Для зарегистрированных пользователей |
|
Джим Уайтхерст: "Как делать деньги на продаже бесплатного продукта"
Я не раз задавался этим вопросом. Как мне кажется, все зависит от двух вещей: мы поняли, как использовать все возможности модели разработок с открытым программным кодом (open source), и добавили уникальные возможности, необходимые предприятиям. Своим клиентам, более 90% которых входят в список 500 крупнейших корпораций Америки по версии журнала Fortune, мы предлагаем лучшие идеи, собранные из десятков тысяч открытых разработок. Мы «упрочняем» успех наиболее благополучных общественных проектов, и создаем технологии, которые пользуются заслуженным доверием у коммерческих и государственных организаций. И даже если основные компоненты наших технологий бесплатны, компания Red Hat делает сами технологии стабильными, безопасными и готовыми к использованию для нужд бизнеса.
Однако если вы никогда не принимали участия в открытом проекте или не изучали сообщества, занимающиеся такими разработками, представить себе, что же это такое, может быть нелегко. Поэтому давайте начнем с основ. Главной чертой мира отрытых разработок является сотрудничество - вдохновение других людей на участие в проектах и на помощь в нахождении лучших решений. Не важно, живете ли вы в Америке или за ее пределами, но наверняка почти все слышали о телевизионном конкурсе «Американский идол» (AmericanIdol). И, несмотря на то, что передача не является открытым проектом или сообществом, это хороший пример возможностей совместной работы, и того, как понимание этой силы и вложения в нее могут быть прибыльными. Программа «Американский идол» идеально отточила мастерство воодушевления миллионов людей на совместную работу для достижения единой цели - и шоу заработало миллионы. Но как же сделать так, чтобы люди бесплатно участвовали в неких проектах, и заработать на этом?
1. Найдите вескую причину для привлечения участников.
Шоу «Американский идол» - больше чем просто крупный смотр талантов. Программа объединяет людей вокруг общей цели, влияя тем самым на процесс поиска новых исполнителей в самой музыкальной индустрии. Работа по поиску новых талантов отдается в руки обычных любителей музыки. И благодаря веселой и интересной задаче схема работает: зачем доверять выбор звезд «кузнецам талантов», работающих за кулисами музыкальной индустрии, когда можно выбрать следующего звездного исполнителя самому.
То же самое применимо и к сообществу открытого программного обеспечения. Участники таких сообществ решили, что они хотят принимать участие в создании новых технологий. Они не готовы доверить всю работу инженерам, сидящим за стенами компаний, создающих собственное закрытое программное обеспечение.
Не важно, занимается ли ваша компания поиском следующей громкой поп-звезды или написанием программного обеспечения для работы ядерных подводных лодок, если вы найдете вескую причину для участия людей в вашем проекте, они будут в нем участвовать.
2. Найдите способ приносить пользу всем задействованным лицам.
Участники проекта, желающие получить известность и шанс на контракт со звукозаписывающей компанией, участвуют в нем бесплатно по своей же воле. Шоу «Американский идол» получает прибыль от самого сотрудничества. Если зрители хотят проголосовать за любимого исполнителя, они должны посмотреть передачу, чтобы увидеть сами выступления. Шоу зарабатывает миллионы долларов на размещенной рекламе и рекламных роликах, транслирующийся в его перерывах. Все вовлеченные в эту модель участники находят определенную ценность в своем участии.
Это же можно сказать и о компании Red Hat. Подобно участникам проекта «Американский идол», большинство разработчиков открытого программного обеспечения занимаются этим по своему желанию. Они участвуют в процессе, поскольку верят в большее - технологии должны быть открытыми и общедоступными. Поскольку технологии открытого программного обеспечения быстро развиваются и обладают необходимой гибкостью, коммерческие организации используют их для решения различных задач в IT-области. Но компании хотят быть уверенными в том, что используемый ими продукт является безопасным и правильно функционирует. Red Hat увеличивает ценность продукта, обеспечивая организации стабильными и поддерживаемыми решениями, на которые можно положиться. Таким образом, Red Hat удается делать деньги на распространении бесплатного продукта. Все заинтересованные стороны находят свою пользу в сотрудничестве.
3. Предложите участникам нечто большее, чем просто «победа или поражение».
Интересной особенностью проекта «Американский идол» является то, что, даже заняв второе или третье место в конкурсе, вы все равно можете выйти победителем. Записи исполнителей, оказавшихся на вторых или третьих местах, разошлись миллионными тиражами. Если вы обладаете талантом и нравитесь зрителям, ваша музыка будет продаваться.
Это касается и открытого программного обеспечения. На сегодняшний день существуют десятки тысяч жизнеспособных открытых проектов, которыми занимаются сотни тысяч людей. Не все эти проекты попадут в состав отдельного программного обеспечения, но элементы таких проектов можно найти во множестве открытых решений, включая решения от компании Red Hat. Участники открытых проектов осознают, что их код не обязательно окажется в коммерческом продукте. Но, тем не менее, их код повлиял на развитие некоторых проектов, и, в конечном итоге, на лицо будущих технологий.
Однако позвольте некоторые слова в напутствие. Несмотря на то, что программа «Американский идол» оказалась весьма успешной, последнее время дела у нее идут не так хорошо. Количество зрителей сокращается, судьи покидают конкурс. Это наглядно иллюстрирует хрупкость совместной работы. Не имеет значения, идет ли речь об открытом проекте или о программе «Американский идол», но если люди принимали участие в проекте в прошлом, не значит, что они будут принимать там участие и в будущем. Чтобы участие в проекте продолжалось, необходимо постоянно его пестовать и поддерживать к нему интерес.
И хотя не перед всеми компаниями стоят уникальные задачи по продаже бесплатного продукта, большинство организаций стремятся увеличить масштабы сотрудничества - идет ли речь о заказчиках, партнерах или о собственных коллегах. Задайте себе следующие вопросы, если хотите стимулировать совместную работу:
1. Существует ли привлекательная причина для сотрудничества людей с проектом?
2. Предлагает ли ваша бизнес-модель возможности для сотрудничества?
3. Все ли участники проекта видят для себя ценность в таком сотрудничестве?
Если на каждый из этих вопросов вы можете ответить положительно, то, возможно, вы находитесь на правильном пути к созданию благоприятного сотрудничества. В конечном счете, я верю, что бизнес-модели, использующие силу совместной работы, будут уверенно себя чувствовать в современной насыщенной информацией экономике.
|