Meta Group: ИТ-специалисты устали
Эд Фройенхем
Опрос, проведенный Meta Group среди ИТ-менеджеров Северной Америки, показал, что в 2002 году нижний уровень оплаты труда вырос в среднем на 5% - как и год назад, а специалисты, пользующиеся спросом, такие как архитекторы вычислительных систем, старшие веб-разработчики и старшие проектировщики сетей, могли получить прибавку к жалованию и в 8 или 10%. Но волна сокращений и продленная рабочая неделя привели к тому, что сотрудники пребывают в подавленном настроении, утверждает директор программы Meta Group Human Capital Management Service и автор ежегодного исследования IT Staffing and Compensation Guide Мария Шейфер.
В отчете говорится, что 71% ИТ-менеджеров назвали усталость ИТ-специалистов серьезным фактором для своих организаций. "В продолжение этой затянувшейся рецессии, когда все бюджеты предприятия урезаются, штаты то и дело сокращаются и в отрасли нет никакой определенности, моральный дух ИТ-специалистов определенно ухудшился", - пишет Шейфер.
ИТ-сектор в целом находится в сильно подавленном состоянии по сравнению с бурными днями dot-com бума. По данным IDC, и в 2001, и в 2002 году инвестиции в отрасли сокращались. Недавно IDC снизила прогноз роста на этот год с 3,7% до 2,3%. Между тем Американская ассоциация электроники утверждает, что ИТ-сектор за последние два года потерял 10% рабочей силы, которая к декабрю 2002 года сократилась до 5,1 млн рабочих мест, причем главный удар пришелся на производство.
Раздается критика в адрес программы найма иностранцев по визам H-1B, усугубляющей проблемы рынка труда в период кризиса. Значительная часть рабочих мест переместилась за границу, что также больно ударило по американским программистам и инженерам.
Исследование Meta Group, основанное на опросе более 650 крупных и средних компаний из 14 секторов экономики, обнаружило, что 44% респондентов продолжают использовать прибавку к зарплате для привлечения более квалифицированных ИТ-специалистов. Средняя зарплата старшего разработчика бизнес-приложений в 2002 году составила 73821 $, а системного администратора Unix - 84895 $. Аналитики службы технической помощи получили в среднем по 41793 $, а сетевые администраторы - по 54000 $.
Из отчета следует также, что большее, чем год назад, число респондентов предсказывает рост фонда зарплаты и на следующий год. "В этом году ИТ-бюджеты, несомненно, продолжат сокращаться или останутся на прежнем уровне, - пишет Шейфер. - Но самое интересное, что мы, тем не менее, ожидаем роста фонда зарплаты ИТ-подразделений - в некоторых случаях за счет работников, не связанных с ИТ". Согласно отчету, 54% респондентов все еще выплачивают ИТ-специалистам тринадцатую зарплату.
Несмотря на это, примерно две трети опрошенных отметили тяжелое моральное состояние ИТ-специалистов. Одна из причин - большая продолжительность рабочей недели. Шейфер указывает, что у сотрудников ИТ-подразделений рабочая неделя обычно длится больше 40 часов - как правило, 55 часов.
Наиболее распространенный способ улучшения морального состояния - предоставление возможности обучения. Но отсутствие дополнительных кадров для выполнения повседневной работы может помешать сотрудникам посещать курсы, полагает Шейфер.
В юридической фирме Allen Matkins Leck Gamble & Mallory 11 сотрудников отдела ИТ дважды в год посещают учебные курсы, которые могут длиться от трех до пяти дней. Другое средство повышения морального духа сотрудников в этой компании - возможность оспаривать решения начальника. "Людям всегда приятно чувствовать, что они имеют какое-то влияние... что с ними считаются", - говорит главный технолог Фрэнк Джиллман.
В компании Micro Software Services повышению морального духа ИТ-персонала способствует интересная работа, такая как перенос программных продуктов компании на веб-технологии. Главный технолог Скотт Уолкерс старается поручать своим сотрудникам работу над проектами целиком, а не выдавать мелкие задания на программирование. "Это дает им ощущение цели, - говорит он. - Иначе работа превращается в фабричный конвейер".
Шейфер отмечает, что даже в разгар ИТ-кризиса лучшие компании доказывают свою заботу о сотрудниках: "Все они говорят, что ценят своих работников. Эти компании действительно стараются сохранить персонал в трудные времена".
По мнению Джиллмана, причины усталости специалистов нужно искать не только в работе: спрос на технические рекомендации растет и вне стен компании, например со стороны членов семьи. "Возвращаясь домой, вы опять погружаетесь в эту среду, - говорит он. - Отдыха нет нигде".
|