Федеральным оператором услуг на базе навигационной системы «Глонасс» назначено предприятие, подконтрольное АФК «Система».

Игорь Цуканов

НИС - совместное предприятие компаний «Ситроникс» и «РТИ Системы» (обе контролирует АФК «Система», владеют по 25,5% НИС) и ФГУП «Российское НИИ космического приборостроения» (49%), подведомственное Федеральному космическому агентству (Роскосмос). НИС учреждена в 2007 г., но до сих пор бездействовала. В годовом отчете НИС за 2008 г. говорится: «не утверждены штатные структура и расписание, не подписан договор с генеральным директором, в штате нет сотрудников» (цитата по «Интерфаксу»).

В соответствии с постановлением правительства федеральный сетевой оператор должен оказывать услуги госструктурам, частным предприятиям и гражданам «по разработке, внедрению, сервисному и информационному обслуживанию технических и аппаратно-программных средств для работы с навигационными системами»; взаимодействовать с другими операторами для «обеспечения единства технологического управления» российской навигационной системой «Глонасс»; интегрировать «Глонасс» с зарубежными спутниковыми навигационными системами; разрабатывать аппаратно-программные средства сбора, обработки и представления информации со спутниковых навигационных систем для спецслужб; в случае экстренных ситуаций предоставлять государству необходимую навигационную информацию.

Это редкий, если не единственный случай, когда исполнение стратегических задач поручено частной компании, замечает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но в условиях тяжелой экономической ситуации нагрузка на госбюджет возросла и возникла потребность в частном партнере, предполагает он. А «Система» всегда была лояльна государству и потому подходит в качестве партнера, заключает эксперт. Один из вариантов финансирования НИС - предоставление внешних кредитов, говорит сотрудник пресс-службы АФК «Система». Планирует ли предоставлять такие кредиты сама АФК, он не сообщил.

Представитель Роскосмоса Александр Воробьев не видит «ничего плохого» в том, что контроль над НИС получила АФК «Система». Роскосмос, по его словам, не станет настаивать на передаче предприятия под госконтроль.

НИС должна определить единые правила, нормы и требования для разработчиков и производителей «Глонасс»-решений, а в перспективе и оказывать услуги спутниковой навигации массовому потребителю, говорит представитель АФК «Система». Предполагается, что НИС также будет поставлять потребителям цифровые навигационные карты и планы городов и населенных пунктов, а также сами устройства. НИС уже заключила соглашения о внедрении навигационных технологий с рядом субъектов РФ (например, в Сибири, а также с Брянской областью), говорит представитель «Системы». Кроме того, по его словам, уже начались работы по созданию электронных навигационных карт масштаба 1:100 000 с графом дорог, а также карт 1140 городов и 240 000 населенных пунктов с адресными планами.

Один из крупных российских поставщиков навигационных карт - «Навител» рад появлению нового производителя, говорит его директор по маркетингу Марина Кузнецова. Их выпуск - затратное дело: нужно приобрести картографическую основу, объехать весь город, чтобы сверить эту карту с реальностью, затем перевести все данные в электронный вид и т. д. Будет хорошо, если часть этих затрат возьмет на себя НИС, считает Кузнецова. Конкуренции с НИС она не опасается: мало выпускать карты, нужна еще и качественная программная оболочка с возможностями поиска адресов, прокладывания маршрутов и т. п.

Начальная стоимость создания цифровой карты города с населением около 0,5 млн человек - 1-1,5 млн руб. (без учета выпуска обновлений), оценивает менеджер крупного производителя таких карт.

Navteq потребовалось 20 лет, чтобы отработать методику сбора данных и построение приложений на их основе, говорит директор по развитию ее бизнеса в России и странах СНГ Павел Козлов. Он сомневается, что в ближайшие 5-7 лет новый игрок сможет создать качественный продукт, добавляя: в России уже есть как минимум четыре поставщика навигационных карт, работающих как в системе GPS, так и в «Глонасс», и охватывающих 80-100% населения России.

Коммерческий рынок GPS успешно развивается без федерального оператора: до кризиса продажи GPS-устройств росли на 300% в год и сейчас на руках у пользователей 1,5-2 млн таких устройств, оценивает гендиректор CityGuide Андрей Сабайдаш. Проблема развития системы «Глонасс», по его словам, в неконкурентоспособности «Глонасс»-оборудования и создание федерального оператора само по себе эту проблему не решит.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=9620