Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Как залатать дыру в ERP-системе?

Андрей Руденко

С развитием и усложнением бизнеса, топ-менеджмент российских компаний осознает необходимость автоматизации многих бизнес-процессов. Весьма популярны различного рода ERP-системы, которые внедряют многие компании. Цель таких ИТ-проектов - более эффективное выполнение функций обработки заказов, материального снабжения и управления резервами. Но при этом руководитель компании в процессе принятия управленческих решений по-прежнему вынужден оперировать множеством разрозненных данных, содержащихся в различных отчетах. Становится очевидным, что в автоматизации нуждается не только учет, но и столь необходимые управленцам функции как планирование, анализ и контроль.

Закономерно, что на возникший спрос на новые системы и решения мгновенно отреагировал рынок. В 2001 году заключение партнерского соглашения между одним из крупнейших в мире производителей систем СРМ-класса - американской корпорацией Comshare Inc. и компанией "КОРУС Консалтинг" положило начало целому сегменту российского рынка информационных систем - систем управления эффективностью бизнеса. Сегодня мы беседуем с Дмитрием Слиньковым - партнером "КОРУС Консалтинг".

E-xecutive: Дмитрий, как вы пришли к пониманию того, что рынок нуждается в качественно новых системах и решениях?

Дмитрий Слиньков: У истоков нашей компании стояли люди, имевшие многолетний опыт внедрения всевозможных информационных систем практически во всех сферах бизнеса - от телекоммуникаций до банковской сферы. Соответственно, мы могли, что называется, изнутри оценивать ситуацию на рынке и видеть те "дыры", которые необходимо было залатать.

E-xecutive: Дыры в ERP-системах?

Д.С.: В частности, и в них. Основным недостатком ERP-систем можно считать то, что они оперируют исключительно фактическими данными. А развитие российского рынка, усложнение процессов принятия решений, необходимость быстрого реагирования на изменяющуюся конъюнктуру привели к тому, что топ-менеджмент российских компаний стал ощущать потребность в системах, позволяющих планировать деятельность компании и прогнозировать развитие ситуации на рынке. В частности, встала проблема автоматизации процессов бюджетирования. Таким образом, возникла потребность, которую поставщики и системные интеграторы на определенный момент времени не могли удовлетворить.

Оценив потребности рынка, мы обратились к западным поставщикам систем, ориентированных на автоматизацию процессов бюджетирования (СРМ-систем), с предложением представлять их продукты на российском рынке. В результате комплексной оценки функциональных возможностей их продуктов и партнерских программ была выбрана система Comshare МРС.

E-xecutive: Дмитрий, скажите, насколько сложно было выходить на фактически несуществующий рынок и, по сути дела, формировать не только предложение, но и осознанный спрос?

Д.С.: Как всегда бывает, рынок в зачаточном состоянии представляет собой трудноперевариваемую мешанину систем и предложений. Достаточно сказать, что нам случалось интегрировать Comshare MPС с системой 1С. При этом, клиенты тратили на нас тысячи долларов, потратив в свое время на 1С несколько тысяч рублей.

Когда мы выходили на рынок, четко обозначилась тенденция: компании понимали необходимость и так или иначе осуществляли бюджетирование. Однако автоматизация процесса оставляла желать лучшего. По сути дела, обработка финансовой информации в большинстве российских компаний велась с помощью таблиц Excel, но с ростом их бизнеса и усложнением организационной структуры, наступал определенный технологический предел. Требовалось своего рода промышленное решение, некая система, в которую можно было бы централизованно вводить данные. В качестве надстройки над уже имеющейся ERP-системой, такую роль как раз и выполняют системы CPM-класса.

Являясь поставщиком и ERP-систем, и CPM, мы решились говорить и показывать нашим клиентам правду. Но правда заключалась не в том, чтобы показать "дыру" одной системы и ловко наложить на эту дыру заплатку в виде другой системы. Если так делать, то получится, что пришедшему к нам любителю раздельного питания предлагают винегрет. Мы решили, что если перед нами приверженец раздельного питания, значит у него либо со здоровьем проблемы, либо принципы. В первом случае мы должны показать себя как хорошего опытного доктора. А во втором - сконцентрировать его внимание на обоих продуктах как на совершенно разных и действительно неупотребимых вперемежку. Отдельно съедаем (внедряем) - планирование. Отдельно - учет. Отдельно - контроль и анализ. Но вместе все эти блюда поддержат организм под названием "Предприятие" в интегрированной гармонии.

