Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Проблемы проектирования механизма научно-технологического развития

В настоящее время в мировой экономике происходит постоянное возрастание веса и влияния высокотехнологичных отраслей, в связи с чем возникает естественная задача исследования различных механизмов научно-технологического развития, которые соответствуют современным представлениям о научно-техническом прогрессе.

При этом под механизмом научно-технологического развития понимается система взаимоотношений между государством, научно-технической сферой и рыночными силами, которая обеспечивает постоянное совершенствование и обновление технологической вооруженности производства.

Насущная потребность организации и поддержки такого механизма в России с целью ускорения научно-технического прогресса (НТП) путем эффективного сочетания централизованного и рыночного регулирования была обоснована нами ранее в работе [ 1 ].

Опыт развитых стран (см. [2]) показывает, что процесс образования механизма научно-технологического развития общества во многом сходен с процессом формирования регулируемого государством потребительского рынка. Отличие состоит в том, что в роли потребителей наряду с населением выступают участники производственного сектора, т.е. производственные предприятия и целые отрасли промышленности или сельского хозяйства, заинтересованные в приобретении новых машин и прогрессивных технологий. При этом поставщиками оказываются высокотехнологичные или наукоемкие производства (фирмы), научно-исследовательские и внедренческие организации, занятые разработкой прогрессивных технологий, новых машин и других средств производства. Успех создания такого механизма во многом определяется использованием целенаправленной политики государства в области хозяйственного законодательства и использованием развитой финансовой системы.

Спрос на открытия и изобретения со стороны производственного сектора является достаточно неоднородным. Это обусловлено прежде всего тем, что элементы сектора (предприятия и отрасли) имеют различные специфические интересы и в чисто инновационной сфере, и в области хозяйственного управления. Кроме того, различные экономические агенты располагают неодинаковыми возможностями (средствами) для оплаты заказа в сфере НИОКР или покупки лицензий.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 02-02-00018а).

Экономические интересы агентов производственного сектора и предпринимательские целевые установки порождают некоторую систему потребностей производства, которая может иметь сложную иерархическую структуру (см. [3]).

К потребностям первого порядка (низшего ряда) обычно относят те из них, которые обязаны своим происхождением интересам, непосредственно связанным с функционированием и выживанием предприятия.

Сюда принадлежат:

а) потребность в своевременном и надежном обеспечении работы предприятия трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами в необходимых для функционирования объемах;

б) потребность в устойчивом положении на рынках сбыта конечной продукции или услуг, предлагаемых предприятием;

в) потребность в общем порядке в отношениях государства и экономических субъектов, которая может быть обеспечена лишь путем законодательных установлений и обязательного исполнения правил работы предприятия в рыночных условиях.

В состав интересов второго (высшего) ряда следует включить:

г) потребность к усилению роли предприятия в данной отрасли или в регионе его размещения; потребность в расширении или диверсификации производства;

д) потребность в открытии и создании новых рынков сбыта и новых рыночных ниш путем разработки новых прогрессивных технологий;

е) стремление к более высокому положению в социально-экономической сфере; желание стать лидером в своей отрасли или в своем регионе;

ж) потребность участвовать в разработке законодательных положений и подзаконных актов, относящихся прямо или косвенно к условиям работы предприятия.

Предприятие в своей деятельности стремится удовлетворить эти потребности, поскольку выполнение указанных задач позволит обеспечить его постоянное развитие. Однако в каждый данный момент в силу ограниченности возможностей и соответствующих ресурсов может идти речь о решении лишь небольшой части поставленных задач. Поэтому фактически предприятие постоянно осуществляет отбор наиболее важных (приоритетных) интересов и потребностей, которые следует удовлетворить в первую очередь, во вторую и т.д. Такое ранжирование потребностей можно попытаться представить в строгом виде при помощи некоторого отношения предпочтения или, при выполнении дополнительных условий, построить определенную функцию полезности.

Аргументами такой функции полезности являются объемы благ, т.е. товаров и услуг, а также "количества" тех законодательных решений и социальных сдвигов, которые в определенной степени способствуют удовлетворению той или потребности производственного субъекта.

