Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Чистый парадиз

Для формирования в Свердловской области софтверного кластера необходимо построить инфраструктуру поддержки, продвижения и продажи стартапов, кардинально изменить систему подготовки ИТ-специалистов и создать региону имидж рая для программистов

 

В следующем году в Свердловской области должен быть запущен проект создания софт­верного кластера. Разработчики - правительство Свердловской области и пул экспертов от науки, бизнеса, некоммерческих организаций. В кластер войдут компании, специализирующиеся исключительно на создании тиражируемого программного обеспечения (ПО), обладающего экспорт­ным потенциалом.

- Строить кластер иной специализации не имеет смысла, - считает депутат городской думы и один из авторов проекта Леонид Волков. - Во-первых, в других сегментах мы серьезно отстали от мировых производителей: глупо тягаться с Asus или Acer в производстве оборудования или с SAP и Oracle в проектном ПО. Во-вторых, Урал (и Екатеринбург в частности) с точки зрения разработки софта - один из ведущих регионов России. Специфика рынка ПО такова, что на нем возможно быстрое преодоление даже глубокого технологического отставания. Грубо говоря, если АвтоВАЗ отстает по технологиям от западных производителей на несколько десятков лет, то за год-три этого не исправить при любых объемах инвестиций: требуется обкатать новые технологии, научиться ими пользоваться, и не только на самом предприятии, но и на сотняхпредприятий-смежников. В сфере разработки ПО все не так: раз в шесть-восемь лет происходит глобальная «перезагрузка», смена технологической парадигмы, когда прошлые заслуги становятся не такими уж важными, и все участники рынка снова оказываются в одинаковых стартовых условиях. Разработка софта - это сфера, в которой по-прежнему возможны «гаражные стартапы»: два-три молодых человека, работая на энтузиазме, создают продукт, которым начинают пользоваться миллионы потребителей, и он приносит многомиллионные прибыли.

Концепция будущего софтверного кластера уже практически готова. Его идеологию и сущность можно обрисовать довольно четко.

Бульон для стартапера

Под кластером разработчики понимают сеть независимых производственных и сервисных фирм (включая поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеров, консультантов) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости и сконцентрированных в одной географической точке.

Определение громоздкое, однако суть его прозрачна. Кластер - это некое место, где создана среда, способствующая инновационному предпринимательству в области разработки ПО, подготовлен «питательный бульон» для малого бизнеса. Результат, которого хотят добиться создатели кластера, крайне амбициозен: возникновение десятков малых инновационных софтверных компаний, выпускающих продукты мирового уровня для российского и международного рынков. Общее количество рабочих мест квалифицированных программистов, которое может быть создано к 2015 году, - до полутора тысяч, общая штатная численность компаний, входящих в кластер, - до 5 тыс. человек, общий объем выручки - не менее 25 млрд рублей в год. Объем зарубежных продаж - не менее 20% всех продаж тиражного ПО. Таким образом, кластер должен стать крупнейшим производителем софта в России.

По мнению разработчиков проекта, софт верные компании необходимо поместить на отдельную производственную площадку (подробнее см. Образ софтверного кластера Свердловской области). В качестве разделяемого ресурса они будут использовать молодых специалистов, которые станут генерировать идеи и смогут перетекать из компании в компанию.

Уютная среда

Картинка, нарисованная разработчиками проекта, кажется почти идеальной.

Объективно время для появления кластера выбрано верно. Очевидно, что сегодня на софтверном рынке как раз идет очередная перезагрузка - бурное распространениеSaaS-технологий и продуктов на их основе, предлагающих ПО как сервис (клиенту нужен только браузер и доступ в интернет). Генеральный директор ГК «АСК» Евгений Шароварин: «Время огромных продуктов с сотнями томов документации и десятком человек для их поддержки прошло. Грядет эра простых, интуитивно понятных, массовых продуктов». Каждый подобный слом выносит на гребень новые, ранее не известные или просто не существовавшие компании. Кроме того, в России пока ни один регион не позиционирует себя как «главный софт верный». Эту нишу можно занять и претендовать на федеральную поддержку.

