Для зарегистрированных пользователей |
|
Упростить жизнь программой
Артем Кобзев, Антон Бурсак
Сразу несколько крупных российских компаний озаботились проблемой технической модернизации собственного управления. Устанавливая различные типы программного обеспечения, компании преследуют схожие цели - оптимизировать свою работу и привести в порядок документацию.
В 2002 году компания «Уралкалий», шестой в мире по величине производитель калийных удобрений, запустила проект по внедрению комплексной системы управления предприятием на базе «Oracle Applications». Общая же сумма контракта с корпорацией Oracle, включая услуги и лицензии, составляет $4,2 млн.
С помощью программы управления затратами менеджеры «Уралкалия» рассчитывали более точно определять себестоимость конкретной партии товара, отслеживать договоры и планировать производство. Однако внедрение системы прошло не слишком гладко. «Чтобы перевести свои бизнес-процессы на язык компьютерных кодов, нужно описать их на бумаге: сначала как есть, а потом - как надо. Во время первого этапа выясняется масса забавных вещей. А когда начинаешь писать как надо, то понимаешь, что некоторые процессы лежат за рамками этой системы и их тоже надо править - где-то распрямлять углы, где-то обороты наращивать», - рассказывает директор по экономике и финансам ОАО «Уралкалий» Артур Маркарян. «Еще нам пришлось столкнуться с разнообразием организационных структур. Например, на одинаковых участках разных рудоуправлений количество рабочих может сильно разниться. Со стороны этого не видно, а когда начинаешь описывать бизнес-процессы, выясняется несоответствие. Приходится проверять производственную деятельность, перекладывая ее на язык цифр».
Иные мотивы двигали руководителями нефтяной компании ЮКОС. Компания СИБИНТЕК в конце 2002 - начале 2003 года разработала и внедрила в «ЮКОС РМ» автоматизированную систему финансово-бюджетного управления, созданную на базе СУБД Oracle9i и Oracle Financial Analyzer. «Установка системы вызвана значительным ростом потока данных со всех предприятий, входящих в состав «ЮКОС РМ», - говорит Вадим Песочинский, начальник управления планирования, бюджетирования и контроллинга «ЮКОС РМ». Раньше головной офис «ЮКОС РМ» получал информацию фактически уже сведенную в единую отчетность от нескольких дочерних компаний. Из-за этого менеджмент компании не мог получить ясной картины о положении на каждом конкретном предприятии. Вдобавок, рост компании и увеличение количества его предприятий привели к тому, что старая система отчетности ЮКОСа перестала справляться с валом документов. «Нам необходимо планировать наш бюджет и контролировать его исполнение не только по направлениям деятельности, но и в разрезе каждого предприятия. Новая система позволила получать аналитическую информацию по гораздо большему числу параметров - за любой период (ежедневно, еженедельно, за месяц и т.д.), постатейно и по подразделениям, - рассказывает Песочинский. - В результате время, необходимое для проведения соответствующего анализа и подготовку документов, значительно сократилось».
В ТНК единую систему управления начали внедрять в конце 2002 года. В отличие от других компаний ТНК рассчитывала не только упорядочить документацию, но и сделать более прозрачной работу своих сотрудников. Для этого руководство компании обратилось к разработчику единых систем управления, к компании SAP. Благодаря программе mySAP HR удалось унифицировать методики расчета зарплаты. Кроме того, с ее помощью в ТНК проводится аттестация сотрудников. Каждый сотрудник оценивается его линейным руководителем. Результаты аттестации заносятся в информационную систему, и на основании этих данных руководство принимает решение о том, на какой позиции данный сотрудник будет наиболее полезен. Общее число сотрудников, которым предстоит пройти аттестацию, - около 15 000 человек. Как рассказывают представители компании, сотрудники ТНК сначала болезненно отнеслись к предложенной системе аттестации. «Во-первых, этой программой надо было научиться пользоваться», - говорит один из менеджеров среднего звена ТНК. - Во-вторых, ситуация с кадрами стала прозрачной, а это не всем нравится». Для того чтобы помочь сотрудникам освоить «компьютерную грамоту» SAP, была создана служба поддержки конечных пользователей, которая выявила наиболее частые ошибки и на основании обнаруженных «узких мест» организовала тренинги пользователей.
Между тем, вводя новые стандарты управления, нефтяные компании решают не только внутренние задачи. Аналитик ИГ «Атон» Вадим Котиков считает, что «с помощью такого программного обеспечения компании не только получают возможность лучше управлять денежными потоками, но и становятся максимально прозрачными. А это именно то, что так ценят инвесторы». В свою очередь, разработчики единых систем управления полагают, что наметившаяся тенденция вполне логична. «Различные проблемы компаний часто взаимосвязаны между собой, и решить их можно только интегрированно, - говорит Елена Кудрявцева, директор по развитию SAP. - Компании сами осознают это, и все чаще обращаются к разработчикам систем управления». Единственной проблемой при этом, по мнению Котикова, является цена таких программ - позволить себе внедрение единых систем управления могут далеко не все компании. По оценкам экспертов, стоимость комплекта такого программного обеспечения может колебаться от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких десятков миллионов. Цена в данном случае зависит от количества сотрудников. Видимо, поэтому в числе российских заказчиков чаще всего мелькают имена российских компаний-экспортеров.
|