Для зарегистрированных пользователей |
|
CeBIT: Made in Russia?
Отношение западных компаний к России не всегда было однозначным, да и сейчас российская компания не самый желанный партнер. Поэтому у российских экспонентов и на CeBIT в очередной раз встал вопрос, как использовать и использовать ли российскую символику на своем стенде. Каждый решил для себя по-своему.
Стенды Миннауки и Минсвязи, а также МТС, подчеркивали свою принадлежность, что совершенно оправданно: первые два представляют в первую очередь страну, а оператор нигде кроме России пока и не работает. Правда, на стендах Минсвязи, МТС, да и кое-где на стенде Миннауки стояли такие символы России, как матрешки и водка. Сергей Андреев, генеральный директор ABBYY, комментирует уместность использования этих символов: "Если кто-то хочет подчеркнуть свою национальную принадлежность, матрешки и водка не самые позитивные кусочки имиджа этой страны. После определенного общения с немцами у нас сложилось понимание того, что они думают о матрешках, водке, икре и медведе". Действительно, есть сомнения, что матрешка вызывает у немцев ассоциации с хорошим качеством связи, а водка - с высоким качеством программирования.
Другая крайность - участие "Ауриги" в CeBIT на национальном стенде США и позиционирование как американской компании. Еще один пример - компания Enterra. Виктор Кунст, менеджер Enterra, так объясняет свою позицию: "Мы скрываем, что наши разработчики сидят в Барнауле. Потому что многие немецкие компании предпочитают платить деньги своим за аутсорсинг, но никогда не закажут разработку в России".
Умеренные россияне - ABBYY, Promt, "Лаборатория Касперского" и Paragon Software, не скрывают и не афишируют принадлежность к России. Сергей Андреев: "Мы никогда не скрывали, что мы российская компания. Несколько лет назад мы и не старались выпячивать, что мы из России, потому как имидж России очень неоднозначный. Да, люди знают, что в России делают ракеты, но также все помнят, что в России никогда не умели делать качественный ширпотреб. Сейчас о нас уже не судят по одежке, российское подданство не может нам помешать, мы крепко стоим на ногах. Когда уже известно, что продукт качественный, конкурентоспособный, написать что он из России значит добавить некоторый вес технологии. В данный момент наше происхождение - позитивный факт, хотя ранее мы испытывали от этого определенные неудобства".
Опытные стендисты на CeBIT стараются работать по законам Германии, нанимают немецкий персонал. Они стараются осторожнее использовать национальные символы, точнее не используют их вообще. Нет характерного для американцев натужного размахивания флагом.
Александр Зудин, первый вице-президент Paragon Software, считает, что с ростом компании "национальный вопрос" девальвируется: "Как только компания выходит за определенный уровень оборота, то издателю все равно, откуда она. Никаких барьеров нет. Да по нормальным руководителям наших компаний и понять сложно, откуда они. Кроме того, известно, что русские это очень хорошие хакеры, которые хорошо делают программы, в США даже деньги выделяют на борьбу с ними".
Коммерческие компании вынуждены считать деньги, и вряд ли их можно критиковать за то, что они платят налоги в той стране, правительство которой лучше отрабатывает эти деньги. Многие российские бизнесмены с горечью рассказывали, какое впечатление произвело на них деятельность Шредера, а пару лет назад и Коля на CeBIT. В сегодняшней ситуации Герхарду Шредеру нет особой политической нужды продвигать немецкий ИТ, он получит гораздо больше избирателей, выступив по центральному каналу с пламенной речью в защиту беспризорников. Но он делает почему-то первое, причем делает профессионально и эффективно. А кружки с пивом на немецких стендах смотрелись бы смешно. Как, впрочем, и на российских. Михаил Каничев: "Нам несколько мешает, что мы российская компания, мы иногда вынуждены скрывать это. А мы считаем деньги, и если нам выгоднее встать под голландский, американский, немецкий флаг, мы встанем под него".
|