Дмитрий Иванников: Мы наблюдаем новую волну интереса к телеком-аутсорсингу
Александр Радаев
Текущая экономическая ситуация не обошла стороной телеком-операторов. Общие темпы инвестиций в строительство сетей связи в стране сокращаются. Но есть исключения. О положительной стороне кризиса и выборе стратегии развития в этот период в интервью CNews рассказал Дмитрий Иванников, генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ. CNews: В текущей экономической ситуации многие компании сокращают расходы на ИТ. Насколько это сказывается на бизнесе вашей компании? Дмитрий Иванников: На наш взгляд, на кризис нужно смотреть как на возможность. Есть хороший анекдот на эту тему: чем отличается английское выражение challenge от problem? Когда у тебя есть лук и одна стрела и до мишени сто метров, попасть в центр - это challenge. Проблема - когда мишень ты. Мы стремимся воспринимать ситуацию как вызов, ставить себе сложные, но решаемые задачи. Я считаю, в период кризиса это наиболее правильная политика. Cегодня мы стараемся понять потребности, цели и задачи текущих и потенциальных заказчиков, выработать решения, которые будут способны помочь им выйти из кризиса. Понимая изменения бизнеса клиента, его приоритетов, мы кастомизируем наши предложения, наглядно демонстрируем, сколько он может сэкономить вследствие снижения цены, применения новых решений и т.д. Мы склонны думать не о том, сколько денег потеряем, предоставляя скидки клиентам, а о том, насколько мы можем увеличить свою долю на рынке, благодаря новым заказам. CNews: Какие телеком-решения сейчас наиболее востребованы? На какие повысился спрос в условиях кризиса? Дмитрий Иванников: Спрос повысился на все, что позволяет уменьшить расходы - например, очень сильно вырос интерес к видеоконференцсвязи, которая помогает сократить затраты на бизнес-поездки. Также более востребованы аудио- и веб-конференции. Надо отметить, что заказчики сегодня стали гораздо менее консервативны. Так, компании, которые ранее базировали свои сети на выделенных каналах, стоимость которых, безусловно, выше, сейчас переходят на IP VPN. При этом они получают необходимое им качество передачи голоса и видео, а также соглашение об уровне качества. CNews: Значит, раньше компании не обращали внимание на стоимость? Дмитрий Иванников: Да, до кризиса для компаний экономия на канале была не важна. Сокращение затрат на 5-10% или даже на 15-20% не вызывало интереса - на первом месте были полный контроль и стабильность. Сегодня мотивационные факторы заказчиков изменились. Если можно получить практически то же, что и раньше, но за меньшие деньги - почему бы и нет? Подход изменился, тем более, что IP VPN гораздо более простая технология с точки зрения централизации инфраструктуры и затрат на ее поддержку. Дмитрий Иванников: Заказчики сегодня стали гораздо менее консервативны Поэтому мы определили для себя несколько базовых принципов работы, которые, к слову, соответствуют стратегиям, принятым в подразделениях France Telecom во всем мире. Естественно, мы стараемся экономить на всем, на чем можем. Но продолжаем инвестировать в развитие собственной инфраструктуры и запуск новых продуктов, в действующие проекты, и в направления, развитие которых приостановилось, но с изменением ситуации на рынке должно возобновиться. Главное: мы не экономим на качестве обслуживания заказчиков - это жесткий принцип. Также мы стараемся удерживать лучшие кадры и не экономим на условиях работы собственных сотрудников, так как считаем, что качество обслуживания клиентов напрямую зависит от этого. CNews: Это означает, что у вас не проводились сокращения? Дмитрий Иванников: Нет, не проводились. Но у нас идет обновление кадров, мы стараемся привлекать лучших специалистов, которые освобождаются на рынке. Да, от нас уходят люди, но мы и нанимаем - то есть количество сотрудников в компании практически не меняется, идет обновление кадров. Мы стараемся повысить отдачу от имеющегося штата и продолжаем вкладывать в обучение сотрудников, в повышение их квалификации. CNews: А как сказался на бизнесе рост курсов евро и доллара? Дмитрий Иванников: Неприятно сказался. Потому что большая часть наших заказчиков, у которых ценообразование было в долларах, перешли на рубли, и мы зафиксировали курс. При этом цены на оборудование остались в долларах. Вендоры склонны идти на скидки, на рассрочки платежа, но их возможности тоже ограничены. Некоторые производители, к сожалению, дошли до банкротства. У них тоже непростая ситуация. Но мы, как я уже говорил, продолжаем инвестировать в развитие. Сеть дальней связи запущена 1 января 2008 года, и мы сейчас расширяем всю нашу голосовую инфраструктуру. К настоящему моменту сделано достаточно много инвестиций в проект, именно поэтому сейчас мы можем развиваться дальше. Сеть построена, осталось ее нагрузить, чем мы успешно занимаемся. В большинстве случаев мы зависим от собственных ресурсов, а не от арендованных, и это большой плюс. CNews: А как развивается направление VSAT? Дмитрий Иванников: Оно процветает и ограничено только количеством имеющегося спутникового ресурса. Это, пожалуй, единственный вид телекоммуникационных услуг, где цены не только не падают, но и имеют тенденцию к росту. Однако нехватка спутниковой емкости может стать серьезной проблемой. Спутники переполнены, то и дело возникают проблемы то на одном, то на другом аппарате, а запуски новых происходят недостаточно быстро. К тому же новые спутники часто долго находятся в тестовой эксплуатации на орбите, бывает, больше года. Это, конечно, не способствует снижению цен на данный вид связи. Пока все, что остается делать, - обновлять технологии и в имеющуюся спутниковую полосу за счет компрессии загружать все большее и большее количество трафика. Модернизировать свою наземную спутниковую инфраструктуру, чтобы обеспечить качество - и мы этим занимаемся. CNews: Как в текущей ситуации получить максимальную отдачу от имеющейся инфраструктуры? Какой спектр услуг предлагает ваша компания? Дмитрий Иванников: Мы стараемся максимально расширить предложения, развиваем долгосрочные партнерские отношения с заказчиками, вершиной которых является, наверное, аутсорсинг телекоммуникационных услуг. Когда компания может себе позволить не держать собственный телекоммуникационный отдел и не покупать телеком-оборудование, а потреблять необходимые услуги связи, получать весь набор оборудования и сервисы в составе услуги, например, корпоративной телефонии. Такие заказчики у нас уже есть, причем не только российские. Среди них "Лаборатория Касперского", БАТ Россия, Danone. Но здесь также есть камни преткновения. Наше законодательство не способствует поддержанию долгосрочных отношений. По закону оператор может в любой момент поднять цены, заказчик может, предупредив за 30 дней, отключиться. А инвестиции, которые необходимо сделать для поддержки этого клиента, могут иметь срок окупаемости в несколько лет. Это вложения в оборудование, в клиентские устройства, в строительство последних миль, в персонал и т.д. Поэтому стандартной практикой нашей работы во всем мире являются 3-5-летние соглашения, где фиксируется как стоимость услуг, так и скидка, которая увеличивается каждый последующий год. Такие соглашения обеспечивают лояльность заказчиков и дают нам уверенность в сохранности наших инвестиций. CNews: То есть телеком-аутсорсинг - это достаточно рисковый продукт? Дмитрий Иванников: Хороший вопрос. В принципе, он не рисковый, если существуют долговременные отношения с заказчиком. На аутсорсинг нельзя перейти за месяц, за два, за три, даже за полгода. До него нужно дорасти, нужно постоянно плавно увеличивать уровень услуг, которые вы оказываете заказчику, нужно иметь команду поддержки заказчиков или Customer Service, которая этого клиента обслуживает не месяц и не два. И когда две компании становятся прозрачными друг для друга, устраивают друг друга по качеству сервиса, по стабильности бизнеса, тогда возникает повод поговорить о долгосрочном соглашении и аутсорсинге. CNews: То есть вероятность того, что новый клиент закажет услугу телеком-аутсорсинга, минимальна? Дмитрий Иванников: Ноль. Это невозможно, клиент никогда не отдаст ключевой бизнес-процесс сторонней компании, с которой у него нет опыта взаимоотношений. CNews: То есть кризис не спровоцировал повышения спроса на аутсорсинг? Дмитрий Иванников: В целом можно сказать, что спровоцировал. Компаниям стало труднее выделять средства на расходы, поэтому возрос интерес к получению оборудования в составе услуги, это так называемые управляемые услуги. Это возможность для заказчиков передать нам непрофильные активы, функции управления и эксплуатации всего ИТ-оборудования, необходимого для реализации бизнес-задач. Причем не просто управления, а именно оптимизации настроек оборудования с учетом потребностей бизнеса заказчика и используемых приложений. В качестве примера можно привести такие распространенные задачи, как организация подключения частной IP VPN сети заказчика к сети интернет, с обеспечением безопасности и контроля доступа; управление маршрутизаторами клиента, его телефонной сетью и предоставление в составе услуги инфраструктурного оборудования для видео- и аудиоконференцсвязи. Если, например, говорить о видеоконференцсвязи, заказчик может обойтись и без собственных видеотерминалов - Orange предоставляет собственные конференц-комнаты в офисах своих подразделений по всей России. Компания без серьезных инвестиций получает современные телекоммуникационные сервисы, работающие с заданными параметрами и производительностью как на сетевом уровне, так и уровне приложений. Повысился спрос на видео- и аудиоконференции, услуги дата-центров. Мы также предоставляем услугу хостинга оборудования для большого количества компаний. Спрос здесь по-прежнему пока будет превышать предложение. CNews: Расскажите о ваших наиболее интересных проектах? Дмитрий Иванников: Например, проект для "Лаборатории Касперского". В рамках него специалисты Orange объединили в единую корпоративную IP VPN сеть офисы компании в семи странах Европы, Азии и Америки. Единая корпоративная сеть заказчику требовалась для поддержки работы ERP-системы, корпоративной телефонии и видеоконференцсвязи в офисах в различных странах мира. Отдельно решался и вопрос "свой персонал vs аутсорсинг" в обслуживании сети. В "Лаборатории Касперского" решили, что компании проще получать сервис с определенным уровнем услуг, нежели нести расходы на собственных специалистов, обслуживающих оборудование и обеспечивающих стабильное функционирование сети. Сейчас участие персонала "Лаборатории Касперского" в настройке и обслуживании телекоммуникационной сети минимально - ведется лишь мониторинг доступности сети согласно SLA. При фиксации проблемы сведения о ней просто передаются Orange, который самостоятельно восстанавливает работоспособность того или иного сервиса.
Другой наш заказчик Danone - мы сотрудничаем с 1999 года и предоставляем практически все наши услуги. Подразделения российской компании связаны IP VPN сетью. Телефонная связь в Danone организована на базе услуги конвергенции фиксированной и мобильной связи. Это единая сеть по всей стране с единым тарифом и возможностью связи с помощью набора короткого номера. Так можно звонить в любой региональный офис, на мобильный телефон - и все это, минуя "восьмерки" и "девятки". Другой очень интересный проект с Danonе - это "мобильные продажи". Торговый агент, находясь в любой точке страны, осуществляет мобильное соединение с корпоративной сетью компании через КПК, и в режиме онлайн вводит новые заказы в корпоративную систему. Благодаря этому логистические операции планируются более эффективно, появилась возможность гибко управлять отгрузкой продукции в течение всего дня. Все техническое сопровождение в данном случае также целиком лежит на плечах специалистов Orange Business Services. А недавно мы выиграли тендер на включение в единую сеть более 300 офисов крупнейшего банка в 10-ти городах России. Это большой проект и мы активно готовимся к его реализации. CNews: Что вам нравится в вашей работе? Дмитрий Иванников: Я занимаю эту должность уже 2 года и очень рад, что пришел в Orange. За это время произошло многое: была проведена масштабная реструктуризация компании, достаточно серьезная модернизация технологической базы, завершено строительство сети дальней связи. Было многое сделано для прибыльности компании. Безусловно, у меня большое удовлетворение от работы. Она нравится, прежде всего, тем, что работать не скучно. Очень многое предстоит сделать в текущем году. И я надеюсь, у нас еще не раз будет повод с вами встретиться.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=9259 |