Сотовые подключения: мартовские падения

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу марта 2009 года достигло 190,81 млн абонентов, увеличившись по сравнению с концом февраля на 1,2 млн. Этот результат вполне можно назвать удачным, так как он превышает и февральский, и январский показатели. Однако если сравнивать с результатами марта предыдущих лет, то результат не будет уже таким внушительным: наоборот - это самый низкий показатель за последние четыре марта. Да и до декабрьского прироста 2008 года мартовским результатам довольно далеко: последний месяц предыдущего года продемонстрировал прирост в 3,5 млн абонентов.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу марта 2009 года до 131,4 %, тогда как в конец февраля 2009 года этот показатель равнялся 130,6 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России составило 0,8 % - на 0,2 %выше, чем в феврале. За год проникновение увеличилось на 15,7 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец марта 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 32,09 млн и 10,724 млн соответственно. При этом прирост в обеих столицах оставил 102 тыс. и 42 тыс. Интересно, что несмотря на то, что в России в целом прирост абонбазы в марте оказался выше, чем в феврале, и Москва, и Петербург демонстрируют снижение прироста: в Первопрестольной на 99 тыс. меньше, а в Петербурге на 2 тыс. меньше, чем в феврале. И хотя до минимума последнего времени петербургский результат марта не "дотянул", но все же оказался на предпоследнем месте по приросту за истекший год.

Проникновение же в столицах на конец марта 2009 года составило 188,9 (Москва) и 169,1 (Петербург). Показатели февраля текущего года - 188,3 % (Москва) и 168,5 % (Петербург). Таким образом, увеличение проникновения за март текущего года в Москве и Петербурге составило 0,6 % и 0,6 %.

В марте 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. На первом месте остается "ВымпелКом" с 48,3 %, что больше результатов предыдущего месяца на 5,1 %, но не является рекордным за последнее время - в январе, например, доля этого оператора составляла 65,9 %. Между тем, в регионах "ВымпелКом" сдал позиции лидера по приросту, в Петербурге "ушел в минус", а в Москве - наоборот, вырвался на первое место по доле в приросте.

На втором месте по доле в приросте абонбазы в целом по России второй месяц подряд остаются МТС, однако доля этого оператора несколько снизилась: с 35,8 % в феврале до 22,7 % в марте. "МегаФон" оказался на третьем месте с 10,2 %, тогда как в феврале демонстрировал отрицательный результат. 18,8 % в общем приросте достались другим операторам.

В итоге к концу марта 2009 года абонентская база операторов "большой тройки" в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 65,105 млн, прирост за месяц - 272 тыс., что меньше, чем в феврале, когда прирост составил 345 тыс. Количество абонентов "ВымпелКом" достигло 49,351 млн (прирост 580 тыс.), "МегаФон" - 43,521 млн (прирост 123 тыс.).

Рынок России в конце марта 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,1 % (потеря 0,1 %), "ВымпелКом" - 25,9 % (прирост 0,2 %), "МегаФон" - 22,8 % (потеря - 0,1 %). Доля остальных операторов составляет, как и в прошлые месяцы, 17,2 %.

В Петербурге в марте 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 42 тыс. абонентов. Причем, МТС не только сохранили первое место по доле в приросте, но снова превысили 50-процентный барьер, заняв 52 %. На втором месте по доле в приросте оказался с 44 % Tele2, давно не занимавший высоких позиций. Третьим и последним стали "Скай Линк" с 4 %. Данная ситуация обусловлена тем, что, по данным аналитиков, и "МегаФон", и "Билайн" продемонстрировали отрицательные показатели по доле в приросте.

Доли петербургского рынка по итогам марта 2009 года в результате распределились так: "МегаФон" получил 32,7 % (потеря за месяц 0,3 %), МТС - 31,5 % (прирост за месяц 0,2 %), "Билайн" - 19,6 % (потеря 0,2 %), Tele2 - 14,0 % (прирост 0,3 %), "Скай Линк" - 2,3 % (прирост 0,2 %).

В марте 2009 года количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области, по оценкам ИД "РПР-группа", составило 109 тыс.. При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, в Северной столице в марте 2009 года лидером остался "Билайн", получивший 48,7 % от общих подключений, что даже выше результатов предыдущего месяца. "Мобильные ТелеСистемы" несколько месяцев подряд остаются на третьем месте: на долю этого оператора пришлось 28,9 % подключений, причем потери по сравнению с февралем оказались несколько меньше, т.е. удалось снизить темпы падения доли в продажах стартовых контрактов. "МегаФон" получил 10,8 %, что ниже результатов февраля, когда этот оператор получил 12 %, и соответствует январскому результату - 10,8 %. На четвертом месте остается Tele2 с 9 %, что выше как январских, так и февральских показателей. "Скай Линк" традиционно остается на последнем месте: в январе на его долю пришлось 2,6 %, что значительно выше показателя предыдущего месяца. Эти данные - не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов и мобильных стоек операторов.

Между тем, по данным ИД "РПР-группа", по подключениям GSM-операторов региона с учетом всех каналов продаж стартовых контрактов ситуация выглядит несколько иначе: на долю "МегаФона" приходится 37 % от всех продаж, на долю МТС - 28 %, на долю "Билайн" - 22 %, на долю Tele2 - 13 %.

Что касается маркетинговых инициатив, то основной тенденцией марта стало практически полное отсутствие специальных праздничных инициатив операторов. Вместо этого операторы занялись модернизацией тарифных линеек и запуском специальных предложений, ориентированных на "дальнюю" связь.

Если говорить о новых тарифах, то лидером в этом сегменте стал, пожалуй, "МегаФон", запустивший в самом начале марта тарифный план "Сказка", предполагающий единую стоимость исходящих вызовов - 1 рубль за минуту. "Скай Линк" также в начале первого весеннего месяца обновил линейку, запустив сразу три ограниченно безлимитных тарифа, однако они "продержались" в линейке недолго и уже в апреле были закрыты для подключений.

В сегменте "дальней" связи опять-таки наиболее заметным стало предложение "МегаФона" - опция "Межгород", в рамках которой при отсутствии платы за подключение и абонентской платы предлагается низкая стоимость "дальнего" трафика по направлению в СНГ и страны Балтии в ночное время. Также предложения, ориентированные на продвижение услуг "дальней" связи, вывели в марте "Скай Линк" (опция "Безлимитный Скай Линк") и МТС (услуга "Соседние регионы").

Несмотря на то, что совместных с дилерами акций в последнее время операторами практически не проводится, для собственных промостоек операторы разрабатывают эксклюзивные акции. Так, в петербургских гипермаркетах "Лента" на стойках экспресс-продаж МТС проводят с середины марта акцию по продвижению тарифов Maxi и специальной версии тарифа "Супер Ноль", предполагающей бонусный пакет голосового трафика.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=9298