Естественно считать, что каждое предприятие ставит своей целью получить наибольший полезный эффект в рамках тех ограничительных условий, в которых оно находится. При этом, добиваясь удовлетворения своих потребностей, как правило, наиболее приоритетных и поэтому имеющих наибольший вес для достижения максимума полезного эффекта, оно формирует свой спрос на рынках соответствующих благ, имея в виду заплатить разумную цену.

Здесь следует иметь в виду, что само понятие "рынок благ" приходится использовать в весьма широком смысле, поскольку, как это было показано выше, потребности предприятия значительно различаются по своему содержанию и направленности. Они простираются от сугубо материальных (потребности в капиталах, сырье и трудовых ресурсах) до потребностей высшего ряда, которые могут быть удовлетворены только интеллектуальными средствами и способами.

Тем не менее именно формирование эффективного (платежеспособного) спроса со стороны производственного сектора и населения на блага, предлагаемые научно-исследовательскими организациями, внедренческими фирмами, определяет динамику механизма научно-технологического развития производства. Дело в том, что активные владельцы или производители требуемых, в том числе инновационных, благ интенсифицируют свои усилия по мере повышения спроса на эти блага, а следовательно, сообразно с ростом их востребованности и общественной ценности.

Как правило, этот процесс находит свое непосредственное выражение в повышении рыночных цен и доходов производителей, если речь идет о материальных благах, и повышении роли, значения и престижа организаций, которые способствуют удовлетворению потребностей высшего ряда. Важно отметить, что и в том, и в другом случае происходит улучшение положения организаций инновационной сферы и органов хозяйственного регулирования, участвующих в работе механизма научно-технологического развития.

Все многообразие элементов инновационной сферы можно попытаться выразить в трех основных видах: рыночной форме, когда взаимодействие рычагов и стимулов хозяйственной деятельности между участниками процесса происходит на основе конкуренции; в виде государственного управления, которое осуществляется на базе властных правовых полномочий, а также в формах, согласованных с существующими в обществе традициями, менталитетом, нравственными и этическими нормами.

Общая схема взаимодействия элементов механизма научно-технологического развития представлена на рисунке.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ

Главными представителями производственного сектора в активной созидательной части механизма научно-технологического развития являются высокотехнологичные (наукоемкие) отрасли производства.

Наукоемкая отрасль производства может быть охарактеризована повышенным, по сравнению со средним, уровнем наукоемкости, т. е. высоким отношением затрат на НИОКР к общему уровню производственных затрат (см. [4]).

В соответствии с этим и другими признаками наукоемких производств в качестве наукоемких отраслей промышленности России могут быть представлены следующие:

а) некоторые отрасли оборонного комплекса, а также авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная, промышленность средств связи, атомное судостроение и т.п.;

б) научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования, производство композитных материалов и т. п.

Любая наукоемкая отрасль тесно соединяет в своей деятельности экономическую и социальную функции. Ее социальное значение состоит прежде всего в том, что продукция такой отрасли, как правило, способствует наилучшему удовлетворению имеющихся потребностей населения и созданию новых направлений в потребительском секторе. Постоянный и существенный рост спроса населения и других отраслей на новые виды ее продукции, значительный их вклад в улучшение качества жизни, а также возможное перераспределение производственных ресурсов с целью поддержки наукоемкой отрасли, делают актуальной задачу описания (построения вербальной модели) ее функционирования в условиях переходной и рыночной экономики.

Одним из главных факторов развития наукоемкой отрасли является непрерывное повышение ее научно-технического уровня. Поэтому отрасль должна занимать заметное место в федеральных расходах на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Как правило, в рост научно-технического уровня значительный вклад вносят смежные отрасли, которые обеспечивают производство современной техники и готовят прогрессивные материалы для производства продукции наукоемкой отрасли. В процессе развития материальной базы отрасли важнейшую роль играют как повседневные рационализаторские изменения, так и крупные достижения в области разработки новых экономичных технологий, которые обязаны своим происхождением достижениям фундаментальной и прикладной науки.

Структура современной наукоемкой отрасли может представлять собой широкоформатный комплекс производств различного масштаба и уровня, начиная от предприятий малого бизнеса, мастерских и специальных опытно-конструкторских организаций до крупных фабрик, заводов и научно-исследовательских организаций.

