Для зарегистрированных пользователей |
|
Зато звучит!
Впервые призыв договариваться о терминах и их единообразном понимании прозвучал на российском рынке информационных технологий еще в середине девяностых. Почти все отраслевые конференции в те времена были посвящены прояснению смысла. Инициаторами были, как и следовало ожидать, крупные компании.
По понятным причинам именно лидерам рынка в свое время потребовалось сформировать общую платформу, тесно увязывающую международную понятийную систему ИТ с местными традициями. Далеко не сразу удалось выстроить единое понимание сути таких понятий, как «дистрибуция», «системная интеграция», «профессиональные сервисы» и массы других.
И вот в какой-то момент возникло ощущение, что ликбез наконец-то окончен, а участники рынка, специализированная пресса и потребители говорят на одном языке. Но была лишь иллюзия. Да, все вокруг повторяют одни и те же умные слова. Но вот понимают ли сами - что, собственно, говорят?
Превосходный пример такого рода семантических искажений - ИТ-аутсорсинг и его вариации. Тема горячая, интересная, боевая. То и дело дискуссии о перспективах этого вида бизнеса (или способа обслуживания клиентов, если смотреть с другой стороны) вспыхивают на страницах журналов, в ходе конференций, среди специалистов. И, конечно же, российская пресса по традиции несется впереди всей ватаги, размахивая флагами и выкрикивая неразборчивые лозунги. Вот только достаточно немного напрячь слух, как выяснится: все, что принято сегодня писать на страницах гражданской и даже специализированной прессы об аутсорсинге, в значительной степени напоминает рассказы героев известной детской сказки о ликах Великого Гудвина.
Как-то очень быстро «аутсорсингом» у нас начали именовать все подряд. Вы купили буханку хлеба? Это аутсорсинг, потому что не сами же вы растили пшеницу, убирали урожай, мололи муку, заквашивали тесто и заталкивали его в печь! Зажгли электрическую лампочку, пригласили консультантов налаживать корпоративное управление - снова аутсорсинг. Совершенно конкретный поначалу термин разбухает прямо на глазах, вбирая в себя все, что именовалось прежде разделением труда, специализацией, предоставлением услуг по требованию, субконтрактацией…
Предварительно размыв до совершенно уже смутных очертаний ясный и прозрачный в действительности базовый термин, наши местные аналитики принялись отстаивать революционный тезис о том, будто бы ИТ-аутсорсинг в России - дело бесперспективное и чуть ли не тупиковое. В качестве аргументов здесь фигурируют все те же затертые утверждения о невероятной национальной специфике, особенностях менталитета и прочих ужасах. А вот то обстоятельство, что рынок этот в стране, по сути, только возникает, а компании, рискнувшие развивать новый вид услуг, делают лишь первые шаги, - никого не смущает.
Дальше - хуже. Обзор всего того, что говорится о самом интересном фрагменте ИТ-аутсорсинга, а именно об аутсорсинге ИТ-инфраструктур, показывает: с подачи журналистов, смешавших в одной кастрюльке все подряд, включая ASP, веб-хостинг и поставку специализированных услуг, публика начинает поговаривать о дешевизне. И вот это совсем странно. Дело в том, что поставщики, говоря об экономии средств и времени, оптимальном распределении ресурсов и иных выгодах аутсорсинга ИТ-инфраструктуры, сами ни разу не произнесли этого самого - «дешево». Потому что пребывают пока в здравом уме и никоим образом не заинтересованы в немедленном обрушении рынка и цен.
Все эти намеки на дешевизну аутсорсинга ИТ-инфраструктуры - мина замедленного действия. Распространителей подобной крамолы следует отлавливать объединенными усилиями, а затем устраивать публичную порку с внушением. ИТ-аутсорсинг - это рынок, в котором два-три громких скандала могут стоить репутации и даже бизнеса. Многократное резервирование оборудования и данных, их сохранность и безопасность, не декларируемая, а фактическая устойчивость каналов связи и центров обработки данных, квалифицированный персонал… В отличие от хорошо знакомого маркетингового шума, устраиваемого всеми без исключения игроками рынка, для поставщиков услуг в области ИТ-аутсорсинга это действительно необходимый базовый набор. А это - инвестиции, затраты, риски.
Конечно же, во всем имеющемся нагромождении нелепостей виноваты не только лекторы по распространению, но и поставщики услуг. Видимо, чего-то не досказали. Так что самое время собрать увесистую пачку сочинений на тему «аутсорсинга» и всем классом провести работу над ошибками.
|