Для зарегистрированных пользователей |
|
Россия: ритейлеры перестали покупать ИТ-оборудование и ПО
Михаил Демидов
Кризисный 2009 г. привел к серьезному пересмотру ИТ-стратегий розничных компаний - игроки рынка практически перестали инвестировать в приобретение нового оборудования, ПО и услуг, обратившись к решениям для оптимизации инфраструктуры. В розничной торговле экономический кризис привел к прогнозируемому сокращению оборотов в отрасли и к режиму экономии на ИТ. В результате этого, предприятия стали обращать внимание на более эффективные решения для оптимизации и управления ИТ-инфраструктурой, которая, в связи с замедлением темпов развития торговых сетей, стала меньше обновляться и модернизироваться.
В итоге ритейлеры начали внедрять недорогие, компактные и гибкие решения, обеспечивающие повышение операционной эффективности бизнеса. О том, какие решения в области ИТ сейчас интересны и актуальны заказчикам российской розницы, а также об изменении приоритетов в области информации в настоящем и будущем ритейлеров, рассказали участники круглого стола «Информатизация розницы: новые ИТ-приоритеты», который состоится 25 ноября 2010 г. в Москве.
Денис Романов, ИТ-директор компании «Казанские аптеки» называет актуальными потребности ритейлеров в недорогих ИТ-решениях, популяризации BI и бизнес-математики, автоматизации периодического обучения. По его мнению, на рынке наблюдается влияние нескольких трендов - максимально возможного устранения человеческого фактора, стремления к повышению надежности оборудования, роста корпоративных данных и повышения качества каналов связи в крупных городах. Алексей Викторов, директор по ИТ ГК «Дикси», считает, что необходимо как можно быстрее законодательно поддержать внедрение электронного обмена данными (EDI) и распространить и признать ЭЦП.
Говоря о структуре ИТ-бюджетов, он подчеркнул, что изменения коснулись подхода к информационным технологиям: для крупных ритейлеров модно стало экономить за счет ИТ, а не на ИТ, при этом общий уровень информатизации розницы растет. Исполнительный директор и директор по ИТ ТД «Копейка» Александр Артюхов уверен, что российскому ритейлу интересны решения, позволяющие оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы, в том числе, CRM, BI, системы управления транспортом, плюс набирают интерес и мобильные решения.
Тем не менее, на рынке не хватает ПО для оптимизации затрат и портативной ККТ (контрольно-кассовой техники). «Последние два года позволили убрать из бюджетов лишнее: ИТ-бюджеты сегодня стали более чем реалистичными, при этом развитие информатизации идет как по уже хорошо зарекомендовавшим себя в мире направлениям, так и по направлениям, характерным только для российской действительности, к примеру, соответствию изменениям в законодательстве».
С ним согласна Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям «Росгосстраха», которая отмечает, что рынку нужны максимально функциональные ИТ-решения с наилучшим соотношением «цена/функциональность/поддержка». Тем не менее, есть и другая точка зрения, высказанная руководителем департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли ВЦ «1С-Рарус» Александром Заржецким. По его словам, функциональность существующих решений для розницы превосходит реальные потребности российских ритейлеров, при этом ему известны примеры, когда торговая сеть покупает лицензии на сложный и функциональный программный продукт, но использует его только частично, не вводя в эксплуатацию целые модули установленной системы. Он положительно оценивает влияние кризисного года, поскольку благодаря этому ИТ-бюджеты стали более прагматичными и взвешенными.
Евгений Яицкий, руководитель отдела продаж корпоративным заказчикам и партнерам компании «Пилот», полагает, что в интересах российских ИТ-ритейлеров произошел переход количественных изменений в качественные: на рынке ощущается интерес к полноценным комплексным решениям, включающим не только поставку оборудования, но и эффективное централизованное управление большим парком устройств, долгосрочные сервисные контракты, ПО для автоматизации основных бизнес процессов заказчиков с целью минимизации совокупной стоимости владения всем решением в целом.
«2009 год в подавляющем числе случаев резко прекратил развитие информатизации ритейла вширь только за счет наращивания объемов и заставил поработать над эффективностью бизнеса, - говорит он. - Эти же тенденции, только уже с возросшими бюджетами ощущаются и в 2010 году. Можно сказать, что мы стали ближе к западным технологиям - все чаще мы видим компании, развитие в которых идет под лозунгом организации мобильных рабочих мест, отмечаем передачу на аутсортинг важных, но не основных видов деятельности для заказчиков».
По мнению Олега Вайнберга, ИТ-директора КЦ «Кей», специализированной компьютерной рознице не хватает ПО для управления подразделениями, обеспечивающими гарантийное и постгарантийное обслуживание, рекламными акциями и торговым пространством. При этом он отмечает, что на рынке мало отработанных решений на СПО, поэтому ритейлерам приходится самим развивать эти продукты или покупать дорогие проприетарные решения. Господин Вайнберг полагает, что в кризисный период увеличились требования к отдаче от инвестиций, но несмотря на уменьшение свободных средств для вложений в ИТ, у ритейлеров сохранилось желание их тратить.
|