Например, радиоэлектронная отрасль Российской Федерации включает в себя электронную промышленность, промышленность средств связи, радиопромышленность и научное приборостроение. В соответствии с этим она представляет собой совокупность предприятий (фирм), научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций по разработке, производству, ремонту и модернизации оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи, ЭВМ, научного оборудования и приборов.

С содержательной точки зрения всякий инновационный процесс выглядит как последовательное выполнение трех составных частей: фундаментальные исследования, прикладная научная работа и практические (опытно-конструкторские) разработки. Однако в настоящее время имеется немало примеров того, что чисто теоретические работы, главным образом в таких областях, как медицина, биология, создание новых производственных материалов, быстро обнаруживают важное прикладное значение, а многие прикладные исследования дают богатую пищу для фундаментальных изысканий.

Институциональная структура наукоемкой отрасли может быть многоукладной, поскольку продукция отрасли, как правило, предназначается для удовлетворения весьма различных потребностей общества.

Предпринимательский сектор занимает известные позиции в отрасли в качестве предприятий малого бизнеса, специализирующихся на ремонте, модернизации и приспособлении новых изделий к конкретным условиям эксплуатации. Источниками доходов таких организаций являются научные знания, профессиональный опыт, а также определенные навыки, авторитет, приобретаемый в результате успешной работы в некоторой области. Предприятие малого бизнеса достаточно самостоятельно в принятии решений по определению и изменению профиля своей деятельности, может быстро и точно определять набор предоставляемых услуг, состав и уровень оплаты персонала, а также виды и размеры технического оборудования.

В настоящее время очень распространены случаи, когда малое частное предприятие плотно сотрудничает с большой фирмой, выполняя ее постоянные поручения по распространению и сервисному обслуживанию ее продукции. Подобный симбиоз оказывается полезным для обеих сторон, поскольку он позволяет более тщательно учитывать разнообразные интересы и требования потребителей и тем самым расширять рынок производимой продукции.

Вообще говоря, частный сектор полезен в развитии наукоемкой отрасли тем, что он способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов, усиливает способность к рискованным решениям, позволяет работать с венчурными компаниями и получать целевые гранты различных фондов. Существенно также и то, что малые частные предприятия очень полно и точно определяют объемные, структурные и качественные характеристики спроса и, исходя из стремления к высокой прибыли, разрабатывают или способствуют появлению ряда дополнительных новшеств технического или потребительского типа, которые впоследствии входят в практику крупных производителей.

Очень большое значение в наукоемкой отрасли может иметь неприбыльный (некоммерческий) сектор. Материальная основа неприбыльных предприятий обычно создается при общественной поддержке, при помощи и за счет средств местной администрации и ее партнеров: университетов, частных фирм, заинтересованных в разработке и продвижении новой наукоемкой продукции, потребительских организаций, научных фондов. Их последующее развитие происходит за счет собственных средств на основе самоокупаемости, полагаясь на получение определенного дохода. Статус бесприбыльности означает не то, что у предприятия не может быть прибыли, но лишь особый порядок ее использования. Дело в том, что прибыль в этом случае направляется только на нужды предприятия и не может быть распределена между администраторами, персоналом и т.п. Таким образом, основная цель такого учреждения - это не извлечение прибыли, а достижение некоторой определенной цели, например распространение новых видов телевизоров (цифровых) среди малодоходных групп потребителей в данной местности. Общество может способствовать развитию организаций такого типа путем предоставления им ряда налоговых льгот.

В этом секторе управление предприятием обычно имеет особый характер. Здесь общее руководство осуществляет попечительский совет, который работает на общественных началах и образуется из влиятельных лиц местности, т.е. представителей администрации, общественных организаций, деловых кругов и т.п. Совет определяет стратегию и основные направления деятельности предприятия, назначает его администрацию, осуществляет контроль над финансовой деятельностью. Текущим управлением занимаются профессионалы - менеджеры. Неприбыльные организации действуют в общей рыночной среде с частными предприятиями, подчиняясь законам рынка, они ориентируются на потребительский спрос. В ценообразовании учитывается необходимость возмещения издержек и получение дополнительного дохода для финансирования дальнейшей деятельности.

