Как ИТ-компании мотивируют сотрудников?

Яна Станкевич

 Для привлечения соискателей и удержания сотрудников, кроме достойной оплаты труда, предприятия должны предоставлять конкурентоспособный социальный пакет, использовать методы нематериальной мотивации (в том числе обеспечение комфортных условий работы) и способы адаптации новых сотрудников. Это особенно актуально для ИТ-компаний, продолжающих испытывать острую нехватку кадров. Какова их политика в этом направлении? Какие методы используют? На что делают ставку?

По данным исследования компаний-номинантов премии "HR-бренд", проведенном HeadHunter, сектор ИТ принадлежит к группе наиболее активных в плане формирования HR-бренда отраслей. Помимо этого, туда входят такие группы, как финансы и страхование и FMCG и розничные сети.

ИТ-компании чаще, чем предприятия других отраслей, с целью привлечения соискателей участвуют в ярмарках вакансий, публикуют информацию о компании в деловых и профессиональных изданиях. Такой способ поиска сотрудников назвали 100% ИТ-фирм, в то время как для остальных сегментов данный показатель находится в диапазоне 80-88% и 63-80% соответственно. Помимо этого, ИТ - единственный сектор, который использует для привлечения сотрудников социальные сети. О таком методе заявило 18% респондентов.

В отличие от опрошенных компаний других отраслей, которые все без исключения используют для подбора сотрудников интернет-ресурсы по поиску работы, для ИТ-сектора данный показатель - 91%.

Методы привлечения сотрудников в различных отраслях (%)

                                                                                                  Источник: HeadHunter, 2008

Если анализировать картину по всем отраслям в целом, получается, что почти все компании для привлечения соискателей оставляют объявления о вакансиях на интернет-ресурсах для поиска работы (96%), на собственных сайтах (96%), а также сотрудничают с этой целью с учебными заведениями (94%).

Иностранные предприятия более охотно публикуют статьи о компании в деловых и профессиональных изданиях, более "открыты" - чаще организуют конкурсы на замещение должности, проводят дни открытых дверей, участвуют в ярмарках вакансий.

Для проверки новых сотрудников чаще всего используются психологические тесты. О таком методе заявили 92% опрошенных компаний. Следует отметить, что среди российских организаций этот показатель составляет 83%, а среди иностранных - 100%. Вторым по популярности способом является многоступенчатое собеседования - его придерживаются 60% респондентов.

Более половины (52%) отечественных фирм прибегают к рекомендациям сотрудников и руководителей, 44% - к проверке службой безопасности и 35% - к оценке профессиональных качеств кандидата. В свою очередь, для иностранных компаний этот показатель - 17%, 29% и 25% соответственно.

Методы проверки соискателей, используемые в различных отраслях (%)

                                                                                              Источник: HeadHunter, 2008

Что касается отраслевого распределения, то ситуация в ИТ и телеком-секторах подтверждает глобальную тенденцию: в отличие от финансов и страхования, где основной акцент делается на проверку службами СБ, здесь, помимо "традиционного" психологического тестирования, популярностью пользуются многоступенчатое собеседование и всяческие рекомендации.

Все для сотрудников

Наиболее распространенные способы организации комфортных условий для работников той или иной компании удовлетворяют первичные и насущные потребности: организация питания (75%), удобный график работы (64%), организация доставки сотрудников до места работы (26%), обеспечение всей необходимой для работы техникой (29%). Реже работодатели заботятся о здоровье своих сотрудников. Так, кабинет врача или спортивный зал в офисе устраивают 13% компаний, а, например, сеансы массажа для сотрудников - всего 6%.

Способы организации комфортных условий работы в различных отраслях (%)

                                                                                                  Источник: HeadHunter, 2008

Иностранные предприятия больше заботятся о создании комфортных условий для работы. Например, они чаще организуют для сотрудников питание (83% против 71% в российских компаниях), в том числе, чайно-кофейный стол (46% против 23%), удобный график работы (79% против 56%), спортивный зал в офисе (17% против 10%), массаж для сотрудников (13% против 2%), душевые кабинки, чаще устраивают парковку для машин сотрудников (30% против 8%).

Набор условий, создаваемых ИТ-компаниями для своих сотрудников, отличается от других отраслей, и обусловлен спецификой работы ИТ-компаний: большое количество времени, проводимое в офисе, особенности субкультуры ИТ-специалистов. 55% ИТ-предприятий утверждают, что обеспечивают сотрудников всей необходимой техникой. Для сравнения, второй по величине показатель - лишь 40% - отмечается в секторе строительство и недвижимость. Помимо этого, здесь чаще, чем в других отраслях, предоставляют сотрудникам душевые кабины (36%, в то время как остальные показатели не превышают 6%), комнаты отдыха (27%), спортивный зал (27%) и массаж в офисе, не требуют соблюдения дресс-кода. ИТ-сектор - единственный, где для организации досуга сотрудников существуют настольные игры.

Выделяется в данной категории и телеком. 67% компаний сектора организовывают для сотрудников корпоративный транспорт до офиса, в то время как для остальных отраслей данный показатель не превышает 20%.

Большое значение для формирования HR-бренда имеет и предоставляемый предприятием соцпакет. Как правило, туда включают оплату обучения (100%) и расходов на мобильную связь (92%). Помимо этого, в соцпакет ИТ-компаний часто выходят дотации на питание (82%) и корпоративные фитнес-программы (82%). В свою очередь, 100% телеком-организаций включают в соцпакет медицинское страхование. Помимо этого они чаще по сравнению с другими используют страхование жизни, от несчастного случая, материальную помощь (33%).

Составляющие социального пакета для различных отраслей (%)

                                                                                                   Источник: HeadHunter, 2008

В целом - российские и иностранные предприятия незначительно отличаются по составным частям социального пакета. Отметим, что иностранные компании чаще предоставляют медицинскую страховку для сотрудника (96% против 79%) и ближайших родственников (92% против 38%), автомобиль от компании (25% против 13%).

Не только деньги

Наиболее сильными способами нематериальной мотивации работодатели считают планирование карьеры для сотрудников и благодарность. Такие методики используют 65% опрошенных компаний. Помимо этого, популярностью пользуются звание "Лучший …" (29%), ценные подарки (29%), возможность обучения в компании (21%).

Способы нематериальной мотивации сотрудников компаний из различных отраслей (%)

                                                                                                      Источник: HeadHunter, 2008

Для предприятий ИТ-сектора основными способами нематериального поощрения, помимо благодарности, являются планирование карьеры и звание "лучший" - такие способы предпочитают 45% опрошенных компаний. В свою очередь, половина представителей телекома используют ценные подарки и карьерный рост.

Среди используемых обучающих и образовательных программ, безусловно, лидируют внутренние и внешние тренинги и семинары - об их использовании говорили 86% и 85% компаний соответственно. ИТ-фирмы чаще, чем представители других отраслей, проводят обучение иностранным языкам для сотрудников. Об этом заявило 45% опрошенных представителей ИТ. Отметим, что следующий по величине показатель относится к финансовому сектору и составляет 30%.

Обучающие и образовательные программы, используемые в компаниях различных отраслей (%)

                                                                                                 Источник: HeadHunter, 2008

Интересно, что все опрошенные иностранные компании организовывают общие корпоративные мероприятия. Для отечественных предприятий этот показатель всего 77%. Помимо этого, иностранные компании чаще, чем российские, устраивают тим-билдинги и различные конкурсы, создают корпоративную газеты, организовывают турпоездки за границу и праздники для детей сотрудников. С другой стороны, в российских организациях чаще встречается интранет, совместные занятия спортом, корпоративные футбольные команды, поздравления и подарки сотрудникам по случаю личных праздников.

Мероприятия, направленные на укрепление корпоративной культуры, в копаниях различных отраслей (%)

                                                                                                   Источник: HeadHunter, 2008

Среди ИТ-компаний особенно распространены тим-билдинги и конкурсы среди сотрудников, а телеком-организации, помимо внутреннего сайта компании, чаще других проводят конференции с топ-менеджерами и занятия спортом.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=8693