В конце 2008 г. аналитики DisplaySearch предупредили о том, что 2009 г. станет самым трудным для производителей телевизоров за всю историю рынка. Аналитики полагали, что по итогам 2009 г. мировые поставки телевизоров составят 205,3 млн штук, на 1% меньше по сравнению с 2008 г. При этом в денежном выражении рынок сократится более значительно - на 18% до $88 млрд.
В действительности прогноз аналитиков не подтвердился. Мировые поставки телевизоров в 2009 г. составили 211 млн штук, на 2% больше в сравнении с 2008 г. В денежном выражении рынок ТВ, по предварительным данным, сократился на 10% до $101 млрд. При этом спрос на телевизоры с плоским экраном вырос на 37% против 34% в 2008 г. По словам экспертов, потребители - в особенности в развивающихся странах - проявили к современным телевизорам больший интерес, чем предполагалось. Это и стало своего рода подушкой безопасности.
Еще один момент, которые аналитики зафиксировали по итогам года - доля плоских ТВ превысила 75% в численном выражении и 90% - в денежном, и опять же благодаря увеличению спроса в развивающихся странах. Основными факторами стали: снижение себестоимости, снижение наценки производителем и розничной сетью. Средняя стоимость ТВ снизилась за год более чем на 8%, при этом средняя стоимость ЖК-ТВ - на рекордные 24%.
Мировые поставки телевизоров в 4-м квартале 2009 г. по технологии
Технология
Поставки в 4-м кв. 2009 г., тыс. шт
Доля в 4-м кв. 2009 г., %
Рост квартал к кварталу, %
Рост год к году, %
ЖК
50726
74,8
35
50
Плазма
4723
7,0
31
6
OLED
0,4
0,0
193
-33
CRT
12313
18,2
-10
-37
RPTV
51
0,1
55
-56
Всего
67813
100,0
24
17
Источник: DisplaySearch
Мировые поставки телевизоров в 4-м квартале 2009 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 17%, ЖК-телевизоров - на 50%, плазменных ТВ - на 6%, тогда как OLED-, кинескопных и проекционных телевизоров упали на 33%, 37% и 56% соответственно. Напомним, недавно Sony отказалась от производства OLED-телевизоров для продажи на рынке Японии ввиду низкого спроса на такой тип устройств. Основными причинами такого поведения является возникновение новых технологий на рынке ЖК, которые переманивают покупателей, в частности, речь идет о ЖК-телевизорах со светодиодной (LED) подсветкой.
Рейтинг производителей телевизоров по размеру выручки
Место
Компания
Доля в 3-м кв. 2009 г., %
Доля в 4-м кв. 2009 г., %
Рост квартал к кварталу, %
Рост год к году, %
1
Samsung
21,9
23,6
33
13
2
LG
12,9
13,0
24
20
3
Sony
9,9
11,5
43
-18
4
Panasonic
9,2
8,0
8
-3
5
Sharp
5,7
5,4
15
-23
Другие
40,4
38,6
18
13
Всего
100,0
100,0
23
5
Источник: DisplaySearch
В 4-м квартале из всех 67,8 млн проданных телевизоров ЖК-телевизоры со светодиодной подсветкой панели (учитываются все возможные конструкции) составили всего лишь 4%. При этом такие телевизоры заняли 11% сегмента с диагональю экрана 40+ и 24% - сегмента 50+. До 2009 г. такие телевизоры имели слишком большую разницу в цене, и немногие могли себе их позволить. Ожидается, что в 2010 г. эта разница уменьшится, и спрос на так называемые LED-телевизоры существенно вырастет.
Лидером рынка по-прежнему является корейская компания Samsung. В 4-м квартале она заняла рекордную для себя долю рынка в денежном выражении в 23,6%, а по итогам всего года выручка компании составила 22,6%. Samsung является ведущим производителем телевизоров как по объемам поставок, так и выручки ежеквартально более 3 лет кряду благодаря широкому ассортименту и разработкам в направлениях светодиодной подсветки и увеличенной частоты обновления экрана - основные технологии, которые дают возможность увеличить прибыль с каждого проданного устройства. Компания LG показала по итогам года лучший прирост доли в первой пятерке вендоров. В 2009 г. доля компании выросла на 2 процентных пункта по сравнению с 2008 г. до 13,2%, что стало следствием агрессивной рекламной кампании и активному продвижению бренда, стартовавшему в 2009 г. Сильнее остальных год к году упали продажи у Sharp и Sony - на 23% и 18% соответственно.
В 2010 г. аналитики прогнозируют увеличение спроса на телевизоры с бóльшими диагоналями. Кроме того, внимание покупателей будет привлечено новыми технологиями, которыми производители наделяют свои продукты. Прежде всего, это технологии отображения 3D-контента, базирующиеся на разработках компании RealD, - такие телевизоры уже готовят Samsung, Sony, Panasonic и другие бренды.