Интернет- компании погубили спешка и халява
Бурный рост и практически мгновенный крах интернет-компаний (их принято называть доткомами\.com) стал одним из наиболее заметных событий в мире бизнеса. Бурное развитие доткомов началось в конце 1996 года, крах начался в марте 2001 года. Лишь за 2000 - 2001 год 835 крупных и средних интернет-компаний закрылись или объявили о банкротстве. Пик кризиса пришелся на 2001 год, однако и в 2002 году негативные процессы в этой сфере экономики продолжались.
В 2002 году 1087 интернет-компаний сменили собственника. Покупатели заплатили за них $23.3 млрд. В 2001 году было заключено 1283 подобные сделки на сумму в $78.8 млрд. По данным маркетинговой фирмы Webmergers, за три последних года примерно 5 тыс. интернет-компаний обрели нового владельца или были закрыты. 3.9 тыс. доткомов были проданы за $200 млрд. Около 1 тыс. интернет-компаний закрылись или объявили о банкротстве. Еще 7 -10 тыс. доткомов смогли остаться на плаву, лишь получив финансовую помощь со стороны.
Кризис сперва коснулся мелких интернет-компаний, обслуживавших физических лиц, однако потом волна банкротств докатилась и до крупных фирм, предоставлявших услуги типа "бизнес для бизнеса". Две трети банкротств пришлись на доткомы, действовавшие в сфере электронной коммерции, включая развлекательные и новостные сайты. Впрочем, несмотря на массовое банкротство интернет-компаний, электронная коммерция в США снова находится на подъеме. По данным исследовательской фирмы Gartner Inc., в 2002 году доходы интернет-магазинов США достигли $85 млн. В 2001 году они составили примерно $56 млн., в 2000 году - около $37 млн. Также растут продажи рекламных возможностей Интернета. Маркетинговая фирма InternetNews прогнозирует, что в 2003 году объемы продаж интернет-рекламы в США возрастут на 6% и достигнут $5 млрд. Согласно этому прогнозу, в 2003 году организации США затратят на рекламу в общей сложности $241.7 млрд.
Тим Миллер\Tim Miller, аналитик исследовательской фирмы Webmergers, и профессор Дэвид Кирш\ David A. Kirsch, преподаватель Школы Бизнеса имени Роберта Смита\Robert H. Smith School of Business проанализировали уроки краха доткомов и извлекли из них 10 уроков.
Урок 1. Ничто не изменяется в течение одной ночи. Мода на инвестиции в интернет-фирмы погубила многие компании, не пережившие бурных объятий инвесторов. Неразумные инвесторы сперва переоценили бизнес-возможности Интернета, а потом начали срочно спасать свои деньги. В результате, рынок сперва перегрелся, а потом лопнул.
Урок 2. Новые продукты не заменили старые. История учит, что инновации почти никогда не уничтожают старые изобретения. Некоторое время они существуют параллельно, каждая из них занимает свою нишу. "Отцы-основатели" интернет-торговли были уверены, что смогут похоронить обычную торговлю. Это их и погубило. Нужно уважительно относиться к традициям.
Урок 3. Опасно опережать время. Многие интернет-компании вывели на рынок великолепные продукты, которые, однако, не нашли спроса, потому что опережали свое время. Потребители были не готовы закупать их, а инфраструктура не была готова работать с ними. В числе проигравших оказались такие известные фирмы, как Z.com, Pop.com, Icebox.com, Digital Entertainment Networks и Pseudo Networks.
Урок 4. О вреде слепого копирования. Многие доткомы проиграли, потому что слепо пытались перенести в Интернет "обычные" приемы ведения бизнеса или просто копировали чужую модель интернет-коммерции. Так, например, делали компании, которые просто перенесли торговлю по каталогам в Интернет - фактически, они лишь сканировали страницы бумажных каталогов и поместили их на серверах. В результате, преуспели те фирмы, которые привнесли нечто новое в торговлю.
Урок 5. Доткомы не научились действовать согласовано. Любой бизнес подвержен колебаниям и слухам. Инвесторы и потребители - пугливые существа. Интернет-компании не научились бороться с негативными слухами, вести пропаганду этого бизнеса, отстаивать свои интересы во власти и т.д.
Урок 6. Доткомы пали жертвой "халявы". Слишком много интернет-компаний предлагали бесплатные услуги. Потребители привыкли к этому и им сложно перестроиться, и начать платить деньги за нечто виртуальное.
Урок 7. Доткомы погубило то, что Интернет долгое время воспринимался как дорогая игрушка. Традиционный бизнес считал, что Интернет имеет слишком малую аудиторию и предпочитал рекламировать свои товары и услуги в традиционных рекламных носителях. В этом была доля истины, однако и теперь, когда Интернетом пользуется большинство населения индустриально развитых государств, инерция представлений сохраняется.
Урок 8. Доткомы погубили традиции бизнеса: старые подходы к оценкам активов и уровню предполагаемой прибыли. Можно спорить о том, применимы ли законы "старой" экономики к "новой" экономике. Однако подавляющее большинство интернет-компаний не соответствовало привычным критериям. Удивительного в этом ничего нет -этот рынок лишь формируется.
Урок 9. Доткомы старались одновременно выращивать цыплят и продавать яйца. Они пытались использовать все способы зарабатывания денег и точно не представляли на каких клиентов они рассчитывают и у кого есть средства, чтобы покупать их продукты.
Урок 10. Интернет-компании не смотрели в будущее. Их оправдывает то, что было сложно строить прогнозы, не имея достоверной информации, накопленной за долгое время.
|