О чем молчат SaaS-вендоры
SaaS - это, видимо, самая переоцененная аббревиатура последних лет. Считается, что софт как сервис нужен всем организациям без исключения, что это безоговорочно светлое будущее. Но на практике оказывается, что все не так радужно.
Около 20% попыток внедрить SaaS заканчиваются серьезными проблемами с интеграцией данных. И это только одна из проблем на пути внедрения SaaS.
Конечно, эта тема не раскручивается в СМИ так активно, как громкие внедрения SaaS в крупных корпорациях. Но когда аплодисменты стихают, клиенты SaaS-вендоров остаются один на один с новыми, блестящими онлайн-инструментами и кучей головных болей на тему «как заставить старые данные работать с новым сервисом».
При этом, бизнес в целом весьма заинтересован в SaaS и это далеко не новость. В 2010 году Forrester отчитывался о том, что 58% компаний использует два или более SaaS-приложения и 78 планирует делать это в течение следующего года. Около двадцати процентов использовали шесть и более облачных приложений и тридцать процентов хотят внедрить не меньше SaaS-программ в ближайший год. Разумеется, за последние два с половиной года ситуация изменилась - технологии усовершенствовались, приложения стали более эффективными и внедрять их стало проще.
Интеграция - все еще проблема
В том же отчете 2010 года отмечено, что 39% компаний испытывали проблемы с интеграцией данных. И это проблема следовала сразу за вопросами безопасности. Сегодня последствия внедрения SaaS того времени представляются еще более безрадостной картиной.
Примерно половина компаний, внедривших SaaS, сегодня говорит о проблемах интеграции данных. При этом, стоимость дата-интеграции может быть весьма высокой. Продажники SaaS-провайдеров склонны об этом умалчивать, предлагая вам свой сервис. Но стоимость интеграции может быть едва ли не в пять раз выше стоимость внедрения SaaS.
Такие цифры серьезно подрывают теорию о том, что SaaS - светлое будущее корпоративного IT. Однако, интеграция данных - не единственная проблема облачных технологий.
Не только интеграция
Безопасность, о которой мы много говорим в разрезе облачных технологий, все еще остается основной проблемой SaaS. Даже у крупных компаний в прошлом году случались серьезные поломки - Dropbox и Amazon сообщили о своих неудачах, что несколько пошатнуло веру в облака. Ведь если падение облака случилось у клиента - это еще как-то можно пережить, а если на облачное приложение завязаны важные бизнес-процессы?
Другая серьезная проблема, о которой мало говорят вендоры - это портативность данных. Если вы тратите большие деньги на то, чтобы ваши данные работали с каким-либо сервисом, то вы меньше всего хотите слышать, что этот сервис не окупился и собирается закрыться. В прошлом году закрылось много крупных клиентских сервисов, а значит у корпоративных пользователей есть все причины для беспокойства.
Но все это не значит, что SaaS-вендоров надо срочно хоронить. У них все хорошо. Цены падают, надежность растет, интеграция данных становится все менее дорогой и проблемной. В этой ситуации вопрос выбора правильного облачного провайдера становится самым главным.
По подсчетам IDC, российский рынок облачных услуг вырос за 2012 год (почти с нуля) на 417,3% - до $59,38 млн. Эксперты этой компании прогнозируют, что вплоть до конца 2016 года этот сегмент будет увеличиваться на 50% ежегодно.Согласно еще более оптимистичному прогнозу компании Orange Business Services, к 2016 году рынок облачных услуг в России вырастет более чем вчетверо - с 4,5 (в 2012-м) до 19 млрд рублей. Одновременно с этим рынок услуг по созданию облачной инфраструктуры составит дополнительно около 20 млрд.
Мы поговорим об этом завтра
Если вендор активно уговаривает вас на подписание контракта, не вдаваясь в дальнейшие технические моменты, то вам, очевидно, стоит задать себе и ему определенные вопросы. Например: стоит ли вообще работать с таким вендором?
Если SaaS провайдер говорит, что вы с ним позаботитесь об интеграции на следующей стадии сотрудничества - это большой красный флаг, огромный знак «Стоп». Не стоит сотрудничать с таким вендором.
Другая неправильная фраза - не переживайте об интеграции, у нас есть API. API, позволяющий клиентским приложениям взаимодействовать с сервисом - это критический компонент интеграции данных. Но наличие API - это только небольшая часть необходимого инструментария для интеграции. Правильными вопросами тут будут «насколько открыт этот API», «насколько хорошо он документирован» и «легко ли работать с вашим API».
Конечно, не стоит подозревать каждого вендора. Но, выбирая вендора, CIO должен предусмотреть не только развертывание SaaS у себя на предприятии, но и интеграцию, и безопасность, и портативность данных.
|