Между тем, чтобы проект не остался прожектом, от субъектов, главных акторов создания «силиконовой долины» по-уральски, требуются громадные усилия для создания той самой комфортной среды для малых предпринимателей.

Государству нужно организовывать или привлекать венчурные фонды, которые заточены исключительно под финансирование инновационных ИТ-проектов. Кроме того, должен быть создан фонд микрофинансирования «гаражных» стартапов (небольшие, 50 - 60 млн рублей в год, деньги можно привлекать на паритетных началах из регионального бюджета и от ведущихкомпаний-разработчиков). Он будет отбирать, к примеру, несколько десятков проектов ежегодно - на конкурсной основе, основываясь на их экспортном потенциале.

Еще одна задача государства - помощь в создании компании (регистрация юрлица, оформление документов в различных ведомствах и т.д.), полное устранение административных барьеров и предоставление дешевых арендных площадей. Кроме того, стоит рассмотреть вариант облегчения или отсутствия налогового бремени для инновационных ИТ-компанийна этапе их становления, а также создания бизнес-инкубаторов (возможно, с участием частного капитала).

Директор организации по поддержке и развитию инноваций в сфере хай-тека среди русскоязычных израильтян SvoiBiz Анатолий Кушнир указывает на еще одну задачу государства: «На примере Израиля могу сказать - это налаживание сотрудничества между ИТ и другими сферами. Например, оборонкой. В ней практически все разработки являются инновационными, что дает серьезный толчок для развития софтверных малых компаний» (подробнее об опыте Израиля см. «Низкий стартап»). 

Вузы должны кардинально перестроить подготовку кадров. Во-первыхИТ-компаниина протяжении нескольких лет говорят, что высшая школа не выпускает необходимых специалистов (например, менеджеров проектов, в том числе инновационных). Во-вторых, программы обучения разработчиков ПО устарели. Вузы дают качественное базовое образование и основные навыки программирования, но не выпускают на рынок готового работника. Среднее время переподготовки молодого специалиста внутри софтверной компании составляет 9 - 12 месяцев. В мире по этому вопросу сложилась четкая позиция: на последних курсах студентов должны готовить не вузовские преподаватели, а практикующие программисты. Вероятно, в вузах целесообразны некие «пограничные», конвергированные кафедры, которые будут работать на стыке бизнеса и математической науки. Также высшим учебным заведениям необходимо разработать программы переподготовки ИТ-кадров (тестировщиков,бизнес-аналитиков, документоведов и т.д.). 

Практически аналогичные проблемы нужно решить и в науке. Специалистов, ведущих исследования в сфере ИТ на мировом уровне, сегодня единицы. Нет даже подобия научного центра, который бы мог породить инновационные идеи для софт верной отрасли.

Бизнес должен консолидироваться для организации всевозможных семинаров, которые научат стартаперов понимать рынок, правильно представлять, продвигать и продавать идеи. Сегодня на Урале силами нескольких компаний проводится Startup Point (обучение стартаперов и обсуждение их продуктов), «СКБ Контур» (Екатеринбург) то и дело привозит зарубежных гуру программирования. Но на поток эта деятельность не поставлена, она зиждется на энтузиазме отдельных бизнесменов. Выгода ИТ-компаний от организации подобных мероприятий очевидна: они могут найти и дешево купить перспективную идею.

- Еще одна задача бизнеса - лоббировать свои интересы в законодательных органах и правительствах различных уровней, - говорит Анатолий Кушнир. - Сегодня в Израиле мы, например, продвигаем закон, по которому от налогов освобождаются траты не только на оборудование, но и на персонал ИТ-компаний. У нас кластер не является какой-то жесткой четкой структурой. Нет такого, что одна компания в него входит, вторая - нет. Есть структуры, объединения разработчиков софта, которые продвигают свои интересы.

