Для зарегистрированных пользователей |
|
Обнародованы результаты пятого ежегодного исследования «Рынок информационной безопасности 2010: New Generation»
Компания Leta, оператор типизированных ИТ-услуг, обнародовала результаты пятого ежегодного исследования «Рынок информационной безопасности 2010: New Generation», в ходе которого компанией были рассмотрены ключевые сегменты российского рынка ИБ, а также важнейшие тенденции, определившие его переход в качественно новое состояние.
Согласно результатам исследования, объем «открытого» рынка информационной безопасности составил в России в 2010 г. $662 млн, по сравнению с 2009 г. рост составил 18%. Согласно прогнозам экспертов Leta, в ближайшие два года он будет сохраняться на том же уровне Объем рынка антивирусной защиты (АВЗ) по итогам 2010 г. составил $240 млн, рынка продуктов, направленных на предотвращение потери данных (Data Loss Prevention, DLP) - $40 млн. В свою очередь, рынок систем менеджмента ИБ в соответствии с требованиями ISO 27001:2005 в течение 2010 г. продолжил тренд 2009 г. В условиях существенного сокращения финансирования и наличия сразу нескольких дедлайнов в проектах по безопасности в прошлом году, на которых сосредотачивались основные затраты и усилия, тем не менее интерес клиентов к теме построения комплексных систем информационной безопасности оставался на достаточно высоком уровне, сообщили в Leta.
В 2010 г., по оценке аналитиков компании, основным определяющим фактором в развитии рынка информационной безопасности стала смена поколений сотрудников информационной безопасности. Данный фактор будет определять развитие рынка в ближайшие несколько лет.
Исследование показало, что в краткосрочной перспективе на рост российского рынка ИБ будут влиять такие факторы, как восстановление экономики, возросший уровень угроз (в том числе появление новых), взрывной рост киберпреступности, повышение значимости ИБ, требования регуляторов, распространение практики отраслевых стандартов, требования партнеров. В среднесрочной перспективе развитию рынка ИБ будут способствовать следующие факторы: смена поколений сотрудников ИБ; улучшение госрегулирования; внедрение требований PCI DSS; новые риски, связанные с использованием новых технологий; «эффект Wikileaks».
В то же время, исследование позволило выделить ряд факторов, влияющих на торможение рынка ИБ, а именно: общее уменьшение затрат для сокращения бюджетов организаций на обслуживающие технологии, в том числе на ИТ и ИБ; низкая информированность об угрозах ИБ; перераспределение работ от интеграторов к внутренним службам; несовершенство государственного регулирования; распространение практики корпоративной стандартизации. В целом на начало 2011 г. основными факторами, сдерживающими рост рынка, остаются, прежде всего, экономические. Свою роль также играет непреодоленный кризис и ожидание его «второй волны», считают в Leta.
Кроме того, 2010 г. подтвердил тенденцию, заключающуюся в том, что с развитием российского рынка ИБ постепенно меняется структура потребителей. Соответственно на рынке будет наблюдаться увеличение доли госорганов, снижение доли крупного бизнеса, рост сегмента SMB (малый и средний бизнес), рост сегмента частных потребителей.
Примечательно, что наибольший спрос на антивирусные решения в 2010 г. наблюдался среди домашних пользователей. Канал продаж антивирусных решений расширился, увеличился рост продаж в федеральных сетях. Кроме того, антивирусы появились на полках гипермаркетов, салонов сотовой связи, сетей бытовой техники, мультимедийных сетей и пр., говорится в отчете Leta. Развитие интернет-коммерции также привело к росту продаж электронных лицензий. Увеличение продаж в розничном секторе можно объяснить ростом спроса на персональные компьютеры. По данным исследовательской компании Romir, 48% пользователей имеют дома два или более компьютера. При этом 50% пользователей обладают ноутбуками или нетбуками. Несмотря на бурный рост спроса в розничном секторе, лидеры сегмента «Лаборатория Касперского» и Eset только укрепили свои позиции, оставив далеко позади игроков «второго эшелона». На данные компании приходится до 85% от общего объема продаж антивирусных решений.
