Электронное правительство заработает завтра, но данные граждан будут «отмывать» несколько месяцев
Исправление ошибок, или «чистка данных» после запуска системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) займет несколько месяцев, рассказал на конференции CNews Алексей Попов, директор департамента информационных технологий и связи российского правительства.
Стоит напомнить, что начало работы федерального сегмента СМЭВ как части «электронного правительства» запланировано на 1 октября 2011 г. Самым заметным следствием ее работы должно стать прекращение «сбора справок» для российских компаний России : по замыслу законодателей после ее запуска органы власти будут не вправе требовать сведений, которые есть в распоряжении других органов власти. Это положение описано в статье 7 пункта 2 ФЗ 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010, которая 1 октября 2011 г. вступает в силу.
Муниципальный сегмент СМЭВ, как ожидается, начнет работу 1 июля 2012 г., после чего право «не собирать справки» в полной мере коснется не только юридических лиц, но и граждан России.
Запуск СМЭВ не обойдется без сложностей, говорит Попов. Он рассказывает, что при внедрении электронного документооборота были выбраны два универсальных идентификатора: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета, номер карты социального страхования) для физических лиц и ИНН для юридических.
Однако сведение данных в ведомствах в электронную базу на основе имеющейся документации наверняка привело к ошибкам, полагает чиновник: «У многих электронных данных просто не было, и им приходилось вводить их руками». Ошибки можно ожидать, например, в связках СНИЛС с фамилией, именем и отчеством. В системе межведомственного документооборота такие ошибки в запросах приведут к ответу «нет таких данных».
Выступление Алексея Попова на концеренции CNews, посвященное межведомственному электронному взаимодйствию
«Чистка данных» на протяжении нескольких месяцев после запуска СМЭВ - это нормальная процедура, которая не свидетельствует о том, что государство не готово к электронному документообороту, говорит Попов.
Он рассказывает, что для обработки ошибок в каждом органе федеральной власти создан центр телефонного обслуживания, куда могут обращаться граждане и организации, предполагающие, что их данные введены в базу данных с ошибками.
Хотя органы власти и сами будут связываться между собой через эти колл-центры, но, при возникновении сложных ситуаций, обращаться туда придется и гражданам, с документами объясняя чиновникам, что данному идентификатору соответствует именно их фамилия и имя.
За рубежом при введении местных электронных правительств тоже возникает проблема «грязных данных», однако там она гораздо менее критична, говорит эксперт по открытым данным Иван Бегтин.
В отличие от России, в большинстве стран мира путь к «электронному правительству» был эволюционным, говорит эксперт, и там не встречались ситуации, когда ведомствам «спускали дату», и они должны были к ней успеть.
Ход внедрение «электронного правительства» и межведомственного документооборота ставит острые вопросы качества государственного управления в России, Бегтин удивляется, зачем нужно было доверять ведомствам самостоятельное предоставление госуслуг и внедрение внутреннего документооборота «при их полной неспособности договариваться друг с другом и идти на компромиссы».
Сейчас у Минкомсвязи и Ростелекома есть карт-бланш на то, чтобы они навели порядок в межведомственном взаимодействии и «всех друг с другом проинтегрировали», говорит Бегтин. Однако, замечает он, ведомствам этот путь не очень интересен: раскрывая свои базы данных, они теряют аппаратное влияние, поэтому неудивительно, что сейчас во всех ведомствах заговорили о «проблеме грязных данных».
Кроме того, считает Бегтин, в действующих российских системах электронного правительства широко практикуется сознательное искажение данных. Так, по данным исследования сайта реестра госконтрактов zakupki.gov.ru, проведенным ИНСОР, более чем в 26 тыс. случаев отсутствовало или было искажено наименование организации-поставщика.
Корректировка ситуации с «электронным правительством» и «грязными данными» лежит не в технологической, а в организационной плоскости, уверен Бегтин. Единственная рекомендация, которую он дает идеологам российского «электронного государства» - это обеспечить публичность и персональную ответственность занимающихся им чиновников.
|