Решающую роль в развитии наукоемкой отрасли играют полностью государственные или имеющие значительную долю государственной собственности предприятия. В этот государственный сектор входят организации, которые в силу своего общественного предназначения не могут быть ни частными, ни неприбыльными.

В процессе развития наукоемкой отрасли, как показывает опыт развитых стран, возможно очень быстрое накопление и обострение некоторых противоречий и проблем. К числу таких проблем относится ситуация резкого роста расходов и их сравнительно низкой экономической эффективности. Дело в том, что привлекательность и прогнозируемая высокая доходность наукоемкой отрасли приводят к излишнему притоку средств самого различного происхождения, как связанных с реализацией государственных программ, так и вкладов частных фирм и банков. В результате может образоваться несбалансированность в удовлетворении потребностей других отраслей и социальной сферы, которая может привести к ограничению возможности их развития и к недостаточному повышению качества жизни.

Наряду с указанным, может возникнуть проблема расточительности в использовании ресурсов внутри самой наукоемкой отрасли, которая появляется в том случае, когда имеет место монополизм производителей новых видов изделий и существующий порядок оплаты услуг не стимулирует экономию ресурсов, но приводит к искусственному увеличению объемов заказов и вспомогательных работ. В этой ситуации может оказаться, что непрерывный поток дорогостоящих новшеств должным образом не контролируется, а их производственная и экономическая эффективность не будет получать компетентной оценки.

Таким образом, одним из важнейших элементов модели наукоемкой отрасли должен быть блок проверки соответствия масштабов привлекаемых ресурсов, динамичного роста отрасли степени удовлетворения общества в ее услугах, и должен наличествовать механизм регулирования, способный обеспечить более полное удовлетворение общественной потребности в продукции данной отрасли по количественным и качественным параметрам на основе повышения эффективности использования ресурсов.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОСТРОЕНИИ МЕХАНИЗМА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время успешное формирование механизма научно-технологического развития является следствием политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем чрезвычайно велика.

Прежде всего в центре внимания государства должно быть решение вопросов социального развития населения, начиная от надежного правового обеспечения до серьезного развития образования и здравоохранения. Правовой потенциал государства должен быть достаточен для того, чтобы соединить процесс накопления общественного богатства, имеющий целью достижение высокого технологического уровня, с интересами активной части населения, его среднего класса. Выполнение этого условия приведет к тому, что интенсивное накопление будет осуществляться при помощи народа, а не в ущерб ему, даже в ситуации сравнительно высокой нормы накопления. Достижение такого согласования интересов может быть осуществлено путем принятия широкого комплекса мер регулирования, которые также предполагают усиление социальной ориентации государства. В основу этих мер должен быть положен принцип ответственности государства за здоровье и материально-психологическое благополучие народа, который должен быть принят и поддержан судебной системой.

Непосредственным приложением этого принципа является развитие и модернизация средней школы, среднего специального и высшего образования. Повышение общего образовательного уровня населения способствует тому, что представление о полезности и необходимости научно-технического прогресса становится понятным и близким широким слоям населения и тем самым создается прочная база для согласования интересов народа и государства.

Государственная поддержка современных систем здравоохранения и социального страхования создает уверенность людей в надежной защищенности от болезней и несчастий, что позволяет им принимать более смелые решения в выборе своей профессиональной карьеры и становиться более подвижными при определении места своей работы. Приведенные обстоятельства способствуют повышению уровня квалификации работников, что имеет своим очевидным результатом повышение производительности и качества труда.

Важнейшей сферой деятельности государства становится социальное законодательство, которое включает в себя комплекс законов о трудовых отношениях и антимонопольные законы, создающие твердую основу для развития конкурентной среды в рыночной экономике, в том числе на рынке труда. Исторический опыт учит, что социальные факторы являются мощной силой прогресса общества, они могут изменить сложившийся общественный порядок и позволяют осуществить переход от противостояния к осознанию общности интересов нации в целом. Поэтому все мероприятия государства, направленные на повышение эффективности экономики, должны быть в состоянии увязать и согласовать решение социальных проблем с необходимым ростом накопления капитала. Это означает, что государственная политика должна иметь характер социально-экономической стратегии.