По мнению специалистов Leta, спрос среди домашних пользователей продолжит свой рост и в 2011 г. Производители антивирусного ПО будут все больше стремиться обеспечить «шаговую доступность» для своей продукции, в том числе в регионах. Возросшая прибыль от данного направления привлекает непрофильных поставщиков, тем самым канал продаж продолжит расширяться.
Что касается корпоративного сегмента антивирусного рынка, то в перспективе одним из главных конкурентных преимуществ может стать уровень сервиса, который предлагает разработчик антивирусного ПО, прогнозируют в Leta. Если в SMB-секторе реализация проектов внедрения антивирусных решений уже достаточно отлажена и не затруднена, то крупным заказчикам с широкой территориально-распределенной ИТ-инфраструктурой необходимы дополнительные сервисы, в том числе консалтинговые, для успешного внедрения антивирусных систем.
По данным компании, иностранные производители средств ИБ занимают все большую долю российского рынка ИБ. Если раньше у отечественных решений было преимущество - они были сертифицированы как ФСТЭК России, так и ФСБ России, то в 2010 г. произошел перелом - иностранные производители научились проходить сертификации. На начало 2011 г., по оценкам экспертов Leta, лидером российского рынка в денежном выражении является компания Symantec. Примечательно, что на конец 2009 - начало 2010 гг. данную позицию занимала российская компания InfoWatch со своими продуктами. Связанно это с тем, что лидерами по новым внедрениям стали продукты компаний Symantec, Websense и McAfee - на их долю приходилось до 90% от всех новых проектов, пояснили в Leta. Таким образом, российские разработки начинают серьезно уступать рынок.
2010 г. период характеризуется ростом активности компьютерных злоумышленников, а также профессионализацией участников мирового рынка компьютерных преступлений. Согласно результатам исследования, наиболее распространенными угрозами безопасности в 2010 г. - начале 2011 г. стали: направленные атаки на финансовый сектор - количество таких преступлений увеличилось на 115 % за 2010 г., при этом самым опасным признано мошенничество в системах ДБО (является угрозой для экономики РФ, банковской отрасли, среднего и малого бизнеса) - под угрозой находятся денежные средства как юридических, так и физических лиц, что связано с растущей динамикой использования систем интернет-банкинга и интернет-платежей; DDoS-атаки - констатируется рост количества и сложности распределенных атак отказа обслуживания, в 2010 г. зафиксирована DDoS-атака мощностью потока 100 Гбит/сек (в 2 раза мощнее атаки в 2009 г.), при этом фиксируется снижение стоимости таких атак; угрозы корпоративным брендам в интернете - увеличение корпоративного присутствия компаний в Сети привело к появлению нового типа киберугроз, связанного с целенаправленными атаками на корпоративный бренд (продолжающиеся массовые рассылки спама, резкий рост количества фишинговых сайтов, неправомерное использование узнаваемого бренда в Сети и черного PR); sms-мошенничество - в 2010 г. отмечен взрывной рост распространения вредоносного ПО, направленного на вымогательство денег у пользователя; использование приемов социальной инженерии (новая волна) - возникла тенденция распространения вредоносного ПО и управления его установкой через популярные социальные сервисы (массовый характер), что обусловлено популяризацией социальных сетей.
«Для компании Leta серьезный анализ рынка информационной безопасности является важнейшим приоритетом, - заявил Андрей Конусов, генеральный директор компании Leta. - На российском рынке информационной безопасности наблюдается очень много изменений. В числе основных тенденций следует выделить усиление роли регуляторов в лице различных государственных и международных органов. Бизнес начинает обращать более серьезное внимание на вопросы ИБ. Следует отметить и изменение организационной структуры в отрасли информационной безопасности. К ключевым тенденциям можно отнести появление новых ИТ, которые индуцируют новые задачи информационной безопасности (облачные вычисления и т.д.). Все это должны знать и учитывать в своей практике специалисты, директора по информационной безопасности. И именно в наших экспертных исследованиях они могут найти объективную, подтвержденную фактами, необходимую им, полную информацию, что и является основной ценностью данных исследований».
Новое исследование, как и предыдущие, опирается на собственные данные компании Leta, результаты анализа экспертных интервью, а также на публикации в СМИ и иные открытые источники информации с высоким уровнем доверия, в том числе на исследования компаний IDC, Gartner, PWC, Ernst&Young и др.
|