Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Потемкинские э-деревни в Москве [4]

История четвертая: ЗАГСы

Эту тему, хоть и относящуюся к социальному блоку, я, признаться, затрагивать не собиралась в силу ее полной неактуальности для меня лично: я замужем, а сыну до бракосочетания еще далеко. Но затронуть пришлось.

Мне в "личку" переслали письмо, адресованное Мэру Москвы Собянину и подписанное Еленой Бойченко, генеральным директором ЗАО ИВЦ ИНСОФТ (http://www.insoft.ru), уважаемой и известной на рынке компании, созданной в 1990  г. Елена Витальевна приняла редкое в наше время мужественное решение открыто бороться с несправедливостью и произволом государственных структур, ответственных за внедрение информационных технологий в сферу предоставления государственных услуг органов ЗАГС. Ее история, история профессиональной компании с заслуженно высокой репутацией, по мановению руки чиновников выброшенной на обочину изуродованного рынка, должна стать известной как можно большему количеству людей, заинтересованных в прекращении произвола и "распила". Обнародование этой истории, в очередной раз раскрывающей суть и стиль нынешнего государственного управления в Москве на уровне отдельных отраслей, должно послужить цели избавления нашего города от коррупционного мрака, в который он все глубже и глубже погружается.

Но сначала несколько слов о новой электронной услуге. В середине февраля 2011 г. московские ЗАГСы начали в пробном режиме принимать через интернет заявки на определенную дату и время регистрации брака через сайт Управления ЗАГС города Москвы. По словам начальника этого управления И. Муравьевой (http://ria.ru/moscow/20110215/334550072.html), такая система была введена для того, чтобы минимизировать пользование услугами брачных агентств и сократить ночные очереди в столичные ЗАГСы. До этого нововведения будущие супруги пытались избежать их, создавая неофициальные списки пар, собирающихся подавать заявления, на свадебных форумах и посменно дежуря у столичных ЗАГСов. Но теперь у женихов и невест появилась надежда на упразднение списков, этого пережитка прошлого. "Идея с электронной регистрацией прекрасна", - сказала пользовательница одного из форумов.

Миновало больше года. Что же произошло за это время? А ничего. Госуслуги органов ЗАГС города Москвы в электронном виде предоставляются, как и в самом начале, только в части резервирования времени регистрации брака во дворцах бракосочетаний и музее-заповеднике "Царицыно". С тех пор ничего не модернизировалось, и технический уровень реализации услуги остается крайне низким. Поскольку каких-либо проверок и интеграции с автоматизированной системой для автоматизации оперативной деятельности Управления ЗАГС города Москвы не производится, она практически неработоспособна.

При этом в других регионах России услуги органов ЗАГС в электронном виде успешно оказываются. Например, в Санкт-Петербурге через портал государственных и муниципальных услуг подано более 20 тыс. реальных заявок такого рода - каждое второе заявление на заключение брака в северной столице подается с помощью портала. Это позволило полностью ликвидировать здесь очереди на подачу заявлений в ЗАГС. Для сотрудников органов ЗАГС обработка поданных с портала заявок в электронном виде существенно сокращает трудоемкость за счет полной интеграции портала с автоматизированной системой оперативной деятельности.

В Санкт-Петербурге и в целом ряде других регионов это стало возможным благодаря внедрению технологии и использованию готовых программных средствами, которыми располагает компания "ИНСОФТ".

В марте 2011 г эта компания обратилась с предложениями по оказанию государственных услуг ЗАГС в электронном виде к начальнику Управления ЗАГС Москвы И. Муравьевой. Письмо было оставлено без внимания, хотя в органах ЗАГС города Москвы для автоматизации оперативной деятельности с 1990 года по сей день используется программное обеспечение МАИС "ЗАГС", разработанное ЗАО ИВЦ ИНСОФТ. Использование МАИС "ЗАГС" по настоящее время подтверждается контрактом № 0173200001611000220 от 21 декабря 2011 г., заключенным Управлением ЗАГС г. Москвы с ООО "Инвенто Сервис" по итогам открытого конкурса № 0173200001611000078 "Системное сопровождение программно-технического комплекса (ПТК) и прикладное сопровождение "МАИС ЗАГС" на первое полугодие 2012 года". Следует особо подчеркнуть, что с 2008 года по настоящее время МАИС "ЗАГС" не модернизировалась.