В некоторых ситуациях возникают противоречия, которые выражаются в форме социальных ограничений. Наиболее острым из них представляется недостаточность доходов населения, которая не дает возможности удовлетворить основные материальные потребности и тем самым тормозит нормальный рост продаж и прибылей фирм, обеспечивающий рост накопления и инвестиций в НТП.

Другое важное ограничение возникает тогда, когда у населения появляются и выходят на первый план такие потребности, удовлетворение которых не приносит бизнесу значительных коммерческих выгод и поэтому не соответствует интересам капитала.

В этих случаях в условиях рыночной экономики за счет действия рыночных сил возможна и обычно происходит некоторая корректировка, смягчение остроты указанных ограничений. В частности, может быть осуществлено повышение реальной заработной платы рабочих наиболее важных предприятий и отраслей. Однако обычно фирмы имеют возможность переложить возникающий рост производственных издержек на другие группы населения путем повышения цен и тем самым усилить социальное напряжение в обществе.

В подобной ситуации государственные решения должны быть направлены на обеспечение потребностей малоимущих слоев посредством передачи им некоторой доли национального дохода при помощи разумного налогового законодательства и других подходящих способов. Это позволит направить их возросший спрос в сферу экономики для увеличения стимулов предпринимателей к движению по пути НТП.

Государственное регулирование в переходной или рыночной экономике следует признать необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому.

В этом процессе особое значение приобретает создание финансовой системы научно-технического предпринимательства, составные части которой могут иметь различное экономическое содержание. В нее включаются как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и венчурные фонды (рискофирмы). Опыт показывает, что последние могут обеспечить весьма значительное финансирование исследований. Так, объем рискованных инвестиций в 1998 г. в США составил 16 млрд. долл.

Существенную роль в финансировании исследований играют также различные формы поддержки научно-технического бизнеса как со стороны государства, так и со стороны университетов и других научно-исследовательских организаций, которые организуют "инкубаторы бизнеса", позволяющие поисковым предпринимателям получать довенчурное финансирование за счет неприбыльных научных фондов по грантам и контрактам.Следует исходить из того, что взвешенная и предусмотрительная политика государства увеличивает роль и эффективность рыночных сил в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путем создает новые возможности для развития бизнеса и повышения качества жизни народа.

При этом нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования с тем, чтобы помочь правительству достичь поставленных целей с наименьшими издержками для потребителей и налогоплательщиков.

Этот подход должен претворяться в жизнь во всех главных секторах экономической структуры. Хозяйственный механизм в государственном секторе должен изменяться в направлении совершенствования и уточнения программ научно-технического развития, включая разработку специальных мероприятий в области создания и реализации новых прогрессивных производственных технологий. К числу действий подобного рода можно отнести постоянную разработку систем прогнозирования затрат, необходимых для достижения поставленных целей в государственном масштабе. При этом роль государства должна быть существенной в оценке возможных прямых и побочных последствий от полученных результатов в случае их осуществления в реальной жизни.

Решение этих задач государственный сектор выполняет путем совершенствования методов воздействия на научно-исследовательские организации в промышленности, на инновационный бизнес и на внешнеэкономическую сферу в той ее части, которая относится к вопросам научно-технического развития.

В особенности это относится к решению насущных проблем развития, таких, как необходимость улучшения положения с устареванием основных фондов российских предприятий, которые к 2003 г. станут практически полностью изношенными. Для того чтобы решить эту задачу, нужно разработать специальную программу импорта сложной техники на льготных условиях, которая даст предприятиям возможность не только обновить производство, но и приобрести новейшие образцы современных технологий. В особенности это существенно для отраслей металлургии, текстильной промышленности, связи и производства медицинского оборудования.

Особо важную роль государство должно играть в сфере развития фундаментальной науки. Повышение роли государства в финансировании фундаментальных исследований должно сопровождаться достаточно точным измерением затрат на эти цели, а также расчетами их эффективности и окупаемости. Понятно, что здесь возникают существенные затруднения, поскольку превращение научного достижения в коммерчески выгодный продукт определяется не только результатами научной работы, но зависит также от многих других причин в основном организационного и управленческого характера.

