За 20 лет работы сотовой связи в России операторы использовали множество разных уловок, чтобы скрыть реальные расходы абонентов, либо привлечь новых клиентов.
Плата за бесплатные входящие
1 июля 2006 г. исполнилась заветная мечта российских абонентов сотовой связи - все входящие звонки на сотовые телефоны стали бесплатными. Для компенсации потерь сотовых операторов была введена плата за звонки с фиксированных на мобильные телефоны - 1,1 руб/мин. Однако сотовые операторы также оказались вынуждены платить друг другу по 0,95 руб. за каждую минуту вызовов своих абонентов на чужие сети.
В результате «Билайн», МТС и «Мегафон» объявили о введении платы за соединение (ПЗС) в размере 0,3 - 0,5 руб. После протестов ФАС и Мининформсвязи, указавших на незаконность такого рода побора, ПЗС заменили на повышенную плату за первую минуту разговора. Но этим сотовики не ограничились. Была отменена посекундная тарификация (до 2006 г. в большинстве тарифов она была после первой минуты вызова), скорректированы ряд тарифов и скидочных акций.
Не забудьте заплатить налоги
В 90-х годах сотовые операторы придумали оригинальный способ указывать цены в своих тарифах - без учета налога на добавленную стоимость (НДС), составлявшего 20%. В 2000 г. в Москве был введен еще один побор - налог с продаж (НП) в размере 5%. Таким образом, просматривая тарифы сотовых операторов, покупатель должен был перевести их в рубли и добавить еще четверть.
Сотовые операторы, не работавшие в стандарте GSM - например, «Московская сотовая связь» и «Сонет» - в какой-то момент времени решились на то, чтобы указывать цены с учетом налогов. В рекламе это демонстрировалось как преимущество по сравнению с «нечестными» операторами GSM. В 2004 г. НП был отменен, а с 2006 г. все тарифы стали указываться с учетом НДС, размер которого к тому моменту снизился до 18%.
Не по курсу ЦБ
В 2006 г. сотовые операторы «большой тройки» приняли решение о переводе своих цен из долларов и условных единиц в рубли - это было связано с грядущими изменениями законодательства, обязывающими указывать цены на товары и услуги только в рублях. «Мегафон» осуществил конвертацию тарифов по текущему курсу Центробанка. А МТС и «Билайн» взяли средний курс ЦБ за полгода и получили 28,7 руб/$, исходя из которого и была осуществлена конвертация тарифов. Курс ЦБ на тот момент составлял 26,9 руб/$, что позволило операторам повысить свои доходы.
Хватит отправлять SMS
Переход в стандарт GSM «Вымпелком» (бренд «Билайн») осуществил в 1998 - 99 гг. К тому моменту МТС уже пять лет работал в данном стандарте. Чтобы «подвинуть» конкурента, «Билайн» сделал для своих абонентов бесплатной услугу отправки SMS. Осенью 2000 г., когда GSM-сеть «Вымпелкома» была уже в достаточной степени развита, а абоненты привыкли писать SMS, компания убрала бесплатные SMS из своих новых тарифов, а чуть позже задним числом подкорректировала и архивные тарифы. За отправку одного SMS-сообщения пришлось платить $0,06 (здесь и далее все цены в долларах приведены без учета НДС), при том, что отправка SMS в тот момент была доступна только внутри сети «Билайн».
Бесплатный порог стал платным
В конце 90-х все входящие вызовы на сотовые телефоны - как с мобильных, так и с фиксированных аппаратов - были платными. Операторы только-только стали отменять плату за внутрисетевые входящие. Необходимость платить за входящие вызовы отпугивала абонентов, в связи с чем МТС решилась сделать первые 20 секунд всех входящих вызовов бесплатными.
Но в 2000 г. оператор отменил эту опцию. Такое решение МТС, по опросам абонентов сотовой связи, было признано «разочарованием года». Лишь в 2003 г. МТС и его конкуренты сделали на большинстве тарифов бесплатными вызовы с мобильных телефонов любых операторов, а с 2006 г. на законодательном уровне был введен запрет на взымание платы за входящие звонки.
Не думай о секундах свысока
В конце 90-х - начале 2000-х годов, стараясь нарастить абонентскую базу, «Билайн» придумал оригинальный способ выглядеть привлекательнее конкурентов. Входящие и исходящие вызовы продолжительностью до 9 секунд (то есть до 8 секунд включительно) не тарифицировались. У конкурентов нетарифицируемый порог составлял на тот момент лишь 6 секунд.
Бесплатные «9 секунд» были интересы не только любителям коротких разговоров, но и всем абонентам, так как, например, при звонках на фиксированные номера с автоответчиком/АОН/факсом отчет секунд начинался с момента первых гудков, а не поднятия трубки. Однако уже в 2001 г. «Билайн» передумал отличаться от конкурентов и снизил нетарифицируемый порог до 6 секунд. Причем если пользователи контрактных тарифных планов получили некоторую компенсацию в размере снижения абонентской платы на $1, то пользователям pre-paid тарифов серии «Би+» даже не дали что-либо в замен.
В 2006 г. за регулирование вопроса нетарифицируемого порога взялось Мининформсвязи. В подготовленных министерством правилах оказания услуг подвижной связи значился запрет на тарификацию вызовов продолжительностью до 3 секунд. Сотовые операторы с удовольствием исполнили требование регулятора и снизили нетарифицируемый порог с 6 до 3 секунд.
Тяжелый «Лайт»
«Мегафон» начал работать в Москве в 2001 г., когда на рынке уже вовсю царствовали МТС и «Вымпелком». «Мегафон» вынужден был решать вдвойне сложную задачу: потеснить конкурентов при скромных финансовых возможностях (в отличие от двух других операторов, акции «Мегафона» не котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже). Это породило целый ряд казусов с тарифами серии «Лайт» (предложения без абонентской платы): вводились новые, привлекательные тарифные планы, проводилась широкая рекламная кампания с использованием телевидения, а затем тарифы неожиданно менялись или исчезали из продажи.
