Интернетизация России идет полным ходом. Однако сделать Интернет одинаково доступным во всех уголках РФ пока не удается. Регионы все еще заметно отстают от центра: самый быстрый и самый дешевый Интернет по-прежнему достается жителям российских столиц, а на Дальнем Востоке он в десять раз дороже, чем в центре страны. Об этом сообщается в исследовании "Яндекса", в котором использованы материалы Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), компании comScore, группы TNS и Технического центра Интернет.
Аудитория Интернета
По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория Интернета в России составляет 54,5 млн. человек - это около 47% всего совершеннолетнего населения страны. С осени 2010 г. аудитория выросла чуть более, чем на 17% (на 18% годом ранее). По данным сomScore, в сентябре 2011-го Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.
Как и в предыдущие годы, аудитория Интернета росла главным образом за счёт регионов: более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего Интернет распространяется в сёлах: за год аудитория здесь увеличилась на 33%. Для сравнения: в столицах рост составил всего около 6%.
Проникновение Интернета
Вместе с тем, по проникновению Интернета (отношение аудитории Сети к населению) Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют с большим отрывом, а сёла и города с населением до 100 тыс. человек отстают от среднего уровня по России.
По данным TNS на начало 2012 г., возможность выходить в Интернет из дома есть уже у 92% жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек, причём более 70% из них пользуются широкополосным (высокоскоростным) доступом. В составе интернет-аудитории продолжает увеличиваться доля пользователей, которые выходят в сеть ежедневно: по данным ФОМ, с осени 2010-го по осень 2011-го этот показатель вырос с 69 до 75%.
С каждым годом скорость Интернета растёт, а стоимость снижается. По данным "Яндекса", в 2011 г. средняя стоимость Интернета в России сократилась более, чем в два раза. В регионах самая распространённая скорость доступа в сеть (доступ в Интернет на такой скорости стоит, как правило, 500-600 руб. в месяц) выросла до 6,4 Мбит/с (на 156%), а в столицах - до 16,5 Мбит/с (на 50%).
Мобильный Интернет
Аудитория мобильного Интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория Интернета в целом. По данным TNS, в январе 2012 г. различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек. За последние три года месячная аудитория мобильного Интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория Интернета в целом - только на 50%. Причём по показателю проникновения мобильного Интернета и по темпам его развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга.
В качестве основного мобильного средства выхода в сеть больше половины россиян используют обычные сотовые телефоны, около 42% - смартфоны и коммуникаторы, остальные 6% - планшеты. В Москве соотношение немного другое: большинство москвичей (56%) используют смартфоны и коммуникаторы, а планшеты в столице почти в два раза популярнее, чем в среднем в крупных городах страны.
Характеристики регионов
В 2011 г. интернет-аудитория в регионах выросла почти на 20%. Самые высокие темпы роста продемонстрировал Дальневосточный округ, самые низкие - Северо-Западный. По показателю проникновения Интернета по-прежнему лидирует СЗФО, а Центральный, Южный и Сибирский округа отстают от среднего уровня.
Интернет в регионах подешевел в среднем на 60%. Больше всего за доступ в Сеть платят жители Дальневосточного округа, меньше всего - Центрального. Стоимость Интернета в этих двух округах различается более чем в 10 раз. Всего около трети организаций в регионах имеют свои сайты (в Москве и Санкт-Петербурге - 70%). Выше всего этот показатель в Поволжье, ниже всего - в Северо-Западном округе.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения Интернета и по большинству показателей активности пользователей, однако регионы с каждым годом сокращают отставание от столиц.