Чуть позже аналогичное по содержанию письмо с предложениями по оказанию государственных услуг ЗАГС в электронном виде компания "ИНСОФТ" направила председателю Комитета информационных технологий города Москвы А. Ермолаеву. На это письмо был получен ответ, что предложение рассмотрено и что "ИНСОФТ" имеет возможность принять участие в соответствующих конкурсных процедурах.

14 июня 2011 г. уже не Комитетом, а Департаментом информационных технологий города Москвы (ДИТ) был проведен открытый аукцион № 0173200023311000019 на право заключения государственного контракта на поставку ПО для автоматизации оперативной деятельности Управления ЗАГС города Москвы и предоставления государственных услуг в электронном виде. Его условия, и в первую очередь требование размещения заказа только среди субъектов малого предпринимательства, заведомо исключали разработчика "ИНСОФТ" из числа его участников. "ИНСОФТ" обратился с жалобой в УФАС г. Москвы, но жалоба была признана необоснованной. Победителем аукциона стало ООО "Эксиленд", которое 25 июля 2011 г. произвело поставку программного продукта "Находка-ЗАГС" в рамках выполнения Государственного контракта № 6401/11 - 950 от 27 июня 2011 на сумму 2 314 836 руб. 50 коп. Поставленный программный продукт "Находка-ЗАГС" до сих пор не внедрен в московских отделах ЗАГС.

Позднее, 12 октября 2011 г., ДИТ объявил открытый конкурс на право заключения госконтракта на выполнение НИР и НИОКР по созданию единого информационно-телекоммуникационного пространства Управления ЗАГС города Москвы для предоставления государственных услуг в электронном виде (Заказ № 0173200001411001762) с начальной ценой контракта 121 470 094 руб. 72 коп. 25 ноября 2011 г. был опубликован протокол № 0173200001411001762-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, в котором единственным допущенным участником названо ООО "Систематика" с предложением цены 109 323 085 руб. 25 коп. Контракт между ДИТом и "Систематикой" как единственным допущенным участником конкурса был заключен 20 декабря 2011 года.

Особо следует подчеркнуть, что техническое задание конкурса № 0173200001411001762 в части требований к ПО для автоматизации оперативной деятельности Управления ЗАГС Москвы практически повторяет требования открытого конкурса № 11-0106351 от 2 сентября 2008 г., работы по которому были приняты Управлением ЗАГС Москвы и оплачены. Возможностью участвовать в открытом конкурсе № 0173200001411001762 обладал ограниченный круг компаний, обладающих правами на модернизацию программного обеспечение "Находка-ЗАГС", так как в числе требований технического задания присутствовало требование использовать закупленное в рамках госконтракта № 6401/11-950 программное обеспечение "Находка-ЗАГС". Это, естественно, снова отсекало путь компании "ИНСОФТ" к участию в работе.

Необходимость модернизации ПО вытекает из требований к функциональным характеристикам технического задания конкурса №0173200001411001762, которым программное обеспечение "Находка-ЗАГС" не соответствует (исходя из технического задания открытого аукциона в электронной форме № 0173200023311000019). Согласно приведенной в техническом задании конкурса № 0173200001411001762 таблице состава работ, тестовая миграция данных из МАИС "ЗАГС" должна была быть проведена не позднее 6 недель с момента подписания государственного контракта. Однако, по сведениям ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, эти работы до сих пор не выполнены. На настоящий момент, согласно таблице состава работ, должны быть выполнены первые 3 этапа работ, оплата по которым составляет 41% от цены всего контракта, или 44 822 464 руб. 95 коп.

Согласно приведенной в техническом задании конкурса №0173200001411001762 таблице состава работ, все работы по контракту "Систематика" должна завершить не позднее апреля 2012 года. По мнению ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, существует риск невыполнения "Систематикой" ряда работ по контракту, в том числе обеспечения перехода на использование программного обеспечения "Находка-ЗАГС" во всех органах ЗАГС города Москвы, конвертации всего массива записей актов гражданского состояния, обеспечения одновременной работы на полной отконвертированной базе записей актов гражданского состояния всех пользователей органов ЗАГС города Москвы.

Для полноты картины следует также упомянуть два более ранних события.