E-xecutive: Наверняка, созданная вами волна заставила встрепенуться конкурентов?

Д.С.: Да, в первую очередь, конечно, встрепенулись те, кто уже обладал продуктами, так или иначе автоматизирующими функции бюджетного управления. О своем присутствии на рынке стали активно заявлять компании, представляющие и внедряющие продукты Pillar, Enterprise, Essbase, Oracle Financial Analyzer, Active Planner, E-Planning, а также отечественные многопользовательские и однопользовательские системы. Однако основная проблема заключалась в том, что большинство поставщиков исходили из того, что CPM-рынок будет "питаться" рынком ERP, и CPM-системы будут играть роль своего рода "заплатки" на "дыры" в ERP-системах. Несмотря на то, что такой подход имеет свои плюсы, ему недостает той широты охвата, которая присуща комплексному внедрению CPM-систем.

Слава нашим первым заказчикам, кто сразу понял, зачем им нужна CPM-система и решился взять на себя роль первопроходцев. У всех были свои причины выбора. Никто из них не прогадал. И здесь мы действительно опередили всех наших конкурентов, т.к. мы и они усиленно говорили о новом рынке, а мы еще и что-то делали.

E-xecutive: Я знаю, что некоторые российские компании, в частности, КМБ-Банк, Соликамский магниевый завод, Чайковский Текстиль активно используют системы CPM. Однако можем ли мы говорить о тенденции в масштабе российского рынка? Т.е. насколько готовы российские компании к внедрению CPM-систем и с какими трудностями приходится сталкиваться на разных этапах автоматизации процессов бюджетирования?

Д.С.: По сути дела именно клиенты подтолкнули нас к поиску CPM-систем, так что я могу сказать, что потенциально российский бизнес уже готов к их внедрению. Однако очень сложно на первоначальной стадии объяснить клиенту, чем комплексное решение лучше уже апробированного Excel. Если говорить о домашней бухгалтерии, то, да, конечно, Excel оптимален. Однако если идет речь о крупной структуре, например, холдинге, то процесс просто необходимо автоматизировать. В принципе, систему бюджетирования можно выстроить и в Excel, однако, если вдруг нужно будет что-либо изменить - например, перенастроить план счетов, добавить новый департамент, то выстроенная "табличная" система просто "поплывет".

А еще проблема в том, что сама природа процесса бюджетирования интеграционна. Необходимо на каждой стадии согласовывать цифры, показатели. Так, производственный отдел никогда не сможет выполнить план производства, пока сбытовик четко не скажет, сколько он хочет и может продать. И поскольку на любой стадии бизнес-процессы взаимосвязаны, система CPM должна внедряться сразу. А при внедрении ERP можно "запускать" отдельные блоки - бухгалтерия, закупки и т.д.

E-xecutive: Очевидно, каждый заказчик интересуется, насколько быстро инвестиции в автоматизацию процессов бюджетирования окупаются?

Д.С.: Я могу сказать, что для небольших компаний нужны более легковесные, более дешевые инструменты. Однако если компания собирается расти, то Comshare МРС для нее представляется мне оптимальным решением. Но нужно быть заранее готовым к тому, что вложения в эту систему на данном этапе развития компании будут окупаться относительно долго. В целом, приведу следующие данные: по отчету Gartner group вложения в системы класса CPM за два года эксплуатации приносят окупаемость в размере 431%. Причем речь не идет о том, что именно система творит какое-то чудо, становится панацеей для компании. Просто за счет того, что люди раньше все делали на бумаге, а теперь информация собирается и обрабатывается централизованно, бюджет становится более достоверным. Когда бюджету нельзя верить, невозможно управлять бизнесом. Если бюджет верно сформирован и соблюдается, идет реальная экономия средств на затратах на персонал, который много времени тратит на его доработку. Поэтому, по самым скромным подсчетам, минимум 5% оборотного капитала в год экономятся после внедрения CPM-систем. Кроме того, срок внедрения таких систем не превышает шести месяцев.

Применение CPM-систем включает всех сотрудников в процессы планирования, бюджетирования, управленческого анализа и формирования отчетности и повышает общую эффективность их работы. С одной стороны, сотрудники работают как команда, как единое целое, четко осознавая цели и результаты своей деятельности. С другой - руководство компании принимает решения не на основе сотен отчетов, прогнозов и аналитических записок, а на основе интегрированной информации. Т.е. компания интегрирует процессы стратегического планирования, составления бюджетов и прогнозирования, что позволяет значительно сэкономить материальные ресурсы и трудозатраты.

Наконец, CPM-система выводит руководство предприятий на качественно новый уровень взаимодействия с подразделениями. Исполнители бюджетов могут более эффективно внедрять на практике управленческие решения.

E-xecutive: Удавалось ли вам решать описанные проблемы на практике, а не в теории?

Д.С.: Конечно, приведу только несколько примеров.

Соликамский Магниевый завод - один из наших первых клиентов. На момент внедрения CPM-системы Comshare MPC ничего не автоматизировано. Процесс бюджетирования представляла собой весьма болезненную по срокам и отвлечению сил процедуру. При появлении каких-либо рыночных изменений бюджет просто физически не мог быть оперативно изменен. В результате, при принятии управленческих решений топ-менеджмент завода мог полагаться только на свой опыт и интуицию: данные для анализа и прогнозные цифры просто отсутствовали. Фактически, плановые службы завода "жили" даже не сегодняшним днем, а вчерашним.

В этих условиях менеджментом завода было принято решение автоматизировать планирование и контроль на технологической платформе Comshare MPC. В 2002 году началась промышленная эксплуатация системы.

Сегодня процесс бюджетирования СМЗ изменен кардинальным образом. Топ-менеджмент удовлетворен тем, что информация финансового и нефинансового характера стала доступной для обработки и анализа именно в тот момент, когда это требуется, упростился процесс согласования, значительно повысилась эффективность принимаемых решений. Сейчас на СМЗ приступили к внедрению ERP-системы.

Еще один наш клиент - КМБ-Банк. Несколько лет в банке функционирует учетная система "Диасофт". В последние годы наблюдается устойчивый рост бизнеса КМБ-Банка - его продукты востребованы рынком, а число региональных отделений постоянно увеличивается. Соответственно, объем данных, которые должны анализироваться руководством банка для принятия управленческих решений также постоянно возрастает. Настало время отойти от планирования в Excel, в котором принимали участие один-два экономиста, и наступило время перейти к многопользовательской корпоративной системе планирования, контроля и анализа. Опытным экономистам не составило труда внедрить у себя в прошлом году систему Comshare MPC и по сей день самостоятельно, без привлечения ИТ-специалистов, ее развивать.

E-xecutive: Comshare MPC, как и любой другой высокотехнологичный инструмент, требует определенного уровня знаний от тех, кто собирается его использовать. Насколько российские топ-менеджеры готовы использовать предоставляемые им системой возможности?

Д.С.: Система предназначена в первую очередь для топ-менеджеров. Однако немногие топ-менеджеры российских компаний могут ее эффективно использовать в своей работе уже хотя бы в силу того, что не всегда четко представляют себе сущность бюджетирования.

Очевидно, что подобная ситуация на многих предприятиях - следствие недостаточного уровня знаний менеджмента. На мой взгляд, если ты не финансовый директор, ты обязан знать, что такое скользящее бюджетирование, приведенный бюджет и т.д. Впрочем, уже сегодня в России есть целый класс высокопрофессиональных менеджеров, и со временем их будет все больше. А значит, будет развиваться рынок автоматизированных систем, без которых сегодня успешное ведение бизнеса абсолютно немыслимо.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 11.02.2003  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100