Однако необходимость измерения затрат и оценки эффективности научных исследований прямо связана с их обоснованием и отчетностью перед государственными органами и другими возможными инвесторами, что соответствует отмеченному выше движению к взаимному пониманию и дополнению государства и рынка в инновационном бизнесе.

Обязательное измерение и сопоставление затрат и результатов научных исследований может быть закреплено в виде специального федерального закона. В этом случае научные исследования и их финансирование станут естественным элементом государственно-рыночного экономического механизма.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СЕКТОРА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Усиление действия рыночных сил для повышения практической значимости научных исследований в области нововведений может быть связано с коммерческим подходом к внедрению достижений науки путем, например, расширения масштабов их патентования. Регулирование этого процесса может быть осуществлено при помощи законов, позволяющих научным учреждениям и организациям, занятым инновационным бизнесом, патентовать изобретения и открытия, которые будут сделаны ими в процессе работы по заказам правительства и других управляющих органов.

Следует иметь в виду, что в настоящее время многие ведущие научные центры мира заключают весьма объемные коммерческие соглашения относительно использования результатов своих фундаментальных научных разработок в промышленности и сельском хозяйстве. Имеющиеся данные свидетельствуют об устойчивой тенденции роста коммерческого успеха законченных научных работ в сфере нововведений. Это движение имеет своим следствием увеличение доходов работников научно-исследовательских учреждений, а также улучшение финансового положения самих этих организаций, делает их менее зависимыми от внешнего, в том числе государственного, финансирования. Тем самым усиливается воздействие чисто рыночных элементов во всей структуре инновационного бизнеса.

Одновременно происходит усиление контактов научно-исследовательских учреждений и университетов с крупными промышленными фирмами, которое ускоряет развитие механизмов инновационной активности в обеих сферах. При этом изменения происходят как в повышении роли рыночного регулирования в научно-исследовательском секторе, так и в увеличении значения фундаментальных научных исследований в лабораториях промышленных компаний, занимающихся прикладными разработками. Активное взаимодействие с промышленными фирмами вносит в деятельность научно-исследовательских организаций элементы здоровой конкуренции, которая способствует преодолению частого в научной среде сопротивления принципиально новому, а также ведет к повышению коммерческой эффективности, о которой шла речь выше.

Более тесные связи научно-исследовательской организации с конкретной промышленной фирмой приводят, как правило, к ее специализации по разрабатываемой тематике и далее к расширению функциональных связей с фирмой в области организационного, экспертного, информационного, управленческого консультирования.

Помимо традиционных научно-исследовательских организаций (институтов Академии наук, университетов и т.п.) в обеспечении потребности фирм в удовлетворении новых запросов, возникающих в процессе выполнения научно-производственных проектов, существенную роль играют специализированные компьютерные научные центры, которые позволяют разработчикам проекта обмениваться коммерческой и научно-технической информацией в очень больших объемах и в реальном времени.

Новые информационные технологии дают фирмам возможность получить ценные и обширные сведения об услугах, предоставляемых научно-исследовательской сферой. Объем этих услуг в области нововведений постоянно расширяется, что делает возможным выполнять все более значительную часть инновационных работ на основе кооперации со специализированными фирмами и научными центрами, которые располагают сложным современным оборудованием и уникальными специалистами. В этих условиях производство и испытание образцов новых изделий становится менее рискованным делом и будет приводить к более тесному сотрудничеству между заказчиками и исполнителями, что дает, как правило, заметный экономический эффект обеим сторонам.

В качестве значительного фактора в этом направлении следует рассмотреть возможность увеличения масштабов венчурного предпринимательства, поскольку рост объема рискованных инвестиций и количества малых специализированных инновационных фирм способен быстро обеспечить возрастание запросов крупных компаний в разработке новшеств и выполнении некоторых этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вообще говоря, формы сотрудничества и взаимодействия между организациями, работающими в инновационном бизнесе, могут быть весьма разнообразными: слияние фирм, приобретение одной фирмой другой организации или каких-либо ее частей, совместные венчурные операции, специальные контракты на выполнение определенных работ и т.п. Развитие межфирменного сотрудничества должно регулироваться специальным законодательством, которое позволит в рамках общей антимонопольной концепции фирмам объединяться для совместного проведения научно-исследовательских работ и для активного освоения новшеств в производственных условиях.

