Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

НИОКР на поле чудес

Результат инноваций теперь может быть просчитан

Как известно, инновационное развитие требует значительных средств. По мнению специалистов, масса свободных денег в России весьма значительна. Вопрос только в том, что может заставить инвесторов, рассуждающих в строго практической плоскости прогнозируемой прибыли, вкладываться в наукоемкие производства, если сами авторы новых технологий не могут четко рассчитать потребность рынка в этой продукции? Видимо, теперь и изобретатели, и инвесторы смогут получить требуемые данные благодаря разработке ученых ФГУ НИИ "Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы", которые предложили и апробировали теорию развития рыночных процессов в России, имеющую математический аппарат для решения конкретных прикладных задач.

Западные аналитики, исследуя показатели платежного баланса России и объем золотовалютных резервов, делают уверенный вывод о том, что Россия сегодня полна денег. Правда, в основе их оценок лежит объем поставок нефти за рубеж. От "трубы" по-прежнему зависит благосостояние российской экономики. Укрепляется и российская валюта. Постепенно уменьшается доля внешнего долга в ВВП. Словом, государственные финансы растут как на дрожжах, и российская экономика демонстрирует завидное здоровье. Не случайно в последние годы рейтинговые агентства планомерно повышают российский рейтинг.

На взгляд из-за границы, нынешние высокие нефтяные цены предоставляют России огромные возможности. Но если государство этим не воспользуется и в ближайшие несколько лет российская экономика не будет диверсифицирована, то Россия останется уязвимой. И снижение цен больно ударит по ее экономическому развитию, считают аналитики Intelligent Unit.

"В последние годы зависимость России от экспорта и состояния мировых рынков стала значительно сильнее", - говорит директор исследовательского департамента инвестиционного банка Merrill Lynch Исаак Табор.

Однако взгляд изнутри на российские перспективы и пути развития несколько отличен от зарубежного. Базисом экономики должны стать не природные ресурсы, а интеллектуальные возможности россиян и продукция высоких технологий.

Но интеллект не измерить в баррелях. Установление соответствия стоимости продукта high-tech и единицы природных ресурсов была и остается главным занятием разработчиков экономических теорий. Небезызвестный Сергей Глазьев до ухода в политику активно строил математические модели в теории полезности и теории технического прогресса.

В последние 10 лет имеющийся и применяемый экономистами и маркетологами инструментарий оказался не в состоянии объяснить происходящее с рынком наукоемкой продукции в России. Особенности разработки, организации производства и потребления продукции high-tech не укладываются в рамки классических теорий, не дающих объяснений непредсказанным зафиксированным стабильным явлениям, феноменам экономического развития.

Феномен первый: крупные фирмы-производители отказываются увеличивать собственные имеющиеся производственные мощности вне сектора "business to business".

Фирмы-лидеры мирового рынка наукоемкой продукции ведут производство в режиме аутсорсинга. На практике это означает, что сами специалисты фирмы 99% времени занимаются изучением рынка, разработкой новых продуктов (товаров, услуг, программ), конструированием и описанием технологий, выводом продукции на рынок и менеджментом, а производственные мощности они арендуют вместе с работниками на месяц-два: то под выпуск одного продукта, то под выпуск другого. Следствием такого подхода стало резкое ужесточение требований к качеству годового планирования продаж продукции high-tech.

Феномен второй: изменение схемы управления крупным бизнесом и широкое распространение электронной торговли.

Корпорации и холдинги - владельцы зонтичных брендов - превращаются в конгломераты связанных только в одной точке производств, частных научных центров и маркетинговых компаний. С точки зрения управления производство продукции и ее вывод на рынок абсолютно изолированы друг от друга.

Феномен третий: потребность во все более раннем по отношению к моменту выхода на рынок новинки началу ее рекламной кампании. Продукты высоких технологий бытового назначения стали настолько сложны, что при их покупке "обычного человека" не покидает чувство скрытой тревоги: если купленный продукт (товар), так облегчивший жизнь, вдруг испортится, то покупатель будет бессилен разобраться, что же произошло. Поэтому фирмы-производители вынуждены за несколько лет до появления качественно нового товара в продаже постепенно и исподволь объяснять потенциальным покупателям, что благ от новинки будет много, а проблем никаких.

Феномен четвертый: моральное старение продуктов высоких технологий происходит раньше, чем утрата потребительских свойств.

