ХУАН РАДА: "ВСЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОЧЕНЬ МЕДЛИТЕЛЬНЫ"
Александр ЛАТКИН
Бурное развитие российского рынка информационных технологий (ИТ) делает его очень привлекательным для ведущих производителей программного обеспечения (ПО). Дошло до того, что в России разворачивается конкуренция между двумя главными соперниками - корпорациями Microsoft и Oracle. По информации "Финансовых Известий", в ближайшее время старший вице-президент Oracle Хуан Рада будет встречаться в Москве с крупными российскими госчиновниками, среди которых руководство Центризбиркома (речь пойдет о модернизации системы ГАС "Выборы"). О конкуренции на мировом и российском рынках, о том, опыт какой страны наиболее подходит для России в деле создания электронного правительства, Хуан РАДА, занимающийся работой именно с госструктурами, рассказал обозревателю "Финансовых Известий" Александру ЛАТКИНУ.
- Вы уже давно работаете с госструктурами разных стран. Какие препятствия чаще всего приходится преодолевать?
- Главное препятствие - медлительность. Все правительства очень медлительны - государство вкладывает в ИТ бюджетные деньги. Но последние 2-3 года ситуация серьезно изменилась - правительства стали задумываться об электронных правительствах. В таких странах, как Россия, социальная инфраструктура, социальная сфера (в оригинале public service. - "Финансовые Известия") - это всегда большие проблемы с финансированием, с поиском необходимых ресурсов. Правда, Россия здесь не исключение. Под "public service", "public sector" мы понимаем отнюдь не министерства, а, например, местные администрации или транспортную систему, которая может и не быть государственной.
- Есть ли у вас специальные подходы в работе с госструктурами восточноевропейских стран и России?
- Конечно. Социальные инфраструктуры в разных странах имеют свои особенности. При работе с такими структурами мы должны реализовывать различные правила и инструкции, вырабатываемые министерствами, - они различны в разных странах. Также мы должны быть очень гибкими в сохранении наших инвестиций как в Восточной Европе, так и в России. Я имею в виду ваш знаменитый кризис 1998 года, движение рынка вверх или вниз.
Еще один важный аспект - это масштабирование (быстрое увеличение количества пользователей программы. - "Финансовые Известия"). Это очень важно для public sector - например, на железных дорогах Индии работает 1,2 млн человек. Сколько в Москве жителей, 11 миллионов? Это больше любой современной компании, в которой каждый человек имеет свой e-mail. И если вы хотите сделать для Москвы электронную систему - например, для платежа налогов, - ее величина, масштабируемость будут крайне важны. Также очень важным фактором является безопасность системы, поскольку в отношениях государства и гражданина есть юридическая составляющая. Такое электронное письмо - это юридический акт.
- Трудно "переводить" ваше ПО на язык наших законов?
- Трудно. Исторически ваше законодательство содержит старые и новые нормы. Но, например, в Голландии законодательство вообще создавалось двести лет, и мы должны были все учесть в нашем ПО. Некоторые нормы не употребляются, но никто не хочет их заменить.
- Какие технологии популярны в "публичном секторе"?
- Прежде всего базы данных, поскольку правительство прежде всего работает с населением. Вторая забота правительства - территория. Необходимо знать, где и какая земля кому принадлежит, поэтому очень важны кадастровые системы. Наиболее интересные системы электронного правительства - в Германии. Хорошие системы есть в Венгрии, Чехии. Например, в Чили 82% жителей страны платят налоги через Интернет! Небольшие развивающиеся страны могут делать такие проекты быстрее и дешевле, чем многие другие.
- Чей опыт наиболее интересен именно для России?
- В области электронных закупок интересен опыт Дании. В вопросах организации городских систем для таких городов, как Москва, очень сильны Великобритания и, частично, Испания. В Германии и Италии есть хорошие системы для медицинских служб. Во всем, что касается электронных взаимоотношений государства и граждан, Европа даже сильнее, чем США.
- Что нам нужно создавать в первую очередь?
- Все зависит от того, в каком направлении вы двигаетесь. На мой взгляд, наиболее интересными являются проекты в области электронных закупок для государственных и общественных служб. В каждой стране государство является одним из главных закупщиков. И если вы внедрите такие системы в России, то они вызовут шок в области ИТ. У государства всегда огромное количество поставщиков, и они будут вынуждены вводить у себя системы электронной торговли.
- Сейчас вопрос информационной безопасности один из самых обсуждаемых. Каковы основные тенденции в области создания систем безопасности?
- Все зависит от "системной интеграции" вашей информационной структуры - каждый блок соединен с какой-нибудь другой системой. Главное - как построена общая система. Поэтому основная тенденция в этой области - построение различных частей системы на единой платформе. Другой важный аспект, который меня удивляет, - люди из public sector в процессе тендеров не спрашивают сертификаты безопасности на устанавливаемые системы.
- Кто ваши главные конкуренты в данном сегменте рынка?
- В области приложений главный конкурент - компания SAP. В области технологической инфраструктуры - Microsoft. Но в области информационной безопасности мы не думаем, что конкурируем с Microsoft, но Microsoft думает, что конкурирует с нами. Но если мы соединяем безопасность и масштабируемость, то здесь наш главный конкурент - компания IBM.
- Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны "местных" производителей ПО - например, в России?
- Мы с ними не конкурируем, мы с ними сотрудничаем. Они используют нашу платформу для создания своих разработок.
|