Для зарегистрированных пользователей |
|
Интервью с Владимиром Деминым, президентом Columbus IT Partner Russia
О вероятном провале CeBIT 2002 в прессе начали говорить задолго до начала самой выставки. Связывали это с чем угодно - с кризисом на ИТ рынке, с потерей интереса к выставкам как к таковым и еще со многими негативными факторами. С некоторым злорадством вспоминали прошлый Comdex Fall, который, по мнению многих специализированных изданий, получился значительно хуже, чем в предыдущие годы.
Несмотря на это, CeBIT вызвал огромный интерес у российского ИТ-рынка. Уже в первые дни выставки стало очевидно, что внимание к выставке не уменьшилось (в этом году в ней приняло 7962 компании, в 2001 году - 8093). Россия в этом году была представлена значительно лучше, чем раньше, в общей сложности, на выставке присутствовали 94 российских компании, что оказалось больше, чем, например, представителей Испании, Италии или Японии, в общей сложности стенды российских фирм занимали 1542 квадратных метров. Украина, Россия и Белоруссия были представлены тематическими стендами, отдельный стенд был также у Санкт-Петербурга, это связано с интересом нынешнего губернатора города к решениям из области электронного правительства.
Для многих компаний поездка на CeBIT была шансом выйти на международный рынок и найти новых партнеров. Фирмам, еще не начавшим коммерческое производство своей продукции был отведен специальный раздел выставки - "Технопарк". Там представляли свою продукцию компании, создавшие интересные технические и программные разработки, но пока не сумевшие вывести свою продукцию на рынок. Для них эта выставка - хороший шанс найти инвестора, который предоставит им необходимые средства.
Поиск партнеров - одна из главных причин, по которым российская компания может принять решение об участии в мероприятиях, подобных CeBIT. Западный рынок традиционно более "закрыт", чем российский - в США и Европе можно потратить годы на то, чтобы выйти на нужных людей. На CeBIT завязать необходимые контакты в западном бизнесе значительно проще.
Более того, наша компания каждый год принимает активное участие в CeBIT, и в этом году достаточно неожиданным для нас стало то, что мы установили много полезных контактов среди представителей российских фирм. На CeBIT, съезжаются большое количество топ менеджеров отечественных компаний, причем не обязательно связанных с ИТ-рынком. На подобных мероприятиях национальные и социальные условности и барьеры исчезают, или, по крайней мере, становятся менее заметны. Так что международные выставки - еще и хорошая возможность найти новых партнеров в своей стране. Как бы странно это не звучало, зачастую установить с ними контакт оказывается легче, чем в Москве.
Поэтому на выставке было очень много компаний, предлагающих услуги из области оффшорного программирования. Для них подобные мероприятия - уникальный шанс рассказать о себе сотням потенциальных заказчиков. Нельзя сказать, что российские компании пользовались повышенным интересом, но на их стендах все же было достаточно много людей, отчасти потому, что они привлекали посетителей как раз бедностью оформления стендов, которая несколько выделялась из общей картины и именно из-за этого привлекала внимание посетителей. Впрочем, интерес многих посетителей не был праздным, многие уже достаточно хорошо знали российских игроков и подходили к стендам для того, чтобы задать какие-то конкретные вопросы, или предложить партнерство.
Довольно забавным оказалось то, что один из стендов, на котором были представлены русские, по неизвестным причинам оказались расположены рядом с туалетами. Был ли в этом злой умысел устроителей выставки, или нет, осталось неизвестным. Традиционно подобное расположение стенда считается очень неудачным, но, в конечном счете, данное обстоятельство сыграло в пользу российских участников. Посетители выставки, заходившие в эту часть павильона с весьма определенной целью, на обратном пути заглядывали и на стенды отечественных компаний. Благодаря подобным "новым маркетинговым технологиям", российские стенды каждый день посещали лишние несколько тысяч человек.
Для международных компаний CeBIT оказался хорошим шансом заявить о своих амбициях на новых локальных рынках и подыскать новых партнеров в тех странах, где они собираются предлагать свои услуги, но главное, подобные выставки дают возможность понять, куда движется рынок, как меняется стратегия конкурентов и какие направления своей деятельности следует развивать в первую очередь.
Поездка на выставку не всегда приносит незамедлительную реакцию со стороны клиентов или возможных партнеров. Большинство компаний, предлагающих услуги долгосрочного характера - консалтинговые фирмы, крупные системные интеграторы и т. д., как правило, ограничиваются первичным контактом с потенциальным партнером. На выставках они "знакомятся", а дальнейшее развитие контакт может получить продолжение через несколько недель, или даже месяцев. Именно поэтому пользу от участия в подобном мероприятии достаточно сложно оценить. Как понять, что заставило клиента позвонить в офис компании - посещение стенда на выставке, реклама в прессе или еще какие-то факторы. В результате у компании может сложиться неверное впечатление, что участие в выставке не приносит реального результата. Другое дело - поставщики более мелких услуг или товаров. Они нередко заключают контракт с клиентом прямо в стенах CeBIT - это касается как дистрибуторов программных продуктов, так и поставщиков электроники. В частности, ряд компаний продавали представленные на выставке гаджеты прямо на стендах.
В этом году стало очевидно, что интерес рынка сместился от инструментов оптимизации бизнес-процессов к проблемам их использования. Большинство семинаров, проходивших в ходе выставки, были посвящены ИТ-консалтингу, в частности услугам в области CRM (Customer Relationship Management), SCM (Supply Chain Management) и Knowledge Management. Интерес публики привлекали также компании, представлявшие концепции управления корпоративной информацией Data Monitoring и управления документооборотом Document Management. От поставщика решений теперь ждут, что он не только продаст и установит некий программный продукт, но и вместе с командой менеджеров компании-клиента будет работать над оптимизацией бизнес процессов: таких как отношения с поставщиками и покупателями, управление персоналом и т. д. Семинары, посвященные ИТ-консалтингу, пользовались огромной популярностью со стороны посетителей выставки, что является одним из свидетельств того, что в ближайшее время этот рынок будет стремительно развиваться.
В целом складывается впечатление, что CeBIT постепенно превращается из выставки "железа" в ярмарку услуг. Это не значит, что на выставке было мало технических новинок - продукция ведущих производителей компьютеров, мобильных телефонов и т. д., поражала воображение, как своим количеством, так и новаторством представленных решений. Но при этом все больший интерес у посетителей вызывают некие "нематериальные" вещи - консалтинговые услуги, решения в области электронного правительства. Преимущество таких больших выставок перед узкоспециализированными предприятиями состоит как раз в том, что компания может одновременно представить аудитории и техническую базу - например новые сервера, и программную составляющую, и услуги в области ИТ-консалтинга. Такой комплексный подход дает очевидные преимущества, котрые уже в полной мере осознали крупные игроки, такие как IBM, Sun и ряд других компаний.
|