Так было с запущенным в начале 2003 г. тарифом «Ультра-Лайт». В рекламе пользователям обещались бесплатные звонки внутри сети «Мегафон». Однако вскоре тариф подвергся серьезной модификации: бесплатными стали лишь звонки абонентам самого тарифа «Ультра-Лайт». После этого тариф с бесплатными звонками внутри сети московский «Мегафон» решился представить лишь в 2011 г.
Летом 2003 г. «Мегафон» устроил широкую презентацию тарифа «О’Лайт». Исходящие звонки на сотовые номера всех операторов стоили $0,03/минута, а за каждый входящие звонок с мобильного продолжительностью более минуты начислялся бонус в размере $0,01. Но уже вскоре оказалось, что тариф невозможно купить. Эксперты выдвинули версию, что сеть «Мегафона» просто перестала справляться с наплывом новых абонентов, и оператор искусственно ограничил подключения.
В 2004 г. нечто подобное произошло и с тарифом FIX. Новое предложение «Мегафона» отличалось фиксированной стоимостью звонков независимо от их продолжительности. Входящие с «Мегафона» и исходящие на любые мобильные стоили $0,09/минута, остальные входящие и исходящие - $0,19/минута. Но опять-таки по прошествии нескольких месяц подключения на тариф были закрыты.
Летом 2006 г., после отмены платы за входящие вызовы, сотовые операторы оказались вынуждены платить друг другу 0,95 руб. за каждую минуту звонков своих абонентов. В этой связи «Мегафон» нанес еще один удар по этим трем тарифам: в FIX и «Ультра-Лайт» была введена ежемесячная абонентская плата в размере 295 руб. и 180 руб. соответственно. В «О’Лайт» отменили бонус за входящие вызовы, а исходящие на мобильные подорожали с 0,85 руб/мин до 1,2 руб/мин.
Опасная точка доступа
Технология WAP позволяет получать доступ в интернет непосредственно с мобильного телефона. В сетях «Билайн» и МТС она появилась в 2000 г., однако серьезным спросом не пользовалась - в частности, из-за медленной скорости и неудобной повременной тарификации. Ситуация появилась с появлением в 2002 - 03 гг. технологии пакетной передачи данных GPRS. МТС и «Вымпелком» предложили абонентам возможность безлимитного использования услуги WAP-GPRS за $3 в месяц.
Но в 2004 г. МТС радикально поднял соответствующий тариф: 1 Мб трафика по WAP-GPRS стал стоить $10. В 2006 г. аналогичную цену установил и «Билайн» (в «Мегафоне» WAP изначально тарифицировался таким образом). Примечательно, что к тому моменту большинство современных сотовых телефонов, не говоря уже о смартфонах, научилась выходить в интернет самостоятельно, без помощи WAP. Соответственно, WAP-шлюзы превратились в обычные прокси-сервера и стали практически бесполезны.
Но операторы пользовались незнанием абонентов: зачастую в настройках сотовых телефонов и настройках, присылаемых самими операторами, по умолчанию точкой доступа устанавливался именно WAP. Так продолжалось вплоть до 2011 г., когда сначала «Мегафон», а затем и «Билайн» сделали стоимость WAP-GPRS такой же, как и простого WAP - ориентировочно 7 руб/Мб вместо 300 руб/Мб.
Мечты о безлимитном интернете
В 2003 г. «Мегафон» первым из сотовых операторов попытался предоставить возможность безлимитного доступа в интернет - соответствующая услуга стоила $19/месяц. На тот момент даже фиксированные интернет-провайдеры не решались на подобный шаг. Впрочем, используемая тогда «Мегафоном» технология GPRS не обеспечивала скорости более чем 50 Кбит/с, к тому же для пользователей данной услуги «Мегафон» создал отдельную точку с пониженным приоритетом обслуживания. Но в 2005 г. «Мегафон» прекратил этот эксперимент.
В конце 2007 г. CDMA-оператор «Скай Линк», который изначально делал ставку на передачу данных, ввел безлимитный интернет-тариф с абонентской платой 2800 руб/месяц. Но уже через три месяца оператор ограничил максимальный объем трафика в данном тарифе до 2 Гб. Сеть «Скай Линка» поддерживает скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с, и, как пояснили представители оператора, данный тариф стал использоваться некоторыми пользователями для скачивания торрентов.
На введение безлимитных интернет-тарифов GSM-операторы решились лишь в конце 2009 - начале 2010 гг. после ввода в действия сетей 3G. Правда, полноценного безлимита не предлагается до сих пор: как правило, после нескольких гигабайт скорость опускается до менее чем 100Кбит/с. «Скай Линк» также сделал безлимитное предложение, но в нем закрыта возможность пользования торрент-сетями.
Плата за интернет по воздуху
В начале 2004 г. «Билайн» ввел плату в размере $3/месяц за пакет из трех услуг: доступ в интернет по технологии GPRS, WAP-GPRS и MMS-сообщения. Ранее абонентская плата взималась только за WAP, при этом GPRS-трафик и отправленные MMS-сообщения продолжали оплачиваться отдельно. Абонентскую плату вынуждены были платить пользователи не только контрактных тарифов, но и тарифов серии «Би+», не предполагающей абонентской платы.
Возмущение абонентов было настолько сильным, что вылилось в митинг у офиса «Билайна», в котором приняли участие более ста человек. В 2006 г. «Билайн» отменил абонентскую плату за GPRS-услуги.