Для зарегистрированных пользователей |
|
Глобальное потепление на локальном рынке
Российские разработчики программного обеспечения теперь могут на собственном опыте испытать все плюсы и минусы процесса глобализации. На рынке управленческих решений для предприятий малого и среднего бизнеса сошлись интересы международных ИТ-компаний и российских фирм. Предстоящая конкурентная борьба будет напоминать битву Давида с Голиафом. Можно ли ожидать, что исход этой схватки будет таким же, как в библейской истории?
Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман сделал ставку на российский рынок программного обеспечения. В его планах экспорт российского софта должен удваиваться каждый год. Это только экспорт, а есть еще внутренний рынок, тоже немаленький. Как, например, рынок автоматизации предприятий сектора среднего и малого бизнеса (СМБ). У этого рынка большой потенциал, так что российским разработчикам управленческих ИТ-систем, ориентирующимся на этот рынок, казалось бы, и карты в руки. К тому же государство обещает им помочь. «Накачав мускулы» на внутреннем рынке, можно было бы выходить и на внешний, подкрепляя планы министра информационных технологий делом. Но проблема в том, что российский рынок СМБ-решений привлекает не только российских разработчиков. На этом рынке сошлись интересы западных софтверных грандов и российских компаний, которые тоже хотели бы вырасти и стать грандами. Основные игроки открыто заявили свои претензии на российский сектор СМБ, и, как следует из интервью с управляющим директором компании SAP AG по региону Центральной и Восточной Европы Вольфгангом Рунге, это претензии на лидерство.
Российские софтверные компании на деле столкнулись с «прелестями» глобализации. Так уж совпало, что когда, например, компания «1С» решила «вылезти из бухгалтерии» и двинуться на завоевание предприятий среднего сектора рынка, в SAP было принято решение спуститься с корпоративных высот к менее крупным компаниям, а Microsoft после покупки двух компаний-разработчиков оказалась серьезным игроком на рынке business solutions. Наверно, у российских компаний есть определенные преимущества на внутреннем рынке - взять хотя бы знаменитую партнерскую сеть «1С», состоящую из нескольких тысяч компаний. Но и в российских офисах международных ИТ-компаний работают местные специалисты, за спиной которых - мощь материнских корпораций и партнерские сети, делающие бизнес на внедрении и кастомизации западных решений.
Западные гранды уважают российских конкурентов. Директор «1С» Борис Нуралиев, например, был единственным из всех партнеров Microsoft и вообще российских бизнесменов, с кем глава Microsoft Стив Балмер встречался с глазу на глаз во время своего недавнего визита в Москву. Но как бы ни ценил Балмер своего российского партнера, «1С» он пообещал бескомпромиссную конкуренцию (см. интервью со Стивом Балмером здесь). Позволят ли западные ИТ-компании, выросшие до международных масштабов, проделать тот же путь российским софтверным фирмам? Борис Нуралиев рассчитывает побороться за симпатии российских CIO.
|