Для зарегистрированных пользователей |
|
Сравнение цифр
АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВ
Главный недостаток отчетов антипиратской ассоциации BSA - излишняя подробность и точность. Ну можно ли, в самом деле, серьезно относиться к утверждению, что в 2002 г. пираты в мировом масштабе причинили компьютерным компаниям ущерб в 13 075 301 тысяч долларов? Получается, что на основании сугубо прикидочных данных о спросе и предложении software в разных странах эксперты вычислили ущерб вплоть до седьмого знака после запятой - т. е. с точностью 0,000008%.
Министерство связи России в некотором смысле находится в такой же ситуации, как и BSA. Ему тоже нужно временами выдавать информацию о жизни рынка, на котором не существует разумной и объективной статистики. Но опытные российские чиновники справляются с этой задачей гораздо лучше, чем американские эксперты. Цифры выдаются понемногу, строго дозированно. Помните, что советовал сыну пушкинский Борис Годунов: "Будь молчалив; не должен царский голос на воздухе теряться по-пустому; как звон святой, он должен лишь вещать велику скорбь или великий праздник".
Некоторые нестыковки, впрочем, наблюдаются и здесь. На состоявшейся в начале июня конференции для зарубежных инвесторов "Интеграция и консолидация" министр Леонид Рейман объявил, что, по прогнозам специалистов, высокие темпы роста информационных технологий в нашей стране сохранятся и в 2003 г. Общий объем рынка информационно-коммуникационных технологий должен увеличиться до $24 млрд. А всего двумя неделями раньше тот же министр на конференции "Электронная Россия - человеку, бизнесу, обществу" прогнозировал, что отечественный рынок ИТ вырастет до $20 млрд только к 2005 г.
Можно предложить несколько вариантов объяснения этих расхождений. Либо за две недели специалисты существенно скорректировали свои прогнозы, увидев улучшение перспектив российского hi-tech. Либо они, наоборот, предсказали в районе 2004 г. кризис, в результате которого объем отечественной индустрии ИТ упадет на $4 млрд.
Либо в $20 млрд включены только информационные технологии без коммуникационных, а в $25 млрд - и те и другие вместе. Но тогда цифры все равно не сходятся - принято считать, что российский рынок hi-tech, без телекома, сегодня составляет порядка $3-4 млрд, и ожидать его роста в 4-5 раз буквально за год было бы несколько удивительно. Такой рост только в отчетах BSA встречается, в реальной российской жизни так, увы, не бывает.
Можно, конечно, предположить, что на выступлениях перед зарубежными инвесторами российские чиновники пользуются более оптимистическими данными, чем на мероприятиях "для внутреннего пользования", - но это было бы как-то несолидно.
Кстати, на инвестиционной конференции Леонид Рейман привел и другие цифры, гораздо более интересные, чем упомянутые выше $25 млрд. Цитируем официальную публикацию на сайте Минсвязи: "Количество пользователей Интернет, регулярно входящих в сеть в 2002 году... составляет 4,2% населения страны... Программа "Электронная Россия" принесет ожидаемый успех, если число пользователей сети Интернет достигнет определенной критической массы. Для России это должно быть не менее 10-12% населения уже в 2004 г.".
Эти "10-12% населения" очень важны. О "десяти или чуть более процентах" много раз на разных мероприятиях говорили российские интернетчики - и именно как о "критической массе". По их мнению, после достижения этой "массы" российский Интернет станет интересен серьезным рекламодателям и рынок онлайновой рекламы заметно вырастет.
Процитированное высказывание министра связи можно истолковать двумя способами. 1) Государство российское собирается приложить усилия для начального "запуска" отечественной интернет-экономики. И если "раскрутят" достаточно для того, чтобы дальше все работало на рыночных началах, - значит, все прошло успешно. 2) Государственная программа "Электронная Россия" будет успешной, только если поставленные в ней задачи выполнят коммерческие компании за свои деньги. То, что этот тезис был произнесен на конференции для зарубежных инвесторов, позволяет предположить, какие именно компании имеются в виду.
Надо сказать, что многие российские СМИ приняли второе толкование министерской цитаты. И это нетрудно понять. Вся история "Электронной России" - это история дефицита финансирования и поисков денег на стороне. В конце 2002 г. организаторы программы решили усилить в ней "региональный акцент". А если в регионах тоже не нашлось денег на "Электронную Россию" - можно попробовать убедить зарубежных инвесторов "раскрутить" российский интернет-рынок, посулив им прибыли после достижения "критической массы".
Кстати, некоторые представители иностранных компаний еще год назад опасались, что российские власти собираются выполнить "Электронную Россию" за их счет. Что государство продемонстрирует активность, чтобы заинтересовать иностранцев, но само больших денег так и не даст.
|