Из предпринимателей должен сформироваться некий экспертный совет, который, во-первых, будет проводить базовый отбор проектов, во-вторых, инвестировать в стартапы.

Региональной власти необходимо создать правильный имидж территории. Свердловская область в умах молодых специалистов должна стать «софтверным раем». Необходимо обеспечить им максимально комфортное пребывание в Екатеринбурге (гарантировать достойную зарплату, бытовые условия, жилье и т.д.). Кроме того, нужно донести до стартаперов, какие у них есть возможности. Это позволит увеличить поток грамотных программистов из других регионов (в период роста экономики, например, в Екатеринбурге спрос на программистов был в десять раз выше предложения) и уменьшить их миграцию в Москву и за границу. Создавать этот имидж необходимо как можно скорее, пока наукоград в Сколково не откачал с территории ценные ресурсы.

Искусственная естественность

При всей внешней выполнимости задач проекту угрожают существенные проблемы.

Первая и главная - отсутствие воли и осознанной государственной политики в ИТ-сфере.В нашей стране господдержка сводится к продвижению индийского пути оффшорного программирования. Он не приводит к задействованию инновационного, интеллектуального потенциала отрасли. На этом пути экспортируется, по сути, сырье - рабочие руки программистов. Идеи, а следовательно, вся связанная с ними добавленная стоимость, принадлежат западному заказчику. Чтобы стимулировать «индийский путь», надо предоставлятькомпаниям-экспортерам ПО льготы по уплате ЕСН (основная часть их затрат - зарплата), стимулировать их укрупнение (чтобы делать их более универсальными подрядчиками). Именно такого рода меры и предпринимались правительством РФ в течение последних лет. К развитию инновационной индустрии разработки 
ПО они не имеют никакого отношения.

В России все время пытаются поддержать ИТ-сферу в целом, объявив ее целиком инновационной, а это неверный подход 
(см. «Всем - значит никому»). ИТ-сектор, безусловно, доволен этим, но наукоемких продуктов, способных прорваться на мировой рынок, не прибавляется.

Факторы, тормозящие развитие кластера, заложены и в самой концепции. Один из главных - предполагаемое размещение компаний на одной площадке. Кластер является естественным образованием, его нельзя синтезировать, искусственно создать, в него не может входить определенное количество компаний, невозможно спрогнозировать его показатели. Иначе он превратится в банальный (хоть и полезный в теории) технопарк со своими управляющими структурами, которые, по опыту, инновационным могут посчитать и производство матрасов. Компании софтверного кластера должны быть независимыми.

Фундаментальная идеологическая ошибка - уральский проект подчеркнуто не предполагает внутренней конкуренции между продуктами ИТ-компаний. Между тем необходимость и возможность конкуренции доказывает калифорнийская «Силиконовая долина» - самый успешный пример географического сосредоточения ИТ-компаний. Здесь расположены, например, Intel и AMD (производство процессоров), Yahoo и Google (поисковики и веб-сервисы), Xerox и Hewlett-Packard (оргтехника) и еще несколько десятков конкурирующих в различных сегментах фирм. И практически все они имеют мировую популярность.

 «Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жестким - либо повысить конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти компании легко уничтожают местных, не прошедших столь жесткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории», - писал еще теоретик кластеров Майкл Портер. Именно конкуренция толкает компании к географической концентрации и созданию инновационных продуктов, дающих преимущества региону и стране в целом.          

Согласимся, идея красивая. Но перспективы ее реализации не просматриваются. Примеров успешного создания «питательной» среды для развития бизнеса, и особенно малого, в России нет и не ожидается: проект создания особых экономических зон провалился, технопарки себя дискредитировали, Сколково угрожает просто оттянуть на себя лучшие ресурсы. Так что пока «софтверный рай» выглядит чистым парадизом.                                    



  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 23.08.2010  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100