"2008 год, а особенно последний квартал, принес рынку отрезвление"
Интервью с Дмитрием Бехтеревым, директором по маркетингу Paragon Software (SHDD).
- Что принес 2008 год рынку информационных технологий и телекоммуникаций?
- В целом 2008 год, а особенно последний квартал, принес рынку отрезвление. Многие компании сфокусировались на повышении эффективности, временно отложив инвестиции в новые продукты и проекты. Это можно считать одним из самых главных итогов года - стало понятно, что 2009 год переживут не все.
- Какие новые тенденции появились в 2008 году?
- В сегменте мобильных устройств, сервисов и программного обеспечения в 2008 году произошло немало интересного.
В первую очередь, я бы отметил запуск iTunes App Store, являющийся отличным примером того, как можно (и нужно) продавать софт для мобильных устройств. До сих пор мало кто мог приблизиться к эффективности этого канала, хотя и до, и после Apple предпринимались неоднократные попытки запуска аналогичных решений.
Нельзя обойти вниманием компанию Nokia, достаточно сильно сменившую фокус в 2008 году, сконцентрировавшуюся на сервисах. Надеемся, что в 2009 году это принесет ощутимые плоды - все предпосылки к этому есть. Nokia 5800 с сенсорным экраном также нашла свою аудиторию, став одним из самых популярных устройств у пользователей.
Одним из интереснейших событий 2008 года также стал запуск устройств на платформе Android. Думаю, в 2009 году мы увидим много интересных решений на её основе, которые смогут повлиять на распределение ролей на соответствующем рынке.
В целом, в прошедшем году мобильный рынок стал гораздо более диверсифицированным - появилось большое количество новых платформ, устройств и концепций. Это приводит к большему разнообразию продуктов, доступных пользователю, что, безусловно, позитивно сказывается на темпах развития мобильного рынка в целом.
- Какой вклад в развитие рынка внесла ваша компания?
- В 2008 году мы продолжили взятый курс на мультиплатформенность. Были выпущены словарные решения и утилиты для iPhone, Android, Java, Blackberry.
Вместе с выходом Nokia 5800 вся наша продуктовая линейка (включая утилиты Handy и словари) была адаптирована для удобной работы на новейших устройствах с сенсорным экраном базе Symbian. Мы стали одними из первых разработчиков, выпустившими продукты для этих устройств. В том числе, мы продолжили развитие собственной технологии распознавания рукописного ввода PenReader, реализовав возможность распознавания почерка на смарфтонах Symbian S60 5th Edition (в частности, Nokia 5800, Nokia N97). На данный момент PenReader позволяет добиться в несколько раз лучшего качества ввода и распознавания рукописного текста по сравнению со встроенным решением.
Хочется отметить также новые словари "СловоЕд" для платформы Mac OS, с выходом которой они стали охватывать все существующие платформы. Сейчас "СловоЕд" доступен для практически любого электронного устройства - от ноутбука, карманного ПК до обычного Java-телефона и плеера iPod.
В конце года был реализован масштабный совместный проект с компанией МТС - "МТС Каталог", - ставший одним из немногих операторских решений, реально запущенных в коммерческую эксплуатацию и востребованных абонентами.
Так что год для нашей компании прошел достаточно динамично и успешно.
- Какие направления деятельности вашей компании в 2008 году были особенно успешными?
- В первую очередь, основной упор был сделан на разработку и запуск линейки электронных словарей для iPhone, что и стало самым успешным нашим проектом в 2008 году. Несмотря на то, что в AppStore сейчас более чем 25 000 различных приложений, около половины из которых - это развлекательные сервисы, словари "СловоЕд" завоевали популярность с первых дней появления в AppStore. Данный успех мы можем отнести, прежде всего, к тому, что в своих приложениях для iPhone мы использовали действительно лучшие словарные базы, существующие на данный момент для каждого языка и страны.
- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
- В целом, негативное. Отрасль ИТ переживает рецессию, как и другие отрасли: экономика, социальная сфера, наука. Если 2008 год был отмечен множеством новых проектов, устройств, решений, инноваций и прорывов (сети 4G, огромная популярность iPhone и AppStore, 60%-е увеличение числа пользователей мобильного Интернета, выходящих в сеть с мобильных телефонов), то начало 2009 года существенно снизило ожидания на рынке. В цепочку "пострадавших" от кризиса входят крупнейшие международные производители устройств, международные и региональные телекоммуникационные компании, операторы, дистрибьюторы, контент-провайдеры, вендоры и конечные пользователи мобильных устройств или ПК, которые снижают свои расходы. Тем не менее, финансовые отчеты и другие показатели некоторых компаний отрасли говорят о том, что их прибыль не только не снижается, но и растет. Так, например, продажи ноутбуков и компьютеров Apple превосходят все ожидания, количество скачиваний в AppStore приближается к миллиарду. Безусловно, нельзя отрицать позитивные стороны кризиса, касающиеся увеличения эффективности и инвестиций в инфраструктурные проекты. Для пользователей во время кризиса налицо такие положительные моменты, как повышение конкуренции, которая привнесет на рынок более качественные продукты и услуги. Также можно ожидать, что кризис спровоцирует новый виток развития в отрасли информационных технологий, а, следовательно, появление новых решений, возможностей и новых игроков ИТ-индустрии.
- Какие коррективы внес кризис в деятельность вашей компании?
- Благодаря тому, что мы всегда много инвестировали в собственные разработки, выпускали продукты для совершенно разных платформ, работали в мировом масштабе в области разработки решений, не ограничиваясь отдельными регионами, корректив в нашу деятельность кризис практически не внес.
- Какие цели ставит перед собой ваша компания в 2009 году?
- Цель одна - поддерживать высокую скорость развития, не снижая рентабельности. Задач для этого придется решить достаточно много. Почти все они касаются либо новых платформ, либо новых продуктов, либо новых бизнес-моделей.
- Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий на ближайшие несколько лет?
- Безусловно, российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий - это прежде всего развивающийся рынок, то есть по многим параметрам он находится на стадии становления. Прошедшие годы отчетливо показали нам, что развитие ИТ в России как отрасли идет быстрыми темпами, догоняя развитые рынки. Конечно, кризис снизит темп развития и рост российского ИТ-рынка. Детали станут ясны в третьем-четвертом кварталах 2009 года.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=9218
|