внедрения и применения на предприятиях новейших информационных технологий. В настоящее время компания позиционируется на рынке как универсальный системный интегратор, предлагающий ИТ-решения для организаций и предприятий, занятых в различных сегментах экономики. Партнерами компании являются корпорации Microsoft, Hewlett-Packard, Compaq, Cisco Systemes и др.
Сергей Юрьевич Шашурин работает в компании СИБИНТЕК с декабря 2000 года, ранее возглавлял подразделения по работе с отраслевыми предприятиями в российском представительстве американской компании IBM и в компании IBS.
Вопрос: СИБИНТЕК, как дочерняя компания ЮКОСа, работает на рынке почти 3 года. Сергей Юрьевич, расскажите какова роль СИБИНТЕК в организации ИТ-сервисов ЮКОСа и каков его сегодняшний статус на рынке ИТ-технологий в целом?
Ответ: Как производственная компания СИБИНТЕК начал развиваться с начала 2001 г. Если говорить об истории, то в 1998 г. НК ЮКОС занялся масштабной перестройкой своей структуры, было принято решение вывести все сервисные подразделения из состава компании в отдельные предприятия и работать с ними на подрядной основе.
Такой же подход распространился и на информационную службу. В основе идеологии сервисов НК ЮКОС лежит идеология западных компаний, в частности, Shell Group, решавших аналогичные задачи - превращение ИТ-службы из центра затрат в центр прибыли, внедрение рыночных стандартов обслуживания своих потребителей, решение новых задач без найма новых сотрудников и расширение рынков сбыта для основных подразделений.
Для выполнения этой задачи в течение 1999-2000 годов были созданы подразделения, работающие в области разработки и внедрения программного обеспечения, Интернет-технологий, телекоммуникаций и системной интеграции. Помимо основных производственных офисов в Москве и Нефтеюганске была создана региональная сеть из восьми филиалов. В этот период СИБИНТЕК реализовал более 120 проектов по созданию корпоративных информационных систем, интегрированных решений с использованием телекоммуникационных технологий /таких как WAP, IP-телефония и др./ и систем электронной коммерции. В рамках отдельных проектов СИБИНТЕК заключил договора о сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными ИТ-компаниями. К началу 2001г. ЮКОС в основном вывел из состава своих предприятий ИТ-подразделения, передав, таким образом, СИБИНТЕК обслуживание ИТ-инфраструктуры корпорации. В выбранной за основу бизнес-модели аутсорсинга информационным службам ЮКОСа были отведены функции лишь заказчика, а основным исполнителем ИТ-проектов стал СИБИНТЕК.
Прошедший год был для СИБИНТЕК годом качества, создания производственно-технической базы, формирования организационной структуры и системы управления, по-новому была выстроена учетная политика. В частности, с 2001 г структура управления была выстроена по дивизионному принципу, учет ведется в разрезе подразделений и производственных проектов, так же строится и годовой бюджет. Штат центрального офиса увеличился до 350 человек, численность сотрудников компании в целом - до 1200 человек, а количество филиалов - до 15 /в Сибири, центре России и Поволжье/. Усилия компании теперь фокусируются на широкопрофильной системной интеграции и ИТ-консалтинге.
Таким образом, 2001 год стал для СИБИНТЕК началом становления как самостоятельной коммерческой ИТ-компании, способной удовлетворить потребности по управлению бизнес-процессами клиентов, занятых в различных областях экономики.
Вопрос: Означает ли это, что СИБИНТЕК теперь менее зависим от ЮКОСа?
Ответ: В настоящее время СИБИНТЕК выполняет весь комплекс ИТ-поддержки ЮКОСа, что обеспечивает более половины оборота СИБИНТЕК. В этой ситуации говорить о независимости, конечно же, сложно. В идеале доля поставок крупного клиента на регулярной основе не должна превышать 30-40 процентов. Надеюсь, что по мере развития бизнеса нашей компании, доля поставок для ЮКОСа снизится за счет увеличения доли контрактов с клиентами, занятых в других областях. В частности, в прошлом году наряду с заказами в нефтегазовой отрасли нами были реализованы первые проекты в нефтехимической и пищевой промышленности, металлургии. Тем не менее, существенное изменение в структуре наших клиентских заказов может произойти в достаточно отдаленной перспективе, и в текущем году сложившаяся пропорция, вероятно, сохранится.
Вопрос: Расскажите об основных итогах деятельности компании в 2001 году и планах на текущий год?
Ответ: В прошлом году были созданы центры компетенции по ИТ в области нефтепереработки, логистики и сбыта. Разработаны два новых производственных решения: "СИБИНТЕК-АЗС" для автоматизации крупных сетей автозаправочных комплексов, внедрение которого началось в сети АЗК ЮКОСа, и "СИБИНТЕК-Имущество" - для автоматизации учета и перемещения имущества на предприятиях разного профиля.
Кроме этого, в минувшем году был завершен первый этап совместного с "Международной Компанией Связи" проекта по созданию единой информационной сети Эвенкийского АО и проект автоматизации эстакады тактового налива светлых нефтепродуктов на Ачинском НПЗ. Также, СИБИНТЕК приступил к работам по проекту "Интеллектуальный комплекс "Дубининское". В рамках этого проекта предусмотрено оснащение новой штаб-квартиры ЮКОСа самыми современными системами управления и жизнеобеспечения. По программе расширения региональной сети компания в ближайшее время планирует открыть три новых филиала.