В более широком аспекте выполнение отдельных задач инновационной деятельности фирмы посторонними организациями позволяет уменьшать производственные издержки, повышать качество изделий, сберегать капитальные средства на строительстве новых зданий и сооружений, закупке машин и механизмов и на найме дополнительного персонала. Очень важно также, что такие взаимоотношения приводят к преодолению изолированности в работе и господства застарелых догм типа "не изобретать здесь" и как следствие к переходу к прогрессивным методам управления производством.

В качестве примера успешной инновационной деятельности можно привести концерн "Сименс", общий оборот которого в год составляет около 78 млрд евро, при этом инвестиции в НИОКР достигают 6 млрд евро (более 7% оборота). Самым быстрорастущим сектором в концерне являются информационные технологии. Здесь учитывается, что производственный цикл изделий в разработке информационных технологий становится все более коротким, интенсивность исследований возрастает и поэтому расходы на НИОКР в этой сфере не могут снижаться.

В настоящее время доля продуктов концерна с жизненным циклом менее 5 лет равна приблизительно 75%, но это не приводит к финансовой нестабильности, так как концерн располагает сетью знаний о новых технологиях и об эффективности их применения в различных отраслях экономики и может выбрать наиболее удачный путь технологического развития. Определение таких путей осуществляется при помощи разработки сценариев развития будущих технологий. Наиболее эффективными здесь оказываются методы прогнозирования на основе обработки мнений группы экспертов, экстраполяция от настоящего положения для краткосрочных сценариев, а также сочетание экстраполяции и ретроспективного анализа от желательного результата для долгосрочных проектов.

"Сименс" стал предприятием современного типа, активным строителем новой, информационной модели экономики благодаря тем переменам в отношении характера производимой продукции. Еще несколько лет назад в его бизнесе главенствовало материальное производство, теперь же основным является нематериальное (организация, услуги и т.п.), которое составляет уже более 50% от совокупной производимой стоимости, причем сохраняется устойчивая тенденция к увеличению этой доли (см. [5]).

Эта компания является активным продавцом всех видов новейших коммуникационных и информационных технологий во всем мире. В настоящее время в фирме работают 400 тыс. человек, причем половина трудится вне Германии. Компания реализует 70% своей продукции на рынках других стран и эта доля постоянно возрастает.

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

Надежность и устойчивость функционирования научно-технологического механизма во многом обусловлена четкой работой финансовой системы страны. Государство путем использования финансово-кредитных рычагов оказывается способным оказать существенное влияние на темпы и направления хозяйственного развития. Государственные финансы имеют большое значение в регулировании экономики, стимулировании экономического роста и реализации социальных программ.

Для наукоемких отраслей особую важность представляет поддержание достаточно высокого объема государственных затрат на проведение НИОКР. Используя финансовые механизмы, государство имеет возможность воздействовать на формирование основного капитала (средств производства) в передовых отраслях экономики посредством проведения целенаправленных инвестиционных программ. Также государственные средства могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям частного сектора в целях поддержки производства новой техники и разработки новых технологий.

По мере развития НТП государственные финансы становятся все более важной составной частью затрат на воспроизводство и повышение квалификации трудовых ресурсов путем повышения расходов на социальные цели: образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Это связано с тем, что процесс быстрой качественной перестройки производства в ходе НТП требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации персонала.

Следует заметить также, что расходы на социальные цели содействуют расширению внутреннего потребления товаров и услуг, увеличивая спрос населения и социальной сферы на новые продукты и услуги. Например, расходы на строительство новых школ, больниц, жилых домов, дорог значительно увеличивают спрос на современное медицинское оборудование, компьютеры, новые строительные материалы, дорожные машины и т.п. Тем самым расширяется рынок сбыта для продукции наукоемких отраслей.

Важную роль в стимулировании инновационной сферы играет налоговая политика, проводимая государством в отношении производства новых изделий и разработки новых технологий. В частности, эффективным способом повышения инновационной активности является использование методов экономического стимулирования нововведений, основанное на сравнении оценки затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использованию нового материала и т.п.

