ГЛОНАСС: монополизм или конкуренция?
Петр Чачин
Отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС успешно и планомерно расширяется. В августе в правительство поступил проект новой ФЦП ГЛОНАСС на 2012-2020 гг. В ней на дальнейшее развитие данной системы предполагается выделить из госбюджета еще около 60 млрд. руб. Но, как и всякое большое дело, внедрение ГЛОНАСС не обходится без скандалов: то спутники утопят в океане, то вдруг выявится нецелевое использование государственных средств. А в середине августа десять производителей техники ГЛОНАСС в открытом письме возмутились распоряжением правительства о назначении компании "Навигационно-информационные системы" (НИС) единственным исполнителем госзаказа на выполнение работ по оснащению транспортных средств, используемых для федеральных нужд, аппаратурой спутниковой навигации.
Действие правительственного документа распространяется на работы, связанные с созданием навигационно-информационных систем и оснащением ими транспорта исполнительной власти. Сообщество производителей аппаратуры спутниковой навигации на базе ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, которое по собственной оценке в сумме занимает сегодня более 50% отечественного рынка ГЛОНАСС-оборудования, выражает свою озабоченность этим решением. Оно заявляет в письме, что вступление в силу такого постановления может негативно повлиять на дальнейшее развитие отечественного рынка навигационных систем, поставив под вопрос мировую экспансию российских технологических компаний и глобальную коммерциализацию ГЛОНАСС.
Отечественный рынок навигационного оборудования в сфере коммерческого транспорта развивался очень динамично, говорится в письме. Российские компании в период 2005-2010 гг. оснастили отечественным навигационным оборудованием ГЛOHACC/GPS около 500 тыс. единиц транспорта. При этом темпы роста рынка составляют порядка 100% ежегодно, а уровень насыщения на настоящий момент достиг 5% (рынки США и Европы, начав развиваться в 2000 г., показывают динамику прироста 50-70% и достигли насыщения в 12 и 7% соответственно).
В последние годы постоянно увеличивается зарубежный спрос на российские навигационные технологии, что обусловлено глобальной конкурентоспособностью отечественных компаний в совокупности с государственным стимулированием развития и коммерциализации ГЛОНАСС. При сохранении указанной выше динамики уже через несколько лет наши компании могли бы стать достойными игроками нового глобального рынка навигационных устройств, сервисов и услуг.
Между тем в начале августа на официальном сайте компании НИС был опубликован пресс-релиз со ссылкой на распоряжение правительства РФ № 1309-р от 28 июля 2011 г. В нем говорится, что единственным исполнителем государственного заказа в сфере закупки оборудования ГЛОНАСС за счет средств федерального бюджета выбрана фирма НИС. По мнению составителей письма, в число которых входят руководители предприятий "Русские Навигационные Технологии", "Скаут", "Форт-Телеком", OmniComm, "ТС Сенсор", Gurtam, "Глосаб", "Антор Бизнес Решения", "Си-Норд" и клуба разработчиков, интеграторов и пользователей СМТ Navitoring, указанное распоряжение неминуемо приведет к необоснованной монополизации государственного рынка ГЛOНАСС-оборудования.
Результатом такой монополизации наверняка станет падение качества решений на базе ГЛОНАСС на отечественном рынке в целом и для госсектора в частности, повышение цен на оборудование ГЛОНАСС для государственного сектора, снижение привлекательности капиталовложений российских и иностранных инвесторов в этот высокотехнологичный сегмент российской экономики. А прекращение внутренних и внешних инвестиций может создать риск для коммерциализации ГЛОНАСС.
По мнению подписантов, монополизация рынка грозит подорвать доверие инвесторов и вызвать отток капитала из отечественной навигационной отрасли. Возможна и потеря лидерства российских компаний на глобальном навигационном рынке, для которых вход на внутренний, "домашний" рынок оказывается в таком случае закрыт. Не исключено, что большинство отечественных производителей и разработчиков систем спутниковой навигации и управления транспортом откажутся от применения в своих системах ГЛОНАСС в пользу американской GPS.
Со своей стороны, НИС, являясь уполномоченным регулятором на рынке спутниковой навигации и главной заинтересованной стороной в постановлении правительства, считает, что реализация распоряжения правительства будет способствовать обеспечению единой технической политики по совместимости государственных навигационно-информационных систем. Это исключит дублирование работ, финансируемых из средств федерального бюджета, и обеспечит консолидацию закупок в целях более эффективного планирования производства на предприятиях отрасли.
По убеждению представителей навигационного сообщества эти тезисы пресс-релиза не выдерживают серьезной критики. Обеспечение единой технической политики по совместимости государственных навигационно-информационных систем необходимо реализовать путем стандартизации требований к таким системам. Пример реализации проекта с ДЦ ГК "Олимпстрой" уже доказал эффективность такого подхода. Стоит напомнить, что функция стандартизации требований возложена на НИС постановлением правительства РФ от 11 июля 2009 г. № 549 "О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности".
Теперь - об экономии средств федерального бюджета путем консолидации закупок. Текущая процедура государственных закупок ГЛОНАСС по ФЗ-94 обеспечивает разумную конкуренцию и рыночные механизмы определения цены, а также стимулирует развитие рынка. Каждый его участник стремится предложить конкурентоспособные передовые технологии на выгодных условиях, что позволяет эффективно расходовать средства федерального бюджета на оснащение государственного транспорта ГЛOНАСС-оборудованием. Эффективность конкурсного подхода за 2008-2010 гг. подтверждена двукратным снижением средней стоимости оснащения.
Что касается планирования производства коммерческих организаций, в том числе компании НИС, то это является внутренней задачей предприятия и одним из элементов конкуренции, способствующим повышению конкурентоспособности российских инновационных компаний на мировом рынке.
Очевидно, что участники данного обращения заинтересованы в развитии технологии ГЛОНАСС, в росте ее конкурентоспособности, а также в более рациональном распределении госзаказа. Поэтому сообщество производителей систем спутниковой навигации не только опубликовало открытое письмо, но и направило дополнительные запросы в правительство РФ, МЭР и ФАС для дополнительного изучения возможных последствий вступления в силу распоряжения № 1З09-р.
Много ли шансов у подписантов изменить ситуацию в свою пользу? Вероятно, не слишком. Правительство вряд ли будет менять свою позицию, а та же ФАС, которая годами не замечает в стране такого монополиста, как Газпром, и не протестует против политики создания "национальных чемпионов", не захочет конфликтовать с премьер-министром из-за сравнительно небольшого сегмента рынка.
|