Для зарегистрированных пользователей |
|
Минсвязи: экспорт ИТ будет утроен
Министерство ИТ и связи России внесло в правительство прогноз развития отрасли до 2008 г. и предложения по финансированию федеральных и ведомственных программ. Одна из трех стратегических целей министерства - утроение к началу 2008 г., по сравнению с итоговым показателем 2003 г., экспортного потенциала ИТ-рынка до $1,29 млрд. По оценкам CNews Analytics, такая динамика развития ИТ-экспортеров в России за четыре года вряд ли будет достигнута. В то же время, поставленную цель вряд ли можно назвать амбициозной - экспортные возможности российских компаний ограничили сами же чиновники многочисленными бюрократическими барьерами.
Министерство ИТ и связи справедливо указывает, что «интеграция в мировое разделение труда в сфере информационно-коммуникационных технологий является важнейшим фактором радикального повышения эффективности использования интеллектуального и кадрового потенциала России, перехода от сырьевого к наукоемкому инновационному типу развития». Более того, здесь же отмечено: «Главным определяющим фактором общественной жизни и производства в формирующемся сегодня информационном обществе становятся знания и технологии обмена информацией. Новый мир - это… мир инновационной экономики, основанной на знаниях».
Представленный в правительство «Прогноз развития информационных технологий и связи Российской Федерации до 2007 года» включает три (1) стратегических цели, поставленные Минсвязи, одна из них - повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала отрасли.
Леонид Рейман ставит вчерашние задачи
По мнению министерства, обеспечить «повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала отрасли» может решение трех задач. Первая - «расширение объемов производства российскими производителями, направляемого на экспорт». Ожидается, что ее решение позволит увеличить объем экспортной продукции, повысить налогооблагаемую базу и приведет к сокращению объемов «теневого» экспорта программного обеспечения.
Вторая - «создание в России крупных фирм-производителей программного обеспечения». Именно так предполагается повысить конкурентоспособность российских производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках, увеличить объемы программного продукта, производимого в России. Третья - «развитие производства элементной базы технических средств и оборудования для ИКТ». По мнению министерских экспертов, решение этой задачи позволит расширить российский сектор рынка ИКТ, создать дополнительные рабочие места, а также условия для увеличения инвестиций, направляемых на научное обеспечение и разработку отечественных технологий, обеспечить необходимый уровень информационной безопасности. Из трех представленных задач именно эта требует рассмотрения в отдельном материале и ниже не затрагивается (см., например, "Электроника России: "восстановить нельзя похоронить"").
Расчеты и планы Минсвязи: объем экспорта заказного ПО 2000-2007 гг, млн. $
Источник: Министерство ИТ и связи РФ, авг. 2004 г.
Если руководствоваться оценками экспертов министерства, объем российского экспорта заказного программного обеспечения по итогам 2007 г. достигнет $1290 млн. при цифре в $380 млн. по итогам 2003 г., то есть утроится за четыре года. Но, по оценкам консорциума Fort-Ross, последняя цифра составила $530 млн. за 2003 г. В силу такого существенного расхождения здесь рассматривается вопрос именно об утроении (удвоении, если брать за основу цифру Fort-Ross) объемов экспорта по итогам 2007 г., а не сама оценка Минсвязи (объем и возможности развития рынка будут представлены в обзоре «Рынок экспортной разработки ПО в России», подготовкой которого в настоящее время занимается CNews Analytics).
Объем экспорта заказного ПО 1995-2003 гг, млн. $
Источник: Market-Visio/EDC, November 2000 г. (красная линяя), консорциум Fort-Ross, 2004 г. (желтая линяя), представлено на Global Technology Forum, 04.02.2004 г.
Если исходить из темпов развития мирового рынка заказного ПО, назвать представленный Минсвязи прогноз амбициозным весьма сложно. Если ликвидировать только экспортные барьеры, действующие в России, - достижим эффект, сравнимый с заявленным в документе министерства. Однако, ситуация остается прежней. «Игроки рынка мыслят очень оптимистично. Так, представители некоторых компаний считают, что Россия в ближайшее время сможет догнать Индию по объему экспорта ПО и ИТ-услуг, - комментирует ситуацию Роман Боровко, аналитик CNews Analytics. - Амбиции - это, конечно, хорошо, но необходимо работать над созданием комфортных (я подчеркиваю - комфортных) условий для развития отрасли. Пока что в этом направлении сделано крайне мало. Очень радует то, что государство, наконец-то, обратило внимание на проблему. Огорчает то, что прежде, чем рынок ощутит изменения и начнет развиваться согласно новым условиям, пройдет определенное время. И речь идет не о трех годах, а, в лучшем случае, - о пяти».
По мнению министерства, есть два основных препятствия для достижения намеченного: сложившаяся на предыдущем этапе развития страны вынужденная ориентация на решение задач преимущественно текущего характера и отсутствие комплексной программы государственной поддержки развития рынка экспортного программного обеспечения. Заявлено, что решение сформулированных проблем будет осуществляться реализацией федеральной целевой программы «Электронная Россия».