2 сентября 2008 г. Управление информатизации г. Москвы, впоследствии преобразованное в Департамент информационных технологий г. Москвы, провело открытый конкурс № 11-0106351-08 на право заключения контракта на выполнение НИР и НИОКР по теме "Модернизация АИС "ЗАГС" с начальной ценой 70 000 000 рублей. Участниками открытого конкурса были ЗАО "НПО Опыт", ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ЗАО "ПроСофт-М". Победителем конкурса было признано ЗАО "НПО Опыт". ЗАО ИВЦ ИНСОФТ (разработчик МАИС "ЗАГС") обжаловал действия конкурсной комиссии в ФАС и в судебном порядке, считая, что оценки и сопоставления качества предложений участников открытого конкурса фактически не было произведено, но жалоба была оставлена без удовлетворения. Управлением информатизации г. Москвы был заключен государственный контракт 6401/08-398 ЭМ от 18 сентября 2008 г. с НПО "Опыт" на модернизацию АИС ЗАГС г. Москвы на сумму 66 150 000 руб. Работа ЗАО "НПО Опыт" была принята Управлением информатизации г. Москвы как выполненная в соответствии с актом приемки-сдачи работ от 28 ноября 2008 г., но модернизированная АИС ЗАГС, якобы созданная в результате этих работ, в органах ЗАГС г. Москвы до сих пор не используется. Данный акт приемки-сдачи работ был подписан тогдашним первым заместителем начальника Управления информатизации г. Москвы С. Калмыком и начальником Управления ЗАГС г. Москвы И. Муравьевой, занимающей эту должность по настоящее время.

23 июня 2010 г. Управлением ЗАГС г. Москвы был проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта "На проведение работ по адаптации и вводу в действие компонентов опытного образца модернизированной АИС ЗАГС Москвы в части обработки обращений и в сфере международной правовой помощи" №            14-0203853-10      , победителем которого стало ООО "СЕПТ 2000", предложившее цену 549 999 руб. Факт проведения этого аукциона дополнительно свидетельствует о признании Управлением ЗАГС г. Москвы модернизированной АИС ЗАГС, создание которой требовалось согласно контракту 6401/08-398 ЭМ, в целом успешно разработанной и введенной в действие.

По мнению ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, Комитетом, а затем Департаментом информационных технологий города Москвы при участии Управления ЗАГС г. Москвы в период 2008-2012 гг. было произведено нецелевое расходование бюджетных средств на автоматизацию деятельности органов ЗАГС Москвы: одни и те же по сути работы, а именно создание принципиально новой автоматизированной системы органов ЗАГС г. Москвы, были оплачены дважды:

  • в 2008-2010 гг. по государственному контракту 6401/08-398 ЭМ от 18 сентября 2008 г и контракту, заключенному по результатам аукциона в электронной форме №            14-0203853-10      на общую сумму 66 699 999 рублей;
  • в 2011-2012 гг. - по контракту №6401/11-950 и контракту, заключенному в 2011 г. по результатам открытого конкурса №0173200001411001762, по которым 47 137 301 руб. 45 коп. уже должны быть выплачены из бюджета; в дополнение к уже затраченным средствам, а 64 500 620 руб. 30 коп. должны быть выплачены Департаментом информационных технологий города Москвы ООО "Систематика" по условиям вышеупомянутого контракта, до мая 2012 года.

По мнению ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, бюджетные средства в размере 113 837 300 руб. 45 коп. были израсходованы нецелевым образом. Выводы о нецелевом расходовании следуют из фактов, приведенных выше и подкрепленных данными из открытых источников: официального сайта http://zakupki.gov.ru и опубликованных в интернете сведений об обжаловании результатов открытого конкурса № 11-0106351-08. Дополнительно, как сообщается в письме Е. Бойченко мэру, сведения об используемом в отделах Управления ЗАГС г. Москвы программном обеспечении могут быть подтверждены сотрудниками отделов Управления ЗАГС г. Москвы.

Учитывая значительный объем имевшегося, по мнению "ИНСОФТа", нецелевого расходования бюджетных средств Департаментом информационных технологий города Москвы (помимо тех, что были израсходованы Комитетом информационных технологий г. Москвы) при участии Управления ЗАГС города Москвы, а также сведения об участии ООО "Систематика" в крупном мошенничестве при модернизации официального сайта Минобороны (см. открытые источникиhttp://pda.cnews.ru/news/index.shtml?top/2012/03/06/480338,http://www.bfm.ru/articles/2012/03/06/minoborony-potratilo-na-modernizaciju-sajta-36-mln-rublej.html,http://www.newizv.ru/politics/2012-03-07/160328-bezdonnaja-set.html и мн. др.), компания "ИНСОФТ" обратилось к мэру Москвы С. Собянину с официальным ходатайством взять на контроль приемку работ по контракту, заключенному на основании конкурса №0173200001411001762, и провести проверку по изложенным фактам.

