Централизация и децентрализация: две стратегии работы с дата-центрами
Профессия CIO настолько многогранна, что даже профильное издание иногда не в силах обслужить ее нужды и охватить весь спектр проблем, с которыми приходится сталкиваться директорам по ИТ. И, чтобы работать в одном темпе с вами, мы должны умозрительно забегать немного вперед, говорить о новых технологиях и направлениях - облачных технологиях, BYOD, консьюмеризации IT и больших данных. О новейших подходах к управлению человеческими ресурсами и лидерстве. Даже о таких практических вещах, как миграция в облака или выбор вендора по одному из векторов работы.
Но мы понимаем, что существенная часть работы CIO - это стратегическое планирование. Не только ежедневные решения насущных проблем, но и постоянная необходимость составлять информационно-технологическую дорожную карту компании. И одним из ключевых вопросов стратегического планирования является стратегия по работе с дата-центрами.
Что сделать с дата-центром для достижения максимальной эффективности? Для начала, допустить, что он у вас уже есть. А если нет? То какой делать - централизованный или децентрализованный? Проблема в том, что на эти вопросы нет универсального ответа для любого бизнеса. Даже для абсолютно идентичных бизнесов не всегда можно использовать одну и ту же стратегию.
Чтобы проще было рассмотреть две самые популярные стратегии, мы обратились к миру онлайн-бизнеса. Обнаружив в открытом доступе материалы о стратегии двух крупных компаний из туристического бизнеса. Есть такое понятие - OTA (Online Travel Agency), сайт по онлайн-бронированию билетов, отелей, машин и всего, что нужно в путешествии. Эта индустрия развивается настолько стремительно, что уследить за ее изменениями может только глубоко погруженный в тему человек. А нам это как раз на руку, ведь что может быть интереснее, чем рассматривать стратегию по дата-центрам в суперскоростной индустрии?
Итак, ваш покорный слуга обнаружил два диаметрально противоположных подхода к работе с дата-центрами у двух крупнейших OTA в мире. По понятным причинам, я не буду их называть, но найдя любые свежие рейтинги, вы поймете о ком идет речь. Компании использовали разный подход, но в обоих случаях стартегия доказала свою состоятельность и повлияла на ключевые показатели бизнеса самым благоприятным образом. Что, как вы понимаете, подтверждает догму отсутствия единой стратегии работы с дата-центрами, даже для одной и той же индустрии.
Для простоты назовем эти туристические агентства «Компанией Один» и «Компанией Два». Вот такие стратегии они применили.
Централизованный подход
Компания Один решила улучшить свой корпоративный дата-центр за счет консолидации сотрудников и технологической инфраструктуры в относительно компактной географической зоне. По факту, дата-центров у компании было несколько, но база данных по клиентам и сервисам была единой. С точки зрения развития бизнеса, да и восстановления дата-центра в случае чего, так было проще. Единую базу данных по транзакциям было легче поддерживать. Простая архитектура упростила анализ показателей компании, который у крупных игроков рынка проводится довольно часто.
Компания Один сфокусировалась на том, чтобы отточить два ключевых процесса - процесс обработки клиентских транзакций и внутренний анализ показателей. Централизованный дата-центр позволил организовать динамическую работу с отелями и компания смогла очень быстро отрабатывать возникающие свободные номера, что положительно повлияло на прибыль партнеров.
Со стратегической точки зрения, централизация стала способом объединить активы, сотрудников и заодно облегчила экологический вопрос. Централизованный дата-центр помог Компании Один экономить на ИТ-инфраструктуре и устранил некоторые риски, так как дата-центр перешел под внутреннее управление под корпоративным контролем.
Детецентрализованный подход
У Компании Два были проблемы - она проигрывала конкурентную борьбу за зарубежные рынки и ее показатели падали. В ходе анализа удалось выяснить, что основная проблема - медленная работа сайта. Посещаемость была на хорошем уровне, но пользователи, желающие забронировать ту или иную услугу, уходили из-за того, что их раздражал слишком медленный сайт. В OTA-бизнесе это более чем критично, так как влияет на скорость принятия решения.
У компании не было проблем с обработкой транзакций, базой данных или дата-центром, находившимся в США. Казалось бы, проблему трудно обнаружить, но Компании Два удалось выяснить, что проблема находится не на их стороне.
Проблема была в том, что в некоторых странах, где присутствовала компания, интернет-покрытие было не на таком хорошем уровне, как в Штатах. Возникали и проблемы государственного толка: Китай нехотя пропускал иностранный трафик и всячески его резал, несмотря на абсолютную легальность деятельности компании.
Разумеется, что в такой ситуации Компания Два не могла конкурировать с местными туристическими агентствами. Тогда компания решила изменить стратегию по дата-центрам.
Вместо того, чтобы придерживаться традиционного централизованного подхода, компания решила детецентрализовать свой дата-центр. Чтобы на равных конкурировать с локальными игроками, было решено разделить глобальный дата-центр на несколько мини-дата-центров, размещенных по всему миру, особенно на ключевых рынках.
И тогда начался болезненный процесс переноса базы данных. В этом случае база данных разделяется на несколько частей, которые должны работать независимо друг от друга. Эту операцию произвели для Китая и других рынков. Сами дата-центры было решено арендовать локально в каждом отдельном случае.
Новая стратегия позволила Компании Два уверенно конкурировать с локальными игроками на интересующих ее рынках. Теперь сайт стал работать быстро в любой точке мира, вне зависимости от проблем с провайдером или государством. Вместе с новыми возможностями пришли очевидные риски. Дата-центрами, арендованными во всех уголках мира, стало сложнее управлять. Контролировать удаленных сотрудников и управлять разнесенной базой данных - весьма сложные задачи. Но так или иначе, детецентрализация самым благоприятным образом отразилась на бизнес-показателях.
В поисках решения
Сегодня Компания Один и Компания Два процветают и успешно конкурируют между собой на сложнейшем рынке, хотя их стратегии работы с дата-центрами диаметрально противоположны. То, что обе компании успешны в своей стратегии, еще раз доказывает, что стратегия может быть удачной как в традиционном, так и в нетрадиционном случае.
Отсюда должно складываться понимание того, как принимать стратегические решения по дата-центрам. Очевидно, что стратегия должна прямо коррелировать с задачами компании. Чтобы сделать первый шаг, нужно в очередной раз прописать и понять, какие именно бизнес-процессы завязаны на дата-центр. Повлияет ли изменение дата-центра на бизнес показатели благоприятным образом?
Приведенные централизованные и децентрализованные стратегии показывают как ключевые узлы дата-центра влияют на ключевые показатели бизнеса. Это более чем очевидно, но именно от этого стоит отталкиваться в принятии решений.
|