«Очень похоже на то, что чиновники планируют решить поставленные задачи директивным путем или с помощью федеральных целевых программ, - отмечает Роман Боровко. - Отрасль можно сколь угодно долго накачивать деньгами, однако, если условия неблагоприятные, то деньги, как вода, уйдут "в песок". Главное для отрасли - это создание условий».
Отрасль продолжат кормить обещаниями
Сформулированные министерством задачи, безусловно, важны и обозначены не без участия ведущих игроков отрасли. Напомним, что министерство ИТ и связи к осени готовит концепцию развития российской ИТ-отрасли, основные положения которой, по заказу министерства, пишут эксперты рабочей группы Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). В то же время, представленные задачи отражают лишь небольшую часть верхушки айсберга накопившихся в отрасли проблем. Последние - наглядный результат бездействия или неуклюжих усилий государства, в том числе - профильного министерства. «Первоочередные задачи - это разрешение законодательных проблем. В 2004 г. здесь не приходится ждать положительного результата. В лучшем случае - это 2005 г. При этом новые условия будут восприняты рынком через некоторое время, - говорит Роман Боровко. - В итоге, получается, что решение только законодательных вопросов потребует от полутора до двух лет. Кроме того, существуют таможенные барьеры. На решение этих проблем потребуется столько же времени».
Действительно, таможенные барьеры эффективно противодействуют отечественному экспорту программых продуктов. Несмотря на заявления президента Путина и утверждения Минэкономразвития (МЭРТ) о ведущейся работе по поддержке экспорта, ситуация остается неизменной. Участники рынка неоднократно заявляли, что «нас свои держат», - то есть сложившаяся и поддерживаемая государством система экспорта продукции. Тем удивительнее выглядят высказывания Германа Грефа на июльском заседании кабинета министров, где рассматривались вопросы увеличения экспорта продукции. Напомним, министр заявил, что деньги, выделенные на 2004 г. на поддержку экспортеров, потратить уже не удастся, а это - $0,5 млрд, заложенные в бюджете страны. «Мы упустили время. Несмотря на то, что имеется вся необходимая нормативная база, приходится признать, что 2004 год для поддержки экспорта промпродукции мы потеряли», - констатировал Герман Греф.2 По-видимому, таможенное лобби будет посильнее возможностей МЭРТ. Однако, эти барьеры - лишь часть действующих препятствий.
«Кроме того, проблема роста кроется и в самих компаниях, а именно - в управлении компаниями. Руководители предприятий пока не готовы делиться своими полномочиями, сотрудники ограничены в росте, мотивация персонала развита очень слабо и т.д. и т.п., - комментирует ситуацию Роман Боровко. - Подводя итог, хотелось бы посоветовать чиновникам создавать условия для более быстрого развития отрасли, а представителям компаний - отойти от "советской" модели управления предприятием. Если все будет сделано правильно, то через лет 5 мы сможем увидеть желанное "удвоение" оборота экспорта ПО и ИТ-услуг».
Однако, помимо упомянутых, есть и другие, не менее существенные препятствия - это кадровый голод и острая потребность в CMM-CMMI-сертификации отечественных компаний-разработчиков ПО. Обе эти проблемы появились недавно, но требуют незамедлительного решения. Более того, первая является инфраструктурной и отражает общее неудовлетворительное состояние отечественного образования. Настораживает, что здесь пока не ощущаются должные усилия со стороны государства и Миннауки. Несмотря на то, что некоторые отечественные компании активно поддерживают конкретные вузы и кафедры, выпускающие программистов, их усилия выглядят весьма скромно (по причине ограниченности в средствах) на фоне аналогичных действий в России известных американских корпораций. Но результатом такой помощи последних является изначально гарантированный переток квалифицированных молодых выпускников в эти корпорации, а также, в ряде случаев, ограничения в развитии отдельных направлений исследований в этих вузах на определенный срок.
Другое существенное препятствие, влияние которого быстро нарастает, - упомянутая сертификация. Инвестиции в это направление приобретают все большее значение на фоне успехов индийских конкурентов и растущих возможностей китайских компаний. Последние, еще в прошлом, 2003 г., развернули широкую кампанию по привлечению (на платной основе) индийских специалистов для своего обучения и последующей сертификации. Примечательно, что преподаватели-индийцы подчас получали двойной гонорар за такое обучение (по причине удвоенных временных затрат, связанных с переводом на китайский).
Однако и в России эта проблема все-таки нашла свое понимание на государственном уровне, правда, не в профильном Минсвязи. В 2003 г. на совместном совещании с участием заместителя министра промышленности, науки и технологий Андрея Фурсенко (в настоящее время - министр образования и науки) и Ивана Бортника, директора «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», было объявлено о новой программе последнего. Это финансирование повышения квалификации сотрудников преимущественно экпортноориентированных отечественных высокотехнологичных предприятий, в том числе, содействие ИТ-компаниям в получении сертификатов CMM и CMMI. Однако, несмотря на очевидные успехи программы, этого явно недостаточно, если Россия хочет выбиться в лидеры заказной разработки ПО или, хотя бы, существенно увеличить свои доходы от этого сектора.
|