История с Еленой Бойченко и компанией "ИНСОФТ" - лишь одна из многочисленных историй, передаваемых на московском рынке из уст в уста и пока не выплескивающихся в открытый эфир. Бизнесменов можно понять: они все-таки рассчитывают, что когда-нибудь в Москве настанут времена хотя бы менее коррупционных конкурсов, но при этом все равно опасаются, что скандалистов и бузотеров никакая новая власть жаловать не будет. У них не было и нет иллюзий относительно незамутненно объективных решений конкурсных комиссий. То, что «ИНСОФТ» пошел в Москве ва-банк, говорит о том, что у этой компании, обладающей уникальными наработками и большим опытом их внедрения, достаточно сильны и независимы рыночные позиции в других регионах. И еще о том, что рекомендация московского министра информационных технологий принять участие в соответствующих конкурсных процедурах, оказавшаяся не более чем иезуитской издевкой, окончательно переполнила чашу терпения предпринимателя, последовательно отстаивающего свои законные права. Это была именно издевка - на фоне практически немедленно последовавших действий, отрезавших «ИНСОФТУ» путь к участию в конкурсах.

Тысячи рыночных игроков в начале нулевых с надеждой смотрели на перестройку московской информатизации, когда рассыпанные по многочисленным ведомствам и плохо поддающиеся общественному (да и государственному) контролю бюджетные средства консолидировались по эгидой нового, специально созданного органа - Управления информатизации г. Москвы. Беда только в том, что НИ РАЗУ на место руководителя этой структуры не был назначен человек известный, компетентный и с безупречной репутацией. Свои "междусобойчики" устраивал каждый из сажаемых в это кресло "главначпупсов": и никому не известный Митриков, и находящийся теперь в международном розыске Михайлов, и никакой Алешин, и обремененный мутной историей в своей минкомсвязевской карьере Ермолаев. На последнего, кстати, именно как на молодого и, возможно, потому казавшегося перспективным, многие возлагали надежды. Только им не суждено было сбыться.

Зная о зреющем недовольстве московских рыночных игроков сплошь "договорными" конкурсами, Ермолаев в середине февраля этого года решил совершить упреждающий маневр, заявив о своей готовности раскрыть полную информацию о закупках в сфере ИТ за 2011 г. (см. публикацию в CNews:http://corp.cnews.ru/news/line/index.shtml?2012/02/16/477942). Перед этим международной информационной группе "Интерфакс" был заказан "Анализ данных по закупкам Департамента информационных технологий города Москвы в рамках ежегодного плана по информатизации (итоги 2011 года) " (http://www.dit.mos.ru/upload/1395/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%94%D0%98%D0%A2%20final.pdf), который был презентован на специально созванном круглом столе в рамках форума-выставки "Госзаказ-2012". Жанр подготовки этого документа, содержащего лишь сухие таблицы и диаграммы, основанные на информации из открытых официальных источников, можно, видимо отнести к эмпирическому анализу, подразумевающему разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Каких-то серьезных выводов из такого упражнения никто не делал - ни в самом документе, ни на презентации (мне же представляется интересным провести теоретический анализ тех же самых данных, то есть анализ, предусматривающий выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению).

А. Ермолаев сказал на презентации: "Публикуя информацию о своих контрагентах, объемах закупок и основных направлениях инвестиций, мы рассчитываем расширить круг потенциальных поставщиков за счет скептиков, которые считали, что в Москве уже давно все поделено, и показать вендорам, что столица - это огромный рынок сбыта, к которому стоит присмотреться". И еще: "Прозрачность отпугнет неблагонадежных поставщиков и компании-однодневки, а также позволит пресечь ценовой сговор между участниками конкурсов, который, по оценкам самого ДИТ, имеет место в каждой четвертой торговой процедуре, проводимой ведомством".

Да, действительно, многие вендоры поневоле стали скептиками и просто прекратили тратить время на участие в ДИТовских конкурсах. Только прозрачная публикация самим ДИТом давно опубликованной и хорошо известной им информации вряд ли сделает их оптимистами. И про сговоры между участниками конкурсов, конечно, лучше самому прямо в открытую и сказать - глядишь, многие наивные подумают, что это совсем не про него… Только многие совсем не наивные - такие, например, как Елена Бойченко, хорошо знающая цену ермолаевской демагогии, - уж точно не подумают.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 03.05.2012  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100