В последние недели российская «дочка» France Telecom - «Эквант» (бренд Orange Business Services) организовала «целенаправленные встречи с некоторыми российскими операторами», на которых познакомила их с планами создания в России виртуального мобильного оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор «Экванта» Кристоф Жоанбланк. Стратегию по предоставлению услуг MVNO компания начала разрабатывать, по его словам, в конце 2009 г., а в декабре прошли первые встречи с несколькими сотовыми операторами.
Операторы MVNO используют частоты и в ряде случаев оборудование других сотовых компаний, а сами сосредоточены в основном на продаже услуг. За рубежом такие проекты действуют с конца 1990-х гг., в России же приказ Минкомсвязи, позволяющий выдавать лицензии MVNO, вышел только в декабре 2008 г.
Выходить на розничный рынок мобильной связи Orange Business Services не планирует, подчеркивает Жоанбланк. Основная цель - уже существующие корпоративные клиенты, пользующиеся услугами фиксированной связи от Orange Business Services, а мобильной - от МТС и «Вымпелкома», с которыми «Эквант» договорилась о партнерстве. Например, ее клиенты могут звонить с мобильного или офисного телефона по коротким номерам на мобильные или офисные телефоны коллег. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая говорит, что эта услуга действует в 10 городах и с конца 2008 г. ее подключили несколько крупных клиентов. Доходы МТС и Orange делят, но в какой пропорции - Осадчая не раскрывает. Представитель Orange Екатерина Цвилева это не комментирует.
О планах Orange создать MVNO известно топ-менеджеру компании, уже получившей такую лицензию. Но в МТС, по словам Осадчей, «предметных предложений» от Orange не поступало, хотя оператор готов их рассмотреть. Не ведет переговоров с Orange и «Мегафон», говорит его представитель Людмила Игнатьева. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева тему переговоров с Orange не комментирует, но отмечает, что «Вымпелком» анализирует бизнес-модели, позволяющие сделать проекты с MVNO экономически эффективными. Разработка бизнес-кейса и переговоры с сотовыми операторами - на ранней стадии, объясняет Жоанбланк.
Будучи партнером МТС и «Вымпелкома», Orange выставляет клиентам счета, но тарифы устанавливает партнер, замечает менеджер компании - партнера французского оператора. Создание MVNO дало бы Orange больше гибкости в разработке новых продуктов и ценовой политике, считает Жоанбланк. К тому же, получив прямой доступ к сотовым абонентам, компания сделает эту услугу гораздо более рентабельной, уверен источник в одном из сотовых операторов.