Примут ли российские предприятия новую версию МС ИСО 9000?
Василевская С.В., консультационный центр "Качество и Бизнес", Санкт-Петербург
Роман без взаимности
Два последних года были необыкновенно волнительными для международного сообщества специалистов в области качества. Пересматривалась версия международных стандартов ИСО (МС ИСО) серии 9000 образца 1994 года, и всем было интересно, что появится нового, а что останется прежним.
ISO (Международная организация по стандартизации) умело подогревала интерес, предлагая на суд общественности проекты (DIS). В результате версию приняли, и стало еще интереснее: наконец можно приступить к толкованиям.
И вот уже только ленивые не проводят семинаров по ключевым принципам менеджмента качества, и вот уже кочуют по России и ближнему зарубежью профессиональные лекторы с целью явить управленцам новые термины: "Кайзен", "Кайрио", "шесть сигм", "флоу-чарты", "гемба"...
Насколько все это нужно нашим производственникам? Казалось бы, странный вопрос. В течение последнего десятилетия ХХ века неизменно декларировалось, что соответствовать МС ИСО серии 9000 (при подтверждении третьей стороной) важно, модно, необходимо, престижно и т. п.
Однако это оказалось справедливо только для представителей так называемых технологически развитых государств и некоторых развивающихся стран, где число предприятий, имеющих сертификат соответствия ИСО 9000, перевалило за 400 000.
В России, по данным Госстандарта, таких предприятий около 1000; согласно бюллетеню ИСО - 1134; по нашим приблизительным данным, почерпнутым из собственной аудиторской практики и личных контактов с сертификационными органами, - порядка 2000.
В программе-конкурсе "100 лучших товаров России" участвовали в 2000 году 860 экспонентов. Только 3,1% из них имеют системы качества, сертифицированные по ИСО. Соответственно, примерно 1000 предприятий имеют сертификаты, но продукцию свою "лучшими товарами" не считают, по крайней мере за звание это не борются. При этом более 800 предприятий выпускают товары, способные достойно конкурировать на мировом рынке, и обходятся при этом без систем качества.
"Чужие здесь не ходят"
Постараемся определить причины, по которым абсолютное большинство российских компаний остались равнодушны к сертификационному буму вокруг МС ИСО 9000.
Одна из причин лежит на поверхности: это откровенно коммерческий характер деятельности органов по сертификации и консалтинговых фирм-сателлитов, вращающихся по орбитам вокруг известных ОС. Рынок сертификационных услуг сложился, "чужие там не ходят", цены кусаются. Да и сценарий "прихода в ИСО" нередко разочаровывает предприятие.
Сначала деятельность живой компании загоняют в прокрустово ложе документации, соответствующей определенной модели образца 1994 г. Затем по предприятию два раза в год пробегают озабоченные аудиторы, которые, в основном, фиксируют несоответствия по п. 4.5 стандарта ("отсутствует подпись об ознакомлении с должностной инструкцией", "на рабочем столе находится неучтенная копия инструкции"…).
Прошло три года - и надо снова платить. Уже за ресертификацию.
Как следствие - уменьшение требовательности к содержанию предъявленной системы.
С одной стороны, часто ли фирмам отказывают в выдаче сертификата? Вовсе нет: сертифицирующие органы не хотят лишать себя клиентуры.
С другой - выучить действительно хорошего аудитора - задача трудная и дорогая. Легче снабдить технического специалиста перечнем формальных признаков, которым должна соответствовать система, и научить фиксировать отсутствие какого-либо из них в чек-листе и стандартно описывать несоответствия.
Между светом и тенью
Нам возразят, что стандарты 1994 года сами способствовали такому стилю работы. Сейчас стало модно лягать мертвого льва и утверждать, что "старая" версия была формальной, бюрократизированной, не учитывала динамичность рыночных отношений и т. д. Многие замечания справедливы. Внедрение МС ИСО серии 9000 в деятельность российских предприятий сопровождалось накоплением значительного отрицательного опыта.
Отчасти поэтому внедрению международных стандартов качества нередко сопротивляются на бессознательном уровне, по привычке защищаясь от бездумного насаживания формализованных систем, глобальных программ, "помогающих от всего", и прочих новаций сверху.
Достаточно вспомнить слепое тиражирование КС УКП, когда предприятия соревновались друг с другом по количеству разработанных СТП. И это притом, что концепция системы, на наш взгляд, была поразительно всеобъемлющей, стройной, учитывала социально-психологические аспекты производственной деятельности.
Наступил ответственный момент - внедрение "новой версии" (МС ИСО 9001:2000). Это прекрасный повод для спекуляций на тему процессного, системного подхода и других принципов менеджмента качества. Это и возможность заработать, объявив себя носителем единственно верного толкования…
Безусловно, новая версия - прорыв, слияние доминирующей сегодня философии качества TQM и мощного инструментария стандартов. Но она же - и обоюдоострое оружие. В зависимости от того, кем и как будет она применена, предприятия или улучшат свою деятельность, или произведут бесполезные затраты времени, труда и финансовых средств.
Все, кто называет себя специалистами в области качества, должны помочь предприятиям, уже имеющим сертификаты, не разочароваться в очередной раз; еще не имеющим - не испугаться неизбежных трудностей разработки системы и ее внедрения. Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста". Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года
|