В качестве конкретных мер стимулирования предлагаются:

а) использование налоговых скидок на амортизационные отчисления и в связи с этим применение ускоренной амортизации для проектов, имеющих высокую оценку как открывающие новое направление в потреблении, технике или ресурсосбережении. Этот метод позволяет инвестору снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и тем самым повысить его заинтересованность в осуществлении проекта. Расчеты показывают, что применение ускоренной амортизации повышает чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта на 5-6%;

б) использование налоговых скидок на инвестиции и текущие расходы в ходе становления и реализации проекта; здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2-3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки с целью компенсации недобора налоговых сборов.

Введение налоговых скидок в течение первой половины срока реализации проекта с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых фирмой налогов, дает возможность увеличить ЧДД на 8-9%. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению ЧДД на 10-11% (см. [6]).

Организации страхования выполняют в процессе развития наукоемкой отрасли посредническую роль, создавая финансовую основу системы. Дело в том, что многие проекты в инновационной сфере характеризуются весьма высоким уровнем риска и их осуществление невозможно без надежной страховой гарантии. Как правило, рынок страховых услуг предоставляет большой выбор различных страховых вариантов, при этом конкретный выбор страховой компании и страховых планов осуществляется страхователем самостоятельно. Такая система страхования имеет в основном рыночный характер, причем в ней принимают участие частные фирмы различных размеров: от небольших страховых компаний до специализированных подразделений огромных компаний, имеющих многоотраслевой характер. Также в этой среде действуют и некоммерческие страховщики, которые выполняют довольно крупные объемы операций, а также индивидуальные страховщики, товарищества, акционерные общества.

Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма научно-технологического развития. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, заключении таможенных союзов и соглашений, организации свободных зон и т.п.

Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта изделий, а также приобретения лицензий для технологий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для развития свободной конкуренции, что особенно нежелательно для разработки и внедрения прогрессивных производственных технологий и новых машин.

В связи с этим в настоящее время применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к товарам данного типа, независимо от страны производства.

Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные.

Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные - в соответствии с договорами, заключенными между странами. Как правило, ставки конвенционного тарифа оказываются ниже ставок автономных. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров.

Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на деятельность наукоемких отраслей промышленности.

Таким образом, институциональная среда в инновационной сфере может быть представлена разными организационно-хозяйственными укладами, причем, как показывает опыт, наблюдается растущая дифференциация форм хозяйственной организации и деятельности путем взаимопроникновения, переплетения, создания различных форм взаимодействия между партнерами, принадлежащими к разным хозяйственным укладам.

Экономическое пространство становится более сложным благодаря созданию вертикально и горизонтально интегрированных образований, а также структур гибридного типа, сочетающих свойства и особенности предприятий различных укладов с целью устранения недостатков и усиления преимуществ каждой из этих форм.

Обсуждаемая вербальная модель современного механизма научно-технического развития позволяет увидеть, что данный объект представляет собой сложное сочетание учреждений и организаций различных форм собственности и контроля, разных размеров и производственного назначения. Однако она дает возможность представить условия, при выполнении которых потребители могут получить достаточно широкий выбор инновационных услуг высокого качества и технологического уровня. При этом потребители имеют возможность свободного выбора поставщиков и производителей, объема и видов услуг, страховых компаний и планов. Такая структура обладает хорошими стимулами и возможностями для определения производителями наиболее выгодных организационных решений и способов разработки прогрессивных производственных технологий, а надежно разработанные связи с потребителями позволяют найти наиболее эффективные способы их реализации.

Литература

1. Багриновский К.А., Бендиков М.А.Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 1.

2. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. М.: Наука, 2000.

3. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Мезоэкономика переходного периода. Рынки, отрасли, предприятия. - М.: Наука, 2001.

5. Наука и общество на рубеже веков. - М.: РАН ИНИОН, 2000.

6. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Фролов И.Э., Хрусталев Е.Ю. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.

Об авторе: Кирилл Андреевич Багриновский, доктор экономических наук, ЦЭМИ РАН

Источник: Бизнес АКАДЕМИЯ (Москва), № 1-2, 23.02.2004


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 31.05.2004  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100