Для зарегистрированных пользователей |
|
Насколько жизнеспособно коммерческое ПО с открытым кодом?
Егор Гребнев
Далеко не каждый проект по созданию ПО с открытым кодом обладает коммерческими перспективами. Большинство прикладных программ с открытым кодом, ориентированных на индивидуальных пользователей (как, например, графический редактор Inkscape, программа для просмотра PDF-файлов evince, HTML-редактор bluefish и многие другие), изначально являются некоммерческими проектами: в таких случаях наиболее реалистичным способом монетизации затрат разработчика является не заключение коммерческих соглашений с пользователями, а привлечение пожертвований от индивидуальных пользователей, заинтересованных в развитии проекта.
Коммерческое и некоммерческое ПО
Такие программы мало привлекают инвесторов по вполне понятным причинам: они ориентированы не на прибыльный корпоративный рынок, а на скуповатых частных пользователей, заинтересованных в как можно более низкой (желательно - нулевой) стоимости приобретения ПО и чаще всего не готовых платить за услуги по поддержке. А вот если бизнес-план проекта предусматривает конкретные схемы извлечения прибыли с помощью корпоративных толстосумов, шансы такого проекта на получение инвестиций существенно возрастут.
Это объясняет, почему подавляющее большинство существующих сегодня коммерческих проектов в области Open Source ориентированы именно на корпоративных пользователей.
Концептуальная модель зависимости между числом проектов и бюджетом (для проприетарного ПО)*
* Распространяется на условиях Free Art License
Источник: Pentaho, 2007
Но коммерческие проекты по созданию ПО с открытым кодом обладают одной важной особенностью по сравнению с коммерческим проприетарным ПО. Если для последнего пользователи, не готовые платить, являются обузой и игнорируются, то для разработчиков коммерческого ПО с открытым кодом они являются ценнейшим ресурсом - основой сообщества. Эту разница хорошо представлена на графиках, составленных Джеймсом Диксоном, CTO компании Pentaho.
Концептуальная модель зависимости между числом проектов и бюджетом (для ПО с открытым кодом)*
* Распространяется на условиях Free Art License
Источник: Pentaho, 2007
Таким образом, коммерческое ПО с открытым кодом позволяет одновременно удовлетворить интересы как тех пользователей, которые не готовы вкладывать деньги в приобретение и поддержку проекта (их большинство), так и тех, кто может обеспечить коммерческую эффективность проекта.
Обеспечение разумного баланса между интересами этих двух групп пользователей - краеугольный камень бизнеса поставщиков коммерческого ПО с открытым кодом. Отсутствие привлекательного предложения для корпоративных заказчиков оставляет компанию без прибыли, в то время как отсутствие пригодного для эксплуатации продукта, доступного для свободного скачивания, оставляет компанию без сообщества и, таким образом, обессмысливает саму публикацию программы под Open Source-лицензией.
Бывший CEO компании MySQL Мартен Микос представил эту закономерность в следующей формуле, которая уже успела стать классической: «Есть люди, у которых много времени и которые не заинтересованы в том, чтобы платить деньги, а есть и другие люди, у которых много денег и которые не могут жертвовать временем. Мы пытаемся продавать что-то тем, у кого есть деньги и давать что-то тем, у кого есть время».
Джеймс Диксон придумал самую удачную аналогию для этой модели - так называемую «модель пчеловода». Пчелы - это участники сообщества, покупатели меда - заказчики, пчеловод - разработчик коммерческого ПО с открытым кодом. Самая прискорбная ошибка для пчеловода - начать путать пчел и заказчиков - их интересы и возможности различаются радикальным образом. Джеймс Диксон пишет: «Компании, бизнес которых основан на модели коммерческой разработки ПО с открытым кодом от единого поставщика существуют за счет посредничества между двумя группами потребителей: сообществом пользователей ПО с открытым кодом (в основе мотивации которых лежит взаимовыгодное сотрудничество) и участниками традиционного рынка (в основе мотивации которых лежат экономические выгоды).