Фактический срок службы наукоемких товаров стал больше, чем срок создания и вывода на рынок принципиально новых товаров в той же сфере. Директор Центра исследований и статистики науки Л. Миндели утверждает, что уже очень скоро цикл разработки многих наукоемких товаров может сократиться до двух лет. Только новых материалов ежегодно создается до 10 тыс. видов, причем около 300 из них сразу же вытесняет предшественников-конкурентов.

Современный стратегический маркетинг фиксирует появление феноменов, но не может их объяснить с помощью имеющихся в его распоряжении методов. Отсутствие расчетных алгоритмов, дающих адекватный реальным рыночным процессам результат, сводит эту серьезную научную дисциплину до описательно-эмпирического уровня.

Сотрудники Государственного центра маркетинговых исследований ФГУ НИИ РИНКЦЭ Андрей Лумпов и Эдуард Бутаев задались целью объяснить с помощью математических методов несовпадение прогнозов развития рынков продуктов высоких технологий с реальными объемами продаж. Кроме того, их интересовал вопрос о различных динамиках роста этих рынков в России и Европе. Теоретические исследования имели чисто практическую цель: понять, какие факторы влияют на процесс потребления товаров high-tech и какими мотивами руководствуются представители покупательских групп с разными финансовыми возможностями при выборе товаров долговременного пользования.

В отличие от товаров повседневного спроса, продаваемых постоянно и в любых количествах, конкретный вид товара длительного пользования либо совсем не приобретается потенциальным покупателем из-за его ценовой недоступности, либо покупается один экземпляр товара, а следующая покупка может состояться только через несколько лет, когда товар выйдет из строя и появится вторичный спрос. Причем в последнем случае, как правило, приобретается улучшенная модель продукта.

Для применения классической теории предельной полезности требуется, чтобы функция полезности (аналог потребительной стоимости или количественной меры качества товара с точки зрения потребителя) была гладкой и имела непрерывные частные производные по своим аргументам - количествам приобретенных покупателем благ (товаров). В случае с товарами длительного пользования эти условия не выполняются, так как количество купленного товара может принимать только два значения (0 или 1) с последующим уходом покупателя с рынка данного товара. В терминах математического моделирования это означает, что товары длительного спроса являются дискретными аргументами функции полезности. Физический смысл кривых - графиков функции - прост и понятен - это деньги.

Те самые реальные деньги населения, объем которых составляет платежеспособный спрос. А деньги, которыми оплачен продукт высоких технологий, возвращаются, по всем экономическим законам, туда, где был произведен продукт - в науку и высокотехнологичные производства. Сегодня превышение доходов среднего класса над среднестатистическим состоянием, наблюдаемым в последние 10 лет, составляет почти $130 млрд.

Эдуард Бутаев и Андрей Лумпов, эксперты в области инноваций, смогли смоделировать конечную составляющую цикла инновационного продукта - его покупаемость. Они математически объяснили, почему на рынках high-tech покупается в основном 5-6 групп товаров с оптимальным соотношением цены и качества.

В результате у ученых появилась возможность построить сквозные экономико-математические модели, которые связали бы доходность инвестиций с начальными параметрами инновационного проекта. Им удалось математически адекватно описать рынок инновационных товаров и разработать стратегию производства и реализации, т.е. создать инструмент точного расчета той скорости, с какой целесообразно производить и продавать инновационный продукт, товар, новую технологию на еще не насыщенный ими рынок товаров длительного использования данного вида.

Методы расчетов для оценки инновационных проектов постепенно обретают вид целостной структуры. Работы маркетологов ФГУ НИИ РИНКЦЭ направлены на создание отечественной теории инноваций. Таким образом, применение их методов позволить просчитать целесообразность и потенциальную прибыль инвестиций в тот или иной проект, сделать венчурные вложения менее рисковыми и более предсказуемыми.

По всей видимости, прогнозирование спроса на высокотехнологичные товары позволит также избежать и бессмысленной траты бюджетных средств, за счет которых часто проводятся НИОКР. Возможно даже, что математическая точность предложенной методики спровоцирует чиновников сделать экспертизу проектов в сфере прикладной науки обязательной в случае выделения государственного финансирования. 

Источник: "Промышленный еженедельник", № 12(61)

 


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 27.05.2004  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100