Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Выход из тени

Магомет Албаков, Магомет Парагульгов

Еще несколько лет назад тема настоящей статьи была бы неактуальна или даже бессмысленна. Действительно, формирование отрасли ИТ в начале девяностых совпало с возникновением новых экономических отношений в стране и прошло все классические этапы, начиная с «первоначального накопления капитала» и «дикого рынка». А в этих условиях такие формальные институты, как налоговая система, имеют весьма слабое влияние.

Однако по результатам опроса финансового менеджмента ИТ-компаний, проведенного инвестиционным фондом «Технологии XXI века» в сентябре прошлого года, более 97% респондентов утвердительно ответили на вопрос о важности налогообложения для эффективности функционирования бизнеса, что свидетельствует об окончательном уходе в прошлое «грязных» финансовых схем. Что же изменилось за последнее время?

Отечественный рынок информационных технологий - один из наиболее эффективных и динамично развивающихся направлений высокотехнологического сектора экономики России. Современные ИТ-компании мало напоминают студенческие коллективы времен «сумерек» перестройки, они превратились в респектабельные, социально значимые организации. К примеру, на рынке деловых компьютерных программ, по оценкам аналитиков центра исследований экономических систем «БИПРОС», сегодня насчитывается свыше 600 отечественных компаний-разработчиков и не менее 5 000 региональных дилерских фирм. А средняя компания-разработчик деловых программ насчитывает 70~80 сотрудников. Компания, поставляющая сложные корпоративные системы, работает в среднем с 30 предприятиями. Причем это усредненные данные по России, а вовсе не статистика только благополучной Москвы.

Вместе с тем для определения характера влияния налогообложения на развитие отрасли необходимо проанализировать доминирующие в ней тенденции, из которых выделяются:

  • общий экономический рост отрасли;
  • концентрацию производства и, как следствие, рост отдельных компаний;
  • формирование ниши российского ИТ-бизнеса в глобальной экономике;
  • наконец, незаслуженно оказывающиеся вне поля внимания экспертов новые тенденции во внутристрановой специализации данной отрасли.

До августа 1998 года отрасль ИТ была практически единственным высокотехнологичным кластером, в котором наблюдался экономический подъем. Причем в первом полугодии кризисного 1998 года он достиг рекордных темпов - по разным оценкам до 28% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Однако и после кризиса отрасль недолгое время находилась в рецессии: уже во второй половине 1999 года наблюдалось оживление. И если докризисный рост был по сути «догоняющим» и являлся, скорее всего, реализацией наработанного на Западе потенциала в условиях такой налоговой системы, которая позволяла достаточно гибко планировать соответствующие платежи, то основа нынешнего роста - это эффект девальвации, помноженный на наработанный собственный опыт отечественных компаний.

Однако девальвация имеет для отрасли не только среднесрочный эффект, который мы сегодня наблюдаем, но и долгосрочный. И если первый оказался положительным за счет повышения ценовой конкурентоспособности отечественных компаний, то в долгосрочном периоде девальвация в условиях макроэкономической структуры России будет иметь для отрасли ИТ удручающие последствия, которые, собственно говоря, должны сказаться уже через пару лет. Речь идет об усилении сырьевой специализации

страны в мировой экономике, что негативно сказывается на технологичных отраслях, какой является ИТ-индустрия, в том числе и сточки зрения перетоков финансовых и людских ресурсов.

В мировой практике в условиях высокой обеспеченности сырьевыми ресурсами обрабатывающая промышленность и тем более ее высокотехнологичные отрасли поддерживаются государством путем установления гибкой системы налогообложения, выравнивающей рельеф экономической активности. При этом в результате проведенных в прошедшие годы радикальных реформ в области налогообложения последнее было выровнено и упрощено. А в равных налоговых условиях, по упомянутой выше причине, ИТ-бизнес в нашей стране будет проигрывать традиционным отраслям.