Организации, нуждающиеся в поддержке, услугах, обучении и т.д., выступают как коммерческие потребители и вкладывают свои деньги с целью получения востребованных услуг. Эти деньги используются компанией для того, чтобы оплатить труд штатных сотрудников (разработчиков, продакт-менеджеров и т.д.), усилия которых (большей частью, если не полностью) воплощаются в продукте с открытым кодом, свободно доступном для сообщества пользователей. Сообщество пользователей со своей стороны вносит вклад в развитие ПО, помогая улучшить его архитектуру, функциональность, качество, переводы и документацию. Усовершенствованное ПО привлекает новых заказчиков, и цикл продолжается - в идеале, до бесконечности».
Не приносит прибыли?
В 2009 году CEO относительно малоизвестной компании Transpond Питер Яред опубликовал заметку с критикой модели коммерческого ПО с открытым кодом. По мнению автора, завышенные ожидания в отношении этой бизнес-модели, которые привели к возникновению множества коммерческих стартапов вокруг Open Source, так и не оправдались. Лишь немногие фирмы, такие как Red Hat, MySQL и JBoss, смогли добиться видимого финансового успеха, в то время как другие поставщики продолжают бороться за место под солнцем.
Хотя тезисы Питера Яреда носят спорный характер, трудно не признать, что в его публикации есть рациональное зерно: «Единственные поставщики ПО с открытым кодом, добившиеся успеха - это компании, которые продают массовое ПО инфраструктурного назначения, - пишет Питер Яред. - Никто вам толком не скажет, чем Linux отличается от IBM'овской AIX, а JBoss - от Oracle Weblogic - так почему бы не взять то, что дешевле?!»
Критики считают, что руководитель Transpond необоснованно экстраполирует неуспех собственной компании на всю отрасль и приводят компании Alfresco, SugarCRM, Jaspersoft как примеры успешной разработки коммерческих приложений (в противопоставление инфраструктурному ПО) с открытым кодом.
Однако Питер Яред верно подметил, что сфера инфраструктурного ПО остается самым желанным сегментом рынка для поставщиков. Трудно войти в одну реку дважды, и на сегодняшнем рынке нет места для еще одной Red Hat или MySQL. Однако что, если попытаться предугадать те направления инфраструктурного ПО, которые будут востребованы завтра?
Ставка на облака
Сегодняшний бум облачных вычислений пришелся на пору, когда технологическая и коммерческая эффективность разработки ПО с открытым кодом никем не оспаривается. Соответственно, многие поставщики стремятся обеспечить собственное преобладание на формирующемся рынке, первыми предложив решения в сфере облачных вычислений на базе ПО с открытым кодом. Из наиболее известных попыток создания инфраструктурных решений с открытым кодом в сфере облачных вычислений следует назвать OpenStack от Rackspace и новое место работы Мартена Микоса - компанию Eucalyptus. Аналогичные проекты пытаются развивать испанские и французские разработчики. Тот, кто победит в этом соревновании, сможет повторить успех Red Hat и MySQL в сфере инфраструктурных решений для облачных вычислений.
Подводя итоги, можно следующим образом охарактеризовать сегодняшнее положение дел на рынке коммерческого ПО с открытым кодом: этот рынок направлен, прежде всего, на корпоративный сегмент и не заинтересован в удовлетворении интересов частных пользователей. Компании, которые предлагают коммерческие решения с открытым кодом, в первую очередь стремятся закрепиться в формирующихся сегментах, связанных с разработкой массового ПО инфраструктурного назначения, тогда как идея составить конкуренцию уже утвердившимся поставщикам на рынке операционных систем, СУБД и серверов приложений Java со всей очевидностью ни у кого не вызывает энтузиазма. Сегодня к таким перспективным сегментам рынка следует отнести не только сегмент облачных вычислений, но и решения в области виртуализации - именно в этих областях ставки (инвестиции) сегодня наиболее высоки, а конкуренция носит наиболее оживленный характер.
|