Бизнес СИБИНТЕК, в соответствии с новой стратегией развития и благодаря усилиям менеджмента компании, в настоящее время высоко рентабелен. Выручка компании от основной производственной деятельности в 2001 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом в два раза, превысив 38 млн долл. В текущем году мы ожидаем, что тенденция роста доходов сохранится.
Вопрос: Насколько конкурентны ИТ-услуги и решения компании на внутреннем рынке и есть ли перспективы их реализации за рубежом?
Ответ: К сожалению, опыт работы на рынке свидетельствует о том, что рентабельность бизнеса российского ИТ-консалтинга ниже западного, и связано это, прежде всего, с более высокой оплатой услуг зарубежных компаний. В то же время высокий уровень подготовки российских специалистов позволяет квалифицированно выполнять достаточно сложные ИТ-проекты. В такой ситуации и российские, и западные заказчики все чаще прибегают к услугам российских поставщиков данных услуг. В частности, мы рассматриваем возможность осуществления в текущем году нескольких пробных проектов на Европейском рынке.
Говоря о перспективах рынка ИТ-услуг в целом, следует отметить, что российский сегмент этого рынка на сегодняшний день ограничен степенью проникновения информационных технологий и их ролью в экономике страны. Достаточно вспомнить, что доля ИТ в ВВП ведущих западных стран в несколько раз превышает этот показатель в России. Вероятно, востребованность ИТ-услуг в России будет расти одновременно с ростом культуры менеджмента. Лет пять назад российские заказчики, в основном крупные компании и банки, для организации работы своих подразделений на современном уровне тратили деньги в основном на покупку и обслуживание компьютеров. Трудно было представить, что даже богатая компания захочет направить порядка 5-10 млн долл на совершенствование системы управления бизнес-процессами. Сейчас такие крупные заказы на ИТ-консалтинг вполне реальны. Так, крупные корпорации выделяют в общей сложности миллионы долларов на бизнес-консалтинг, регламентацию бизнес-процессов, а затем на этой основе внедряют информационные системы управления и автоматизации производства. Например, стоимость проекта внедрения ERP системы SAP R3 центрального офиса крупной нефтегазовой компании может составить 7-10 млн долл.
Таким образом, определенный прогресс в этом направлении в России в последнее время все-таки присутствует, поэтому я не теряю оптимизма и верю в то, что рынок услуг с применением информационных технологий уже в ближайшие годы займет свое достойное место и в России. Твои услуги обязательно будут востребованы, если ты понимаешь бизнес клиента и содействуешь повышению его эффективности.
Вопрос: Не планирует ли СИБИНТЕК, заитересованный в продвижении ИТ-технологий, участвовать в каких-либо программах информатизации?
Ответ: СИБИНТЕК активно сотрудничает с Министерством образования. В частности, Минобразование реализует большой проект по созданию Всероссийской образовательной среды, который предусматривает обучение учителей и учащихся работе с Интернет-технологиями. На первом этапе планируется обучить детей в 31 тыс сельских школ, куда уже поставлена компьютерная техника. СИБИНТЕК участвует в тендере на реализацию данного проекта в Новосибирской области.
Вопрос: За счет каких источников финансирования компания расширяет свой бизнес, и каковы планы по инвестициям в перспективе?
Ответ: В настоящее время компания развивается за счет собственных средств, направляя в развитие часть прибыли. СИБИНТЕК - молодая ИТ-компания, недавно работающая на рынке, поэтому до определенного момента собственных средств ей будет достаточно. Однако, опыт работы в этом сегменте других российских компаний показывает, что эффективное развитие ИТ-компаний невозможно без привлечения внешних инвестиций в виде прямых вложений в капитал или привлечения средств от размещения ценных бумаг на международных финансовых рынках. Динамично развивающиеся компании достигают определенного оборота порядка 50-60 млн долл и далее уже не могут "перешагнуть" этот рубеж. Чтобы выйти на новый уровень, соответствующий западной корпорации, нужны "дешевые" деньги. Поэтому наша цель - в обозримом будущем получить возможность выхода на финансовые рынки с целью привлечения дополнительных средств для дальнейшего развития.
Вопрос: Группа МЕНАТЕП в декабре прошлого года через свою дочернюю компанию Antel Holdings Ltd купила активы в российских и украинских телекоммуникационных компаниях, при этом представители группы заявляли о намерении создать холдинг, включив в него в качестве системного интегратора СИБИНТЕК. Расскажите о планах СИБИНТЕКа по участию в этом проекте.
Ответ: Давайте все же говорить про СИБИНТЕК. Учитывая мировые тенденции сближения бизнеса высокотехнологичных компаний, сотрудничество телекоммуникационных компаний с СИБИНТЕКом, способным предложить широкий спектр ИТ-решений, в данной ситуации было бы естественным. Любая крупная телекоммуникационная корпорация в целях обеспечения комплексного обслуживания клиентов и повышения, таким образом, эффективности своего бизнеса, в своей структуре создает специальное подразделение, предоставляющее широкий спектр услуг по системной интеграции и ИТ-консалтингу. Поэтому, с учетом сближения ИТ и телекоммуникаций, я был бы рад любым формам сотрудничества между СИБИНТЕК и телекоммуникационными компаниями
|