ИССЛЕДОВАНИЕ ОЭСР ПО ПРОБЛЕМАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
"ИССЛЕДОВАНИЕ ОЭСР ПО ПРОБЛЕМАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА" - Часть 2
БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Законодательные и регуляторные барьеры
Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в распространении информации, что препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.
Другая проблема - неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминания заслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональное использование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупе с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.
Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронному правительству
Во многих странах ОЭСР бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими введению эффективного электронного правительства в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.
Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общей инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких как скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентом на выработку экономически эффективных решений.
Решения по электронному правительству могут не отвечать темпам научно-технологического прогресса
Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируют очень быстро, поэтому трудно точно спрогнозировать будущие последствия в деталях.
Обширный ряд подходов, обеспечивающих жизнеспособность новых технологий, включает: нейтральные законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий; гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и адаптацию действующих законов к «цифровому миру»; первоочередное внимание рабочим характеристикам при внедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленное внимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихся к транснациональным проблемам.
Цифровое неравенство - тормоз для использования преимуществ электронного правительства.
Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами - членами ОЭСР существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.
ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Электронное правительство бросает вызов действующим методам работы
ИКТ необходимо включить в комплекс мер по модернизации, связанной с проведением реформ (включая усиление командной работы, гибкость рабочих механизмов и практики вознаграждений, а также усовершенствованную практику управления знаниями), которые бросают вызов действующим нормам государственного администрирования. Здесь не будет единственной модели по налаживанию электронного правительства. Его координаторы должны использовать ИКТ как механизм, позволяющий активизировать перемены, и не пытаться при этом реструктурировать абсолютно все действующие технологии.
Электронное правительство требует лидерства
Лидерство и энтузиазм отдельных личностей и организаций способствовали существенному прогрессу в развитии электронного правительства. Лидерство требует видения перспективы, ответственности и конкретных, соответствующих задаче действий. На ранних этапах становления электронного правительства лидерство необходимо, чтобы обеспечить признание концепций и получаемых преимуществ, а также ввести в практику определенные нормы. На более продвинутой стадии лидерство позволяет контролировать изменения и поддерживать проект, особенно когда появление позитивных результатов требует времени.
В действительности лидерство необходимо на всех уровнях - от политического до административного. Политическое лидерство выводит электронное правительство в сферу приоритетов и задает направление преобразованиям, включая их в более широкий контекст. В административных структурах лидеры помогают претворять намеченные перспективы в конкретный план действий.
Бесперебойные правительственные услуги будут способствовать межорганизационной интеграции
Бесперебойное предоставление правительственных услуг требует тесного сотрудничества различных организаций. Их взаимодействие не может ограничиваться только технической стороной, оно должно включать более глубокое сцепление на базе интересов «общих» потребителей. Поскольку услуги становятся все более сложными и дорогостоящими, сотрудничество будет осуществляться также с учетом экономической эффективности. Координаторы электронного правительства должны предусмотреть гарантии в предоставлении услуг, финансировать проекты «катализаторы», разъяснять меры по совместному использованию данных и решать проблемы подотчетности. Необходимо преодолевать барьеры, препятствующие сотрудничеству. Тем не менее, координаторы должны решить основную дилемму: как распределить средства и информацию между различными структурами, сохранив при этом ответственность за результаты и действия? Меры, способствующие решению этой проблемы, включают серьезный экспертный анализ - единство государственного подхода, стандартов и нормативов, стремление к взаимодействию, создание общей инфраструктуры и стоимостную оценку пилотных проектов.
Для создания электронного правительства требуется профессионализм менеджеров
Становление электронного правительства всё больше нуждается в профессионалах в области ИКТ, работающих в органах управления. Профессиональные качества, требуемые для развития электронного правительства, относятся не только к технической стороне, поскольку общий менеджмент предполагает также владение навыками более широкого профиля, что позволяет активно участвовать при принятии решений в сфере ИКТ. Необходимый профессионализм включает как базовую техническую компетентность (грамотность в области информационных технологий), так и понимание задач информационного менеджмента и информационного общества. Менеджеру присущи задатки лидера, а не ведомого, проявляющиеся в умении наладить работу ИКТ-подразделения и взаимодействие с внешними партнерами, а также координировать ИКТ-стратегию организации с более широким спектром её целей.
При этом традиционные навыки в области менеджмента должны обновляться и укрепляться в соответствии с требованиями, обусловленными функционированием электронного правительства. Необходимы дополнительные знания в таких областях, как перфоманс-менеджмент, нормы прозрачности, взаимодействия различных структур, государственно-частные виды партнерства. Органы управления должны предпринимать шаги, позволяющие определять степень профессионализма и гарантировать его наличие в целях повышения эффективности электронного правительства.
Электронное правительство использует государственно-частное партнерство
Сотрудничество с частным сектором - характерная особенность почти всех направлений деятельности электронного правительства. Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным сектором в предоставлении услуг. Более новаторские подходы, включая гибкость, долговременные отношения с партнерами по разделению рисков и вознаграждений, способны помочь в адекватной реакции на новые технологии и возможности. Координаторы электронного правительства совместно с административными структурами и головными организациями должны разработать рамочные условия государственно-частного партнерства, необходимые для деятельности электронного правительства. В качестве их составной части были бы полезны аудиторский контроль и меры по обеспечению прозрачности партнерства в сфере ИКТ.
Внедрение электронного правительства может оказаться рискованным, дорогостоящим и трудным
Внедрение электронного правительства может оказаться рискованным, дорогостоящим и трудным делом, сопряженным с необходимостью реформирования. Существующий опыт обнаруживает тенденцию сопротивления реформам, что ведет к неоправданным расходам и упущенным возможностям. Становлению электронного правительства также препятствуют неэффективное управление проектом, технологические сбои, проблемы «ложности первого шага», дискретное финансирование и оторванные от реальности политические требования. Ошибки при реализации ИКТ-проектов ведут к перерасходу средств и делают особо заметными изъяны в обеспечении услуг. Более того, опционы на Интернет-услуги делают актуальными такие позиции, как изменение потребительских ожиданий, повышенное внимание к вопросам конфиденциальности и границам между государственным и частным.
Мониторинг и оценка существенно важны для эффективной деятельности электронного правительства
Приверженцы электронного правительства, должны чётко формулировать все, связанное с последствиями и преимуществами реализации программы, чтобы обосновать необходимость устойчивой государственной и общественной поддержки. Требуется реалистичная оценка, при этом производимая в такие временные рамки, которые удобны для людей, принимающих решения. Приоритет должен быть отдан оценке спроса, преимуществ и качества услуг. Оценка спроса остается наиболее уязвимым пунктом программ по электронному правительству в странах - членах ОЭСР. В связи с тем, что услуги становятся более сложными и дорогостоящими, появляется настоятельная необходимость оценить их востребованность с учетом мнения потребителей.
Часть 1 << >> Часть 3
|