Собственно, и само равенство весьма сомнительное. Как известно, бюджетообразующим в России является налог на добавленную стойвание российской модели аутсорсинга находится еще на начальной стадии. Не решен стратегический вопрос: за какое положение на международном рынке должны бороться отечественные компании? В этом и причина колебаний в выборе модели совместного продвижения на рынок аутсорсинга. В этих условиях такие частные решения на манер «индийского варианта», как создание большого числа фирм - инкубаторов или даже технопарков, не решит главную задачу - сохранения и увеличения экспортного потенциала отрасли ИТ. Общим решением, как свидетельствует зарубежный опыт, должна быть гибкость системы налогообложения и различные отраслевые льготы. Но как это реализовать сегодня, когда в моде процессы универсализации и упрощения налогового законодательства? И здесь необходимо обратить внимание на назревающую тенденцию в отрасли - изменение географии центров ИТ-бизнеса.

В настоящее время ИТ-по-тенциал сосредоточен в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске, что определяется наличием в этих городах развитой научно-технологической базы и квалифицированной рабочей силы. Современный уровень развития программирования резко снижает влияние указанных факторов в силу универсализации технологий и создания высокоэффективных и низкозатратных систем обучения технического персонала, что подтверждается и зарубежным опытом. И в этой связи можно отметить бурное развитие высоких технологий последних лет в Соединенных Штатах, в которых лидерами роста были депрессивные штаты страны Техас, Иллинойс и др., ранее специализировавшиеся преимущественно на сырьевых и добывающих отраслях, а ныне превратившиеся в крупнейшие центры технологичных производств.

По мнению специалистов, относительно слабая зависимость производителей программных продуктов от рынков сбыта уже в ближайшие 3~5 лет приведет к возникновению новых центров в ныне неразвитых трудонасыщен-ных регионах России. При этом определяющими будут фактор времени и активность действий региональных властей по поддержке и развитию данного сектора экономики. Что может дать отрасли ИТ регион?

В первую очередь речь идет о налоговых послаблениях. С одной стороны, это касается освобождения от местных налогов. С другой - несмотря на то, что Налоговый кодекс действует одинаково на всей территории России, фактор субъективизма при применении законодательства со стороны конкретных чиновников имеет большое количественно-определяемое влияние на объем перечисляемых предприятием платежей в бюджет. А изменение знака действия данного фактора в отношении ИТ-бизнеса находится в пределах компетенции региональных властей. Практику применения нулевой ставки НДС при экспорте, стабильное и объективное применение которой повышает ценовую конкурентоспособность товаров на 20%, можно привести в качестве одного из примеров, которых немало. Организация в регионе единой службы, функции которой будут заключаться в юридическом сопровождении бизнеса, консультировании по налоговым и иным вопросам, оперативное взаимодействие с контролирующими государственными органами также может снизить временные и финансовые издержки, связанные с получением всевозможных разрешений, лицензий и соответственно с необходимостью держать большой штат финансовой службы и бухгалтерии.

По этому пути уже пошли Ярославская область, Чувашия, а теперь и Ингушетия - благодаря разрабатываемой в Республике Ингушетия региональной целевой программе «Технологии XXI века».

Можно быть уверенным, что усилия отдельных ИТ-компаний, отраслевых ассоциаций, объединенные с региональным ресурсом, дадут новый импульс в повышении текущей конкурентоспособности национальных производителей как на внутреннем, так и внешнем рынках. Однако для достижения стабильного результата на долгосрочную перспективу необходимы серьезные изменения в отношении к отрасли со стороны федеральной власти, основанные на понимании, что отрасль ИТ является важным фактором общего экономического оживления в стране и устойчивости ее положения в международной экономике.

Факторы роста

Рост различных сегментов отрасли ИТ прогнозируется на уровне 30-70% в год на протяжении ближайших 4-7 лет. При этом наряду с общим экономическим подъемом можно отметить две группы отраслевых факторов роста: экономические и технологические.

Среди экономических факторов выделим, во-первых, вступление России в ВТО, которое будет иметь два очевидно положительных последствия для развития данной отрасли: резкое сокращение рынка незаконного распространения ПО и нововведения в бухгалтерском и финансовом учете, что даст, по некоторым оценкам, кратный рост легального рынка.

Во-вторых, важным экономическим фактором является постоянно усиливающийся рост потребностей в компьютерах для применения в федеральных, региональных и муниципальных государственных учреждениях, реализовать которые позволяет, в числе прочего, федеральная целевая программа «Электронная Россия». В-третьих, обозначившаяся в конце 2000 - начале 2001 года и получившая свое продолжение в 2002 году тенденция к неуклонному увеличению спроса на услуги банковского и финансового секторов, которые являются активными клиентами ИТ-компаний. В-четвертых, перманентно повышающийся уровень исследовательских проектов и разработок академических и научно-исследовательских институтов, требующих все новых дорогостоящих ИТ-решений.

Из наиболее важных технологических факторов следует выделить: дальнейшее развитие Интернета, дающее новые возможности для глобализации мирового бизнеса; появление новых информационных технологий, таких как ERР

Ингушский опыт

Перед самым молодым субъектом РФ, который успешно преодолел этап строительства фундаментальных основ социально-экономической системы, по-прежнему остро стоят проблемы безработицы, невысокого уровня доходов населения и инвестиций в основной капитал, оттока квалифицированных кадров и другие, являющиеся, по мнению экспертов Правительства Ингушетии, издержками положения республики во внугристрано-вой кооперации производства. Таким образом, на данный момент перед руководством республики весьма актуален выбор приоритетного направления экономического развития.

Главной целью программы «Технологии XXI века» является формирование и развитие отрасли ИТ в Ингушетии. На первом этапе реализации программы наиболее важной задачей представляется привлечение российских ИТ-компаний в республику. Заинтересованность последних будет обеспечивать возможность заключения с правительством республики соглашений, освобождающих от уплаты налогов в местный и региональный бюджеты. В отношении федеральных налогов в условиях благоприятного климата компании смогут шире использовать инструменты снижения налогового бремени, предусмотренные законодательством РФ. Программа также предусматривает единую службу, функции которой заключаются в юридическом сопровождении зарегистрированных в Ингушетии компаний, консультировании по налоговым и иным вопросам, оперативном взаимодействии с контролирующими государственными органами, а также секретарском обслуживании. Это позволит компаниям сократить не только временные издержки, но и финансовые, за счет снижения расходов на содержание большого штата финансовых служб.

В средне- и долгосрочной перспективе планируется создание собственного ИТ-производства. Для этого, в числе прочего, осенью 2003 года на базе Ингушского государственного университета открывается специализированный учебный центр по подготовке персонала для ИТ-компаний и в первую очередь технических специалистов. Ресурсным обеспечением программы являются средства федерального и регионального бюджетов, а также частные инвестиции. В частности, подготовлен ряд проектов на территории Ингушетии по линии федеральной целевой программы «Электронная Россия» общим объемом свыше 100 млн. рублей.

Ожидается, что только за первый год реализации программы в республике будет зарегистрировано более 200 предприятий и создано около 300 новых рабочих мест высокой квалификации. В течение ближайших 3-5 лет будет реализовано несколько профильных проектов в республике, составляющих необходимые элементы инфраструктуры отрасли. В дальнейшем предполагается, что республика сможет успешно конкурировать на внутреннем рынке и, таким образом, преодолеть аграрно-сырьевую направленность собственной экономики. Надо также учитывать, что Ингушетия - это небольшая республика, органы власти которой не избалованы вниманием со стороны деловых кругов. А в силу национальной специфики есть большая уверенность в исполняемое™ решений руководства рядовыми чиновниками, которые имеют большой опыт функционирования низконалоговых компаний в периоде 1994 по 2000 год.

ОБ АВТОРАХ:

Магомет Албаков - старший преподаватель института экономики и антикризисного управления, кандидат экономических наук. Магомет Парагульгов - аспирант кафедры экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 29.05.2003  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100