Конкурентная ситуация на телекоммуникационном рынке в сегменте В2В
Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования конкурентной ситуации на телекоммуникационном рынке в сегменте B2B.
Развитие инфокоммуникационных технологий является одним из стратегических направлений модернизации экономики Российской Федерации. Рост инвестиции в развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры предприятий способствуют повышению их эффективности, ускорению реакции на вызовы рынка и усилению конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
В основу проведенного исследования лег квотируемый количественный опрос корпоративного сектора, который объединял телефонный и онлайн-методы. Спектр анализируемых услуг включал: услуги местной телефонной связи, проводной доступ в Интернет, виртуальные частные сети (VPN) и аренда каналов связи, а также мобильная голосовая связь.
Объем собранной информации позволил с высокой точностью оценить конкурентную ситуацию в каждом из сегментов услуг.
География исследования включает:
- Центральный федеральный округ (без учета Москвы и области) - Москва и область - Северо-Западный федеральный округ - Поволжский федеральный округ - Южный и Северо-Кавказский федеральные округа - Уральский федеральный округ - Сибирский федеральный округ - Дальневосточный федеральный округ
В каждом макрорегионе и для каждой услуги были оценены следующие ключевые параметры отдельно по предприятиям среднего и малого бизнеса (СМБ) и крупному бизнесу:
- объем рынка - проникновение услуг - доли ключевых игроков по выручке и клиентам - параметры потребления и затраты на услуги связи
Объем рынка в денежном выражении
Общий объем рынка исследуемых услуг по итогам 2012 года составил 240 млрд. рублей, из которых на фиксированную связь пришлось 54% рынка. Несмотря на небольшую долю в общей структуре российского бизнеса (7% компаний) на крупный бизнес приходится почти половина (49%) доходов от услуг фиксированной и мобильной связи. По прогнозам J`son & Partners Consulting, среднегодовой рост (CAGR) должен составить около 10%, и к 2016 году общий объем услуг фиксированной и мобильной связи в корпоративном сегменте может достигнуть 360 млрд рублей.
В отчете подробно рассмотрена динамика доходов в 2010-2012 годах и прогноз их развития до 2016 года по сегментам рассмотреных услуг. Рост телекоммуникационного рынка будет обеспечен дальнейшим развитием услуг голосовой мобильной связи, проводного доступа в Интернет и развития виртуальных сетей связи. По прогнозам J`son & Partners Consulting, в разрезе услуг наибольший рост покажет мобильная голосовая связь за счет распространения смартфонов среди сотрудников региональных компаний и снижения средней цены на «умные» телефоны.
Проникновение услуг
По итогам 2012 года количество действующих предприятий в России составило около 1,585 млн. (исключая ИП). Количество крупных предприятий (со штатом более 250 человек) оценивается в 115 тыс. (7%).
Исследование показало, что существенным фактором использования телекоммуникационных услуг является географическое развитие бизнеса компаний. Сегодня российские компании активно расширяют территорию своего присутствия. Если рассматривать структуру предприятий по числу офисов, то доля компаний, имеющих более одного офиса в пределах региона, достигает более 20%. За пределами своего региона свои подразделения более 30% предприятий. При этом максимальное количество офисов у средних и малых предприятий лежит в пределах 30 штук, в то время как у крупных компаний наблюдается более 100 офисов.
Компании активно используют услуги фиксированной связи и проводного доступа в Интернет. В целом по России проникновение этих услуг в корпоративном сегменте составило 93% и 66% соответственно.
По прогнозам J`son & Partners Consulting, в среднесрочной перспективе распространение местной телефонной связи останется на текущем уровне. В сегменте проводного ШПД, напротив, ожидается ощутимый рост проникновения услуги. Рост рынка в натуральном выражении будет стимулировать дальнейшее снижение тарифных планов и развитие благоприятной среды для роста проникновения услуг ШПД в среднем и малом бизнесе. Стоит отметить, что в 2012 году произошел перелом в технологической структуре рынка проводного ШПД: доля подключений по оптоволокну (разновидности технологии FTTx) превысила в целом по России 50%.
Услуги VPN и аренды каналов используют компании с географически распределенной структурой. Преимущественно это средние и крупные компании, имеющие филиалы и подразделения, расположенные внутри крупных городов, внутри региона, а также по всей территории страны. В отчете представлены данные по проникновению услуг VPN и аренды каналов в сегменте СМБ и среди крупных компаний по каждому макрорегиону.
Параметры потребления и средние затраты на услуги связи
Важной целью проведенного исследования было определение параметров потребления услуг связи в зависимости от размера бизнеса и определение на этой основе затрат предприятий по каждому виду услуг. В результате получены данные по следующим параметрам на одну компанию:
- среднее число фиксированных линий; - среднее число телефонных номеров; - среднее число телефонных аппаратов; - средняя скорость доступа в Интернет по проводным технологиям; - среднее число портов VPN; - средняя доля пользования портом в зависимости от категории; - средняя скорость арендуемого канала.
Опрос предприятий также позволил выявить среднемесячные затраты по каждому из рассмотренных видов услуг в зависимости от размера бизнеса во всех макрорегионах страны.
Конкурентная ситуация
Исторически в корпоративном сегменте на рынке фиксированной связи наибольшую долю по доходам среди всех игроков занимает «Ростелеком», однако в целом доля компании по выручке меньше, чем доля по абонентам, что подтверждает преобладание в структуре клиентской базы оператора микро и малого бизнеса. На долю других операторов приходится от 34% до 64% в зависимости от сегмента услуг. В число лидеров на рынке фиксированных услуг входит группа компаний МТС и «ВымпелКом».
На рынке корпоративной мобильной связи по выручке лидерство принадлежит «большой тройке» - компаниям МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом». На их долю приходится около 95% выручки от корпоративной голосовой мобильной связи.
|