Интернет подорожает вдвое
СЕРГЕЙ Ъ-КОЛЯДА
Как стало известно Ъ, с 1 декабря резко меняются правила игры на российском рынке доступа в интернет. Вслед за компанией "РТКомм.Ру" два крупнейших российских провайдера - Golden Telecom и "МТУ-Интел" - фактически повышают цены на оптовом рынке трафика. Эти перемены могут привести к разорению более мелких провайдеров и росту розничных цен на интернет в полтора-два раза.
Два крупнейших российских интернет-провайдера - Golden Telecom и "МТУ-Интел" - меняют с 1 декабря правила своей работы на оптовом рынке интернет-трафика. Речь идет о том, что компании собираются взимать оплату за отправленный внутрироссийский трафик погигабайтно, а не на основе фиксированных ежемесячных отчислений. "Такая схема позволит устранить различия между зарубежным и российским трафиком для клиентов и других провайдеров,- поясняет гендиректор компании 'МТУ-Интел' Николай Репин.- В конечном итоге цены станут более прозрачными и понятными". "Новые правила неминуемо приведут к повышению цен на доступ в интернет. Затраты пользователей на получение того же самого объема услуг будут увеличиваться, и для некоторых категорий абонентов могут вырасти в полтора-два раза",- говорит Александр Милицкий, владелец сайта "Независимый обзор провайдеров".
Оптовый интернет-трафик в России до последнего момента продавался тремя различными способами. Во-первых, доходы от предоставления доступа к зарубежным интернет-ресурсам получали крупные магистральные провайдеры (вроде Telia International Carrier, Sonera и Cable & Wireless). Во-вторых, крупные местные провайдеры (среди клиентов которых популярные в рунете сайты) торговали с более мелкими за фиксированную плату. Существовал и третий способ - бесплатный межоператорский взаимообмен трафиком.
Эту ситуацию летом 2002 года первой нарушила компания "РТКомм.Ру" (общероссийский провайдерский проект оператора "Ростелеком"), начавшая продажу внутрироссийского трафика как за фиксированную плату, так и погигабайтно. "Это более правильная бизнес-модель,- поясняет коммерческий директор 'РТКомм.Ру' Александр Горбунов.- Ведь до лета этого года любая начинающая компания могла получать трафик от 'РТКомм.Ру', вложившей немалые средства в инфраструктуру, едва ли не бесплатно, а затем продавать интернет клиентам за гораздо большие деньги". Господин Горбунов иллюстрирует свое мнение следующими цифрами: "В зависимости от мощности канала цена за пропуск 1 гигабайта трафика при подключении в Москве составляет $5-20. А конечный московский пользователь у себя в офисе или дома получает этот же гигабайт по цене $50-120".
Пример новой политики "РТКомм.Ру" оказался заразительным. В провайдерских кругах сейчас активно обсуждают новость о том, что с 1 декабря ей собираются последовать по крайней мере два других крупнейших российских оператора - Golden Telecom и "МТУ-Интел". По оценке инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg, в 2001 году общая доля рынка этих трех компаний в России в совокупности составляла 47% (20% принадлежало "РТКомм.Ру", 15% - Golden Telecom и еще 12% - "МТУ-Интел"). "По-моему, список компаний, отказавшихся от игры в бесплатный трафик, открыт,- считает Сергей Рыжков, директор компании 'Кроникс плюс' (торговая марка 'Ринет').- В него, по-видимому, войдет и 'Транстелеком'". По мнению господина Рыжкова, новая тарифная политика крупных компаний приведет к тому, что вырастут расходы мелких и средних операторов на трафик и в итоге уменьшится рентабельность их работы. "Крупные компании-клиенты также могут заметить повышение цен, поскольку все ресурсы вроде 'России-Он-Лайн' (торговая марка Golden Telecom) и Mail.ru окажутся в платной зоне".
"Повышение межоператорских цен позволит 'МТУ-Интел', Golden Telecom и 'РТКомм.Ру' продолжить вытеснение мелких операторов с рынка. Если вырастет цена у первичных провайдеров, это, скорее всего, сделает работу мелких компаний менее рентабельной и позволит увеличить тройке компаний свою долю рынка",- считает Александр Шатиков, аналитик компании